Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Солнечная средняя общеобразовательная школа»
Усть – Абаканского района Республики Хакасия
Конспект урока в 7 классе
по физике
«Плавание тел»
подготовила
учитель физики и математики
Соломатова Серафима Юрьевна
с. Солнечное, 2014
Пояснительная записка
1. Тема урока «Плавание тел»
2. Место урока в учебном курсе
-
Основное содержание изучаемого материала задано учебной программой и обязательным минимумом содержания по физике.
-
Тема рассматривается в главе «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»
-
Значимость темы:
а) познавательная (выяснение условий плавания тел);
б) практическая (умение определять, как ведут себя различные тала при помещении их в ту или иную жидкость);
в) воспитательная (аккуратность работы с приборами, самостоятельность, добросовестность выполнения заданий);
3. Цель урока: выяснение условий плавания тел в жидкости через проведение экспериментальных работ и демонстрацию видеофрагментов
4. Задачи:
Образовательные: повторить знания об архимедовой силе; обеспечить условия для усвоения учебного материала по теме «Плавание тел»;
Развивающие: способствовать развитию речи, памяти, логического мышления, навыков самостоятельной работы, развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
Воспитательные: формировать познавательный интерес к физике; способствовать формированию у учащихся уважения к научному познанию, формировать умение слушать своих товарищей, работать в коллективе.
5. Требования к усвоению содержания учебного материала.
Учащиеся должны знать: какие силы действуют на тело в жидкости; при каких условиях тело тонет, плавает, всплывает; как располагаются в сосуде несмешивающиеся жидкости. Учащиеся должны уметь: определять поведение тела в жидкости в зависимости от соотношения сил тяжести и Архимеда, а также от соотношения плотностей жидкости и тела, погружаемого в неё; решать задачи на данную тему; применять условия плавания тел в жизни.
6. Тип урока: Комбинированный.
7. Методы обучения и деятельность учащихся: объяснительно – иллюстративный метод (на различных этапах урока учащиеся слушают объяснение учителя, приводят примеры, наблюдают опыты); репродуктивный метод ( записывают и зарисовывают вслед за учителем); проблемная ситуация (отвечают на вопросы учителя, объясняют опыты); частично – поисковый метод (выдвигают гипотезы, делают логические выводы, высказывают интуитивные догадки, обобщают факты, выполняют практические задания); ТСО (видеролики, презентация)
8. Необходимое техническое оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Лабораторное: сосуды с водой, маслом, молоком, набор тел разной плотности, сосновый и парафиновый кубики одинаковых размеров, индивидуальные листы для первичного контроля знаний.
Структура урока:
1. Организационный момент…………………………….2 мин.
2. Актуализация опорных знаний…………………….. 10 мин.
3. Изучение и закрепление нового материала. ………….25 мин.
4. Подведение итогов урока………………………………8 мин.
Ход урока
1 этап. Организация начала занятия (2 мин) (Слайд1)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. «Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника». Последуем совету великого мыслителя лавает
всплывает
F Т >F А F Т =F А F Т <FА
Учитель: Ребята, но у вас были ещё и другие предположения. Например, вы сказали, что может быть всё зависит от материала, из которого сделано тело, и рода жидкости. Давайте это докажем математически, используя формулы силы тяжести и архимедовой силы. Для вывода условия плавания тел к доске вызываются… (имена трёх наиболее успешных учеников). (Работают у доски) И это же самое проверим на опытах. Я приглашаю к демонстрационному столу юного экспериментатора (имя ученика) и его ассистента (имя ученика). Экспериментатор: Возьмём сосуд с маслом машинным. Найди (ассистенту) по таблице плотность этой жидкости и запиши на доске. ( Ассистент: записывает) Экспериментатор: Возьмём кусок парафина. Запиши (ассистенту) плотность этого вещества. Экспериментатор: Опускаю осторожно кусок парафина в масло. Посмотрите, кусок парафина в машинном масле плавает, находится внутри жидкости. Учитель: Молодцы, спасибо! Приглашаются вторая и третья пары (выполняют задание 2 и 3) Таблица 2. Задания для экспериментов
задания
1 сосуд с маслом машинным (900 кгм³) и кусок парафина (900кгм³) Плавает 2 второй сосуд с водой (1000 кгм³) и сосновый кубик (400 кгм³) Всплывает 3 третий сосуд с молоком (1030 кгм³) и стальной шарик (7800 кгм³) Тонет Примечание: Значения плотностей ребята находят сами и делают выводы (выделены цветом и курсивом) Учитель: А что у нас у теоретиков? (Слушаем выводы) Молодцы, всем спасибо! А теперь, ребята, дополните последнюю строчку таблицы в ваших тетрадях. (Слайд 7) Учитель: Итак, что у нас получилось? (читаем таблицу). (слайд 8). А что пишут в учебнике по этому поводу? Найдите в учебнике условия плавания тел. (Читаем вслух) 4 этап. Закрепление новых знаний. Учитель: Используя полученную таблицу и таблицу плотностей (стр 26), выполните задания. (Листы для самоконтроля) Приложение 5 этап. Подведение итогов урока. Оценки за урок. (слайд 10) На уроке я узнал(а) ………………………. Тело тонет, если ………………………… Мяч всплывает, потому что……………….. Оказывается ………………………………. 6 этап. Домашнее задание. Стр 122. п. 48. Выполнить экспериментальное задание. Комментарии к заданию даны на стр 123. (слайд 11) Литература: 1. Громов С.В., Родина Н.А. Физика 7.- Москва: Просвещение, 2002. 2. В.Г. Разумовский, Л.С. Хижнякова. Современный урок физики в средней школе. – Москва: Просвещение, 1983. 3. Усова А.В. Методика преподавания физики в 7 – 8 классах средней школы — Москва: Просвещение, 1990. 4. class-fizika.narod.ru