Цикл уроков физики в 10 классе.
Тема: Основы молекулярно – кинетической теории (5 часов).
В процессе работы над модулем вы должны изучить:
-
возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства;
-
строение и свойства жидкостей и твердых тел;
-
модель идеального газа;
-
давление газа.
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие;
смысл физических величин: средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь: рассчитывать параметры молекул и их количество; устанавливать количественную зависимость давления газа от массы одной молекулы и среднего квадрата скорости её движения; решать задачи на применение основного уравнения МКТ идеального газа.
Модуль 1. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль.
Модуль 2. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.
Модуль 3. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел.
Модуль 4. Идеальный газ. Тепловое движение молекул.
Модуль 5. Основное уравнение молекулярно – кинетической теории газа.
Модуль №1. Размеры и масса молекул. Количество вещества. Моль
Учебный материал с указанием заданий | Деятельность учащегося | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
УЭ 0
УЭ 1
УЭ 2.
УЭ 3.
УЭ 4.
УЭ 5.
УЭ 0.
УЭ 1.
УЭ 2.
УЭ 3.
УЭ 4.
УЭ 5.
УЭ 0.
УЭ 1.
УЭ 2.
УЭ 3.
УЭ 4.
УЭ 0.
УЭ 1.
УЭ 2.
УЭ 3.
УЭ 4.
УЭ 0.
УЭ 1.
УЭ 2.
УЭ 2.
УЭ 3.
УЭ 4. |
Интегрирующая дидактическая цель: в процессе работы над модулем вы должны изучить, знать и уметь:
Цель: изучите становление молекулярно – кинетической теории.
Выполните задания:
2. Рассмотрите учебный материал: П. 57 по учебнику «Физика 10» Г.Я Мякишева, Б.Б.Буховцева, Н.Н.Сотского (стр.150 -153).
3. Просмотрите видеофрагмент «Становление МКТ» («КМ»).
4. Проведите анализ материала в учебнике, фильме. 5. Просмотрите демонстрационный эксперимент: определение размеров молекул, окрашивание жидкости, диффузия газа. ( «Энциклопедия по физике).
Контроль: работу оценивает учитель.
Цель:
Выполните задание. Составьте опорный конспект, отразив в нём основные положения молекулярно – кинетической теории.
Ответьте на вопросы:
Контроль: взаимоконтроль.
Цель: узнать основные свойства, характеризующие размеры молекул, их количество.
Задание.
Ответьте на вопросы:
Контроль: взаимоконтроль.
3. Используя знания, полученные при обсуждении вопросов, заполните таблицу.
Выходной контроль.
Ответьте на вопросы теста. 1. Какая из приведённых ниже величин соответствует порядку значения массы молекулы химического элемента или соединения?
А. 1027кг; Б. 10-27кг; В.1027г; Г. 10-10кг.
А. 10-23; Б. 1023; В. 4*1023; Г. 12*1023.
А. Одинаково; Б. В одном моле водорода; В. В одном моле воды; Г. Данных для ответа недостаточно. 5. Единицей, какой физической величины является моль?
А. Единицей массы; Б. Единицей количества вещества; В. Единицей числа молекул; Г. Единицей плотности.
Домашнее задание.
П. 58,59;Упр.11 №7,8.
Модуль №2. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.
Интегрирующая дидактическая цель: в процессе работы над модулем вы должны:
Входной контроль.
Выполните кратковременную проверочную работу. Вариант № 1.
3. Где большее количество молекул: в 1 моль кислорода или в 1 моль азота? Вариант №2. 1. Какое количество вещества составляют 5,41*1026 молекул? 2. Масса капельки воды равна 10 -13 кг. Из скольких молекул она состоит? 3.Где больше содержится молекул: в 1 моль Н20 или в 1 моль Н2?
Ответы занесите в таблицу и сдайте учителю.
Контроль: работу оценивает учитель.
Цель:
Выполните задание.
а). Что называют броуновским движением? Почему? б). Где и как можно наблюдать броуновское движение? в). Что подтверждает броуновское движение? г). Что является причиной броуновского движения? д). Почему ваше тело не совершает броуновского движения? е). Как вы считаете, наблюдалось бы броуновское движение, если бы молекулы прилипали при столкновениях к броуновской частице?
Контроль: работу оценивает учитель.
Ответьте на вопросы теста:
1. Возможно ли броуновское движение мелких частиц твёрдого вещества в газах, жидкостях и вакууме?
А) Возможно только в газах; Б). Возможно только в жидкостях; В). Возможно только в вакууме; Г). Возможно только в жидкостях и газах; Д). Возможно в газах, жидкостях и вакууме.
2. На рисунке показаны положения броуновской частицы в жидкости с интервалом 60с. Что можно сказать о характере движения частицы при её перемещении за первые 60с из точки А в точку Б?
А
В
А) Частица равномерно двигалась из положения А в положение Б Б) Частица ускоренно двигалась из положения А в положение Б
В) Частица гармонически колебалась относительно линии А – Б Г) Результаты экспериментов не позволяют предсказать характер движения частицы между положениями А и Б, так как частица всегда находится под действием нескомпенсированных ударов молекул.
Контроль: работу оценивает учитель.
Цель: установите характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами.
Выполните задание.
1. Прочитайте материал на странице 161,162.
Постарайтесь привести примеры, доказывающие существование сил притяжения и отталкивания. Подумайте, как возникает сила взаимодействия молекул.
2. Выполните практическую работу:
1.1. Тщательно протрите стеклянные пластинки, сложите их. Прижмите для того, чтобы увеличить число точек соприкосновения. Затем верхнюю пластинку приподнимите за выступающий край.
А) Что происходит с нижней пластинкой? Почему пластинки «склеились»?
1.2. Смочите одну из пластинок водой. Переверните пластинку каплями воды вниз.
Б) Что происходит с каплями воды? В) Почему они повисли? Г) Сравните силы притяжения между молекулами воды; между молекулами стекла и воды. Которые из них больше?
1.3. Совместите пластинки по смочённой стороне.
Д) В котором из опытов силы молекулярного взаимодействия значительнее?
3. Дополните таблицу:
Контроль: работу оценивает учитель.
Выходной контроль.
А). Объясните причину возникновения сил отталкивания.
Б). Объясните причину возникновения сил притяжения.
В). Характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами, графическое изображение этой зависимости.
Контроль: работу оценивает учитель.
Домашнее задание. П.60,61. Повт. «Три состояния вещества» («Физика. 7»).
Модуль №3. Строение газообразных, жидких и твёрдых тел.
Интегрирующая дидактическая цель: в процессе работы над модулем вы должны:
Входной контроль.
Выполните задание.
1. Броуновское движение – это……. 2. Взаимодействие между молекулами носит характер…… 3. Молекулы в газе…….. 4. Чем обусловлено броуновское движение? 5. Приведите примеры физического явления, подтверждающего существование сил притяжения и отталкивания между молекулами. Чему равен средний радиус сферы молекулярного действия?
Контроль: взаимоконтроль.
Цель: объяснените на основе МКТ различия и сходства теплового движения частиц газов, жидкостей и твердых тел.
Выполните задание. 1. Просмотрите фрагмент диска «КМ». 2. Обсудите вопросы:
3. Прослушайте объяснение учителя.
Контроль: работу оценивает учитель. Выходной контроль.
Заполните таблицу.
Домашнее задание. П.62.повт. «Тепловое движение. Внутренняя энергия» («Физика. 8»).
Модуль №4. Идеальный газ. Тепловое движение молекул.
Интегрирующая дидактическая цель: в процессе работы над модулем вы должны:
Входной контроль.
Выполните задание. Повторение и закрепление знаний Самостоятельная работа по вариантам. Вариант № 1 1. Перечислить факты, опыты и явления, подтверждающие основные 2. Какую массу имеют 2 • 1023 молекул азота?
Вариант №2 1. На основе молекулярно-кинетической теории объяснить качественное различие в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел. 2. Сколько молекул содержится в 1 см3 воды?
Вариант №3
Цель:
Выполните задание.
1.Изучите текст на стр. учебника. 2. Опишите модель «идеальный газ» как её представляете вы. Ответьте на вопросы:
Контроль: взаимоконтроль.
Выходной контроль.
Выполните задания теста:
еальный газ»й лист.
Контроль: работу оценивает учитель.
Домашнее задание. П. 63. Тест 34.
Модуль 5. Основное уравнение молекулярно – кинетической теории газа.
Интегрирующая дидактическая цель: в процессе работы над модулем вы должны:
Входной контроль.
Выполните задание. Повторение и закрепление знаний 1. Что представляет собой идеальный газ с точки зрения молекулярно- 2.Как объяснить давление, производимое газом на стенки сосуда, с 3. Упр. 1 (7, 8).
Контроль: работу оценивает учитель.
Цель:
Выполните задание. 1. Изучите текст на стр.167,168. 2. Объясните смысл терминов «хаотичность», «импульс», «квадрат», «квадрат скорости», «среднее значение». 3. Составьте конспект по плану:
Контроль: работу оценивает учитель.
Цель:
Выполните задание. 1. Продолжите составление конспекта. 2. Сверьте полученное уравнение с уравнением на доске. 3. Просмотрите видеофрагмент «скорости молекул газа» (КМ). 4. Ответьте на вопросы:
Контроль: работу оценивает учитель. Выходной контроль.
Выполните задание. 1.Определить недостающие параметры
2. Сравнить давление кислорода и водорода при одинаковых концентрациях молекул и равных средних квадратичных скоростях их движения.
Контроль: работу оценивает учитель
Домашнее задание. П. 64,65. Тест 37.
|
Познакомьтесь с целями занятия.
Проверьте наличие необходимого оборудования:
В рабочих тетрадях составьте тезисный план. Оцените с современной точки зрения истинность (точность) аргументов Ломоносова.
Сравните с опорным конспектом на интерактивной доске. «КМ».
Задания 1 -10 выполняются устно, 11-письменно.
За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл в оценочный лист.
Задание 11 проверьте на доске.
Ответы обсудите в парах.
Работа выполняется в рабочих тетрадях.
Заполняя таблицу, вы можете использовать материал учебника.
Выполненное задание сдайте на проверку учителю.
Познакомьтесь с целями занятия.
Задание выполните в рабочих тетрадях.
Познакомьтесь с целями урока.
Отвечая на вопросы, можете использовать текст на стр.159,160.
За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл в оценочный лист.
Работу выполните в рабочих тетрадях, сдайте их на проверку учителю
Оборудование лежит на лотке.
Проведите наблюдения по плану и сделайте вывод о существовании сил взаимодействия между молекулами.
Выводы запишите в тетрадь.
Задание выполните устно.
Закончите предложения.
Свои ответы сравните с ответами на доске.
Работа в парах.
Выводы запишите в тетрадь. Ответы сдайте на проверку учителю.
Вопросы обсудите в парах.
Заполненную таблицу сдайте на проверку учителю.
Познакомьтесь с целью урока.
Задание выполните на листах и сдайте на проверку учителю.
Постарайтесь запомнить формулировки.
За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл в оценочный лист.
Выполненное задание сдайте на проверку учителю.
Изучите цель урока.
Задание выполните на листах и сдайте на проверку учителю.
Правильность ответов оценивает учитель.
Сравните с конспектом на доске.
За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл в оценочный лист.
Рабочие тетради сдайте на проверку учителю. |