Тема: подробное изложение по деформированному тексту по рассказу Г. Цыферова «Ёжик»
Цель: воссоздание текста и написание подробного изложения по нему.
Задачи:
Обучающие: учить определять последовательность частей в повествовательном тексте; формировать умение использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения.
Развивающие: развивать речь, память; развивать языковое чутье
Воспитывающие: воспитывать любовь и интерес к природе; воспитывать уважительное отношение к ответам одноклассников.
Ход урока
-
Оргмомент:
— Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас не просто урок, а урок развития речи.
-
Литературное вступление, постановка цели:
— Отгадайте загадку: Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной!
— Как догадались? Почему сердитый?
— Сегодня наша задача написать изложение, главным героем которого будет именно Ёжик. Открываем тетради, записываем дату, ниже посередине изложение, нижет название нашего изложения – Ёжик.
— А что такое изложение?
3) Ознакомление с деформированным текстом, восстановление текста:
— Перед вами листочки. Прочитайте. Что заметили?
— Верно, это нельзя назвать текстом. Какое задание необходимо выполнить?
— Представим, как происходили события. Что произошло сначала, прочитайте.
— Как развивались события?
— Чем закончилась история?
— Какие слова помогли определить последовательность частей?
— Прочитайте полностью, соблюдая последовательность событий.
4) Составление плана:
— Для того чтобы лучше запомнить, нам необходимо составить план. О чем говорится в 1-й части?
— Как можно назвать этот пункт плана?
— Что произошло в основной части? Как можно обозначить?
— О чем третья часть?
— Прочитаем еще раз полностью выразительно.
5) Анализ содержания и языковых особенностей:
— О чем этот рассказ?
— Понял ли ёж сразу свою ошибку? Как об этом сказано в тексте?
— Как он отнесся к своей ошибке, прочитайте.
— Как автор относится к ежику?
— Найдите те слова и выражения, которые передают чувства автора? (Ёжик, клюквинка, иголочка, лопушком, солнышко)
— Сравните с предложением, где я изменю эти слова: Увидел красную клюквину и наколол на серую иголку. Чем это предложение отличается от данного в тексте.
— Представьте, что вам надо раскрасить картинку к этому рассказу. Найдите словосочетания, которые передают краски этого текста.
— При подготовке к изложению важно обратить внимание на интересные предложения. В этом рассказе есть такие предложения. Найдите в первой части предложения с повторяющимися словами. Почему автор повторяет слова «увидел» и «наколол». (Ёжик неторопливо гуляет по лесу. Что увидит, то и наколет на иголочки).
— Почему не удалось наколоть голубую звезду? Как написано об этом в тексте?
— Какой знак стоит в предложение?
— Следующее предложение тоже имеет интересный знак. Какой?
— Почему перед данными словами стоит двоеточие?
— Прочитайте эти предложения выразительно.
6) Орфографическая подготовка
— Что нужно еще сделать, чтобы грамотно, без ошибок написать изложение?
— Найдите слова с приставками, назовите приставки.
— Найдите в тексте следующие слова, вставьте пропущенные буквы:
Пош.л увид.л замет.л ж.лтые л.пушком н.чего наш.л
— Подберите проверочные слово и вставьте пропущенные буквы: нак.лол, см.ялся, пол.жит
ФИЗМИНУТКА
7) Перечитывание текста:
— Сколько частей в тексте? Как покажем на письме?
— Прочитаем еще раз текст. А теперь перевернули листочки, убрали их на край стола. Приступаем к написанию.
8) Запись.
9) Проверка.
—