Тема: подробное изложение по деформированному тексту по рассказу Г. Цыферова «Ёжик»

Цель: воссоздание текста и написание подробного изложения по нему.

Задачи:

Обучающие: учить определять последовательность частей в повествовательном тексте; формировать умение использовать средства языковой выразительности для передачи авторского отношения.

Развивающие: развивать речь, память; развивать языковое чутье

Воспитывающие: воспитывать любовь и интерес к природе; воспитывать уважительное отношение к ответам одноклассников.

Ход урока

  1. Оргмомент:

— Здравствуйте. Садитесь. Сегодня у нас не просто урок, а урок развития речи.

  1. Литературное вступление, постановка цели:

— Отгадайте загадку: Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной!

— Как догадались? Почему сердитый?

— Сегодня наша задача написать изложение, главным героем которого будет именно Ёжик. Открываем тетради, записываем дату, ниже посередине изложение, нижет название нашего изложения – Ёжик.

— А что такое изложение?

3) Ознакомление с деформированным текстом, восстановление текста:

— Перед вами листочки. Прочитайте. Что заметили?

— Верно, это нельзя назвать текстом. Какое задание необходимо выполнить?

— Представим, как происходили события. Что произошло сначала, прочитайте.

— Как развивались события?

— Чем закончилась история?

— Какие слова помогли определить последовательность частей?

— Прочитайте полностью, соблюдая последовательность событий.

4) Составление плана:

— Для того чтобы лучше запомнить, нам необходимо составить план. О чем говорится в 1-й части?

— Как можно назвать этот пункт плана?

— Что произошло в основной части? Как можно обозначить?

— О чем третья часть?

— Прочитаем еще раз полностью выразительно.

5) Анализ содержания и языковых особенностей:

— О чем этот рассказ?

— Понял ли ёж сразу свою ошибку? Как об этом сказано в тексте?

— Как он отнесся к своей ошибке, прочитайте.

— Как автор относится к ежику?

— Найдите те слова и выражения, которые передают чувства автора? (Ёжик, клюквинка, иголочка, лопушком, солнышко)

— Сравните с предложением, где я изменю эти слова: Увидел красную клюквину и наколол на серую иголку. Чем это предложение отличается от данного в тексте.

— Представьте, что вам надо раскрасить картинку к этому рассказу. Найдите словосочетания, которые передают краски этого текста.

— При подготовке к изложению важно обратить внимание на интересные предложения. В этом рассказе есть такие предложения. Найдите в первой части предложения с повторяющимися словами. Почему автор повторяет слова «увидел» и «наколол». (Ёжик неторопливо гуляет по лесу. Что увидит, то и наколет на иголочки).

— Почему не удалось наколоть голубую звезду? Как написано об этом в тексте?

— Какой знак стоит в предложение?

— Следующее предложение тоже имеет интересный знак. Какой?

— Почему перед данными словами стоит двоеточие?

— Прочитайте эти предложения выразительно.

6) Орфографическая подготовка

— Что нужно еще сделать, чтобы грамотно, без ошибок написать изложение?

— Найдите слова с приставками, назовите приставки.

— Найдите в тексте следующие слова, вставьте пропущенные буквы:

Пош.л увид.л замет.л ж.лтые л.пушком н.чего наш.л

— Подберите проверочные слово и вставьте пропущенные буквы: нак.лол, см.ялся, пол.жит

ФИЗМИНУТКА

7) Перечитывание текста:

— Сколько частей в тексте? Как покажем на письме?

— Прочитаем еще раз текст. А теперь перевернули листочки, убрали их на край стола. Приступаем к написанию.

8) Запись.

9) Проверка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here