1001 идея интересного занятия с детьми
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ «ТРЕНИЕ В ПРИРОДЕ И ТЕХНИКЕ»
Коснова Людмила Николаевна , МАОУ СОШ №72, учитель физики, г. Ульяновск
Предмет (направленность): физика.
Возраст детей: 8 класс.
Место проведения: класс.
Цель урока:
-
Обучающая: выяснить какое важное значение имеют силы трения в окружающей жизни, технике; какими способами можно увеличить и уменьшить силу трение.
-
Развивающая: формировать у учащихся умение пользоваться научно – популярной и справочной литературой; интернетом; проявлять творческие способности (написание докладов и сказок, составление презентации по докладам) и умение выступать с ними.
-
Воспитывающая: воспитывать трудолюбие; точность и чёткость при ответе; умение видеть физику вокруг себя.
Мотивация урока:
Должны выяснить «Трение – союзник или враг человека?»
Тип урока: изучение нового материала.
Технология урока: технология развивающего обучения.
Вид деятельности учащихся: эксперимент и исследовательская деятельность.
Девиз урока: «Важнее правильно мыслить, чем много знать». Джонн Локк.
-
Фронтальный опрос.
-
Что называется силой?
-
Назовите характеристики силы?
-
Какие виды силы вам известны? Привести примеры.
-
Если на тело действуют несколько сил, то находят равнодействующую силу. Как она будет направлена?
-
Самостоятельная работа.
1 вариант. Найдите равнодействующую двух сонаправленных сил, если первая сила равна 5 Н, а вторая 1 Н. ( 6 Н).
2 вариант. Найдите равнодействующую двух противоположно направленных сил, если первая равна 6 Н, а вторая 4 Н. (2 Н).
(Собрать работы у 6 – 7 учащихся, а остальные сравнивают своё решение с правильным ответом, который записан на доске). Остальным после проверки задать вопрос: Кто правильно решил задание?
-
Работа над новым материалом.
Велосипедист спускается с горы, въезжает на горизонтальную дорогу, но педали не крутит и через промежуток времени останавливается. Почему?
Вот сегодня мы с вами должны на уроке выяснить «Трение – союзник или враг человека?»
Тема нашего урока «Трение в природе и технике».
-
Сейчас мы с вами послушаем несколько сообщений, а ваша задача заключается в том, нужно внимательно послушать сообщения и постараться ответить на вопросы, которые высвечиваются на экране.
а) Трение и движение.
б) Трение и покой.
в) Жидкое трение.
г) Почему возникает трение.
д) Скользить и катиться.
Прослушав наши сообщения, мы сейчас с вами можем ответить на вопросы. Конкурс называется «Кто лучше?»
-
Кто лучше?
-
Почему любое тело, приведенное в движение в конце концов останавливается? ( На движущееся тело действует сила трения скольжения, которая направлена против движения и уменьшает скорость движения тела).
-
Как измеряют силу трения скольжения? (К телу прикрепляют динамометр и перемещают тело равномерно. Показания динамометра (сила упругости пружины) равна силе трения скольжения.
-
Зачем для передвижения тяжелого груза под него кладут катки? (Силу трения скольжения заменяют силой трения качения, так как сила трения качения намного меньше силы трения скольжения).
-
Какими способами можно уменьшить трение? (Смазка уменьшает трение, а силу трения скольжения заменить силой трения качения).
-
Как увеличить трение? (Сделать поверхность шероховатой или увеличить силу давления).
-
Почему санки труднее сдвинуть с места, чем их везти? ( Трение покоя больше силы трения скольжения).
-
Какую роль играет слюна при глотании пищи? (Роль смазки, уменьшает трение и легче глотать).
-
Почему мел оставляет след на доске? (Когда мел прижимают к доске, создают большую силу трения, которая отрывает частички мела – возникает след на доске).
-
Дайте физическое обоснование пословице «Коси коса, пока роса, роса долой, и мы домой». Почему, при росе легче косить? ( Роса увеличивает массу стебля, поэтому при ударе косой он в меньшей степени изгибается, и коса срезает его. Роса создаёт смазку и уменьшает силу трения, поэтому при обратном движении косы скользит по траве).
-
Для чего иголки тщательно полируют? (Гладкая отполированная поверхность имеет меньшую силу трения скольжения и ею легче шить).
На каждом столе имеется оборудование, для выполнения экспериментальных заданий. Задания будем выполнять по рядам. Прокомментировать задание для каждого ряда.
-
Практическая работа. (Эксперимент).
1 ряд. Сравнить силу трения покоя, трение скольжения, трение качения.
Оборудование: динамометр, 2 груза, деревянный брусок, 2 круглых карандаша.
Ответ: трение возникает при соприкосновении поверхностей взаимодействующих тел. Сила трения покоя больше, чем сила трения скольжения, а сила трения скольжения больше, чем сила трения качения.
2 ряд. Изучить зависимость силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
Оборудование: динамометр, трибометр, брусок, 2 груза, лист бумаги и лист наждачной бумаги.
Ответ: сила трения зависит от рода трущихся поверхностей и от качества обработки поверхностей.
3 ряд. Изучить зависимость силы трения от площади соприкасающихся поверхностей.
Оборудование: динамометр, 2 груза, брусок.
Ответ: Сила трения зависит от силы нормального давления, а от площади соприкасающихся тел не зависит.
С заданиями справились. Следующим этапом будет шаг в «Мир без трения». Представим себе этот мир и заслушаем несколько сказок, а остальные вывешены на стенде и можно прочитать после урока.
-
Сказки.
-
В мире трения. Сидя на уроке физики, Климентьев не слушал учителя. «И зачем нужно знать про трение, оно никому не нужно, и без него можно обойтись», — думал он. И вдруг он ощутил, что ударился об что – то твердое, он попытался встать, но снова упал. Федор все – таки встал и еле – еле, передвигаясь, пошел. Все вокруг, было какое – то странное, гладкое, до чего бы, он не дотронулся, все было гладким. «Странно, и машин нет?»- удивился Федор. «А как же они будут ездить?»- раздался голос сзади. Климентьев оглянулся и увидел мальчика с короной на голове и какими–то странными приспособлениями на ногах. – Как же они будут ездить, если нет трения? – сказал мальчик с короной. – Как нет трения? – Так ведь ты попал в страну без трения, а я король этой страны. – А что у тебя на ногах? – Это специальные приспособления для передвижения, тебе нужно их одеть, иначе ты не пройдешь и трех шагов. Федор одел эти приспособления и ему стало легче передвигаться. Внимательно посмотрев на короля, он увидел, что корона на голове была прикреплена, каким-то необычным приспособлением. – Зачем ты прикрепил корну? – Ты забыл, что в нашей стране нет трения, попробуй, надень головной убор, он тут же упадет.
И тут, Федор понял, что зря он говорил, что трение не нужно. Он стал смотреть по сторонам, и его взору предстала стройная картина: все люди ходили на каких-то особых приспособлениях, на дерево было невозможно залезть, так как оно было гладким. Все предметы при малейшем прикосновении, падали. – Как плохо без трения!- Да, но и без трения у нас идет кое-что хорошо. Самолеты очень быстро летают, двигатели не изнашиваются, корабли плавают быстро. Но все же без трения плохо. Ты видишь в моей стране нет ничего красивого , удивительного , нельзя рисовать, бегать, лазать по деревьям, а виноват в этом ты. Я. – Да, ты, ведь это ты сказал трение не нужно, вот и оставайся здесь королем, а я ухожу. – Я не хотел, не хотел, я не знал.
« Федор, что же такое трение» — спросила Людмила Николаевна. Климентьев проснулся, он сидел за первой партой в кабинете физики: «Трение – это сила, без которой прожить нельзя!» — ответил он и был прав.
-
Приключения Алексея Вобликова.
Однажды Алексей получил по физике два. Они как раз проходили тему «Сила трения». Придя домой, закинув учебник физики в дальний угол, он с ненавистью подумал «Пропади ты пропадом, сила трения».
Вдруг он поскользнулся и упал на ровном месте. Алексей попытался встать, ухватившись за ножку стула. Стул с легкостью выскочил из его рук и отлетев в сторонку, опрокинул компьютерный стол. В комнате начался кавардак. Предметы слетали со своих мест и кружась, по комнате, сталкивались и разлетались в разные стороны. Из дальнего угла, размахивая страницами, вылетел учебник физики. Комната была похожа на космический корабль, находящийся в невесомости. Вобликов, собравшись с силами, попытался поймать учебник. Его осенило: именно по его желанию пропала сила трения. Алексей летал по квартире и ловил уже любимый учебник физики. Наконец он ухватил его, на лету открыл учебник, нашел заданный параграф, прочитал и понял, какое огромное значение имеет сила трения в нашей повседневной жизни. Благодаря силе трения по улицам ездят автобусы и троллейбусы, ходят люди и животные, лыжники скользят по снегу, а фигуристы катаются по льду, а еще предметы стоят на своих местах.
Вдруг в комнате все встало на свои места. Сила трения начала действовать. Алексей с облегчением вздохнул и с этого дня решил серьёзнее заниматься физикой.
-
В мире без трения.
Однажды мой друг поехал в другой город. Вот, что он мне рассказал: « Я приехал в город и пошел искать гостиницу. Найдя её, я заплатил за неделю вперед и пошел в свой номер. Только я решил отдохнуть, как раздался противный гудящий звук. Вдруг кровать отъехала от стенки в середину комнаты. Пол из-под моих ног уехал и я упал. Звук прекратился. Я встал, поправил костюм и сел на кровать. Казалось бы ничего не произошло, но кровать оказалась в середине комнаты, а на моей коленке была ссадина. Но, что это было? Я не стал мучить себя этим вопросом и все же решил отдохнуть. Вдруг снова раздался этот звук. В этот раз решил не оставаться в комнате. Еле держась за стены я вышел в коридор. Что там было! Дорожки ехала из-под моих ног, шкаф отъезжал от стенки, теряя по дороге дверцы, и разваливаясь на части. Вышел на улицу. На моем пути все разваливалось и падало. На улице прохожие делала какие-то беспорядочные движения, падали. Автобус гнал с бешенной скоростью, из кабины высунулось искаженное лицо водителя и он закричал: « Не могу остановить машину, тормоза не действуют!» звук прекратился. Из гостиницы выбежал администратор с коробочкой в руках. «Наконец-то! Наконец-то! Сила трения. Я нашел её»- так он кричал. Он подбежал ко мне и крикнул « Посмотрите!2. включил кнопку и … вдруг — приключилось чудо! Появилась сила трения и все встало на свои места».
-
Подведение итогов. Подведем итоги и оценим « Трение – союзник или враг человека?»
Конечно, только благодаря наличию в природе силы трения возможна жизнь в том виде, в каком она существует на Земле. Вместе с тем, трение изнашивает машины и подошвы нашей обуви, двигатели автомобилей, самолетов, тепловозов. Они все работают против трения, на это тратится огромное количество горючего разного вида. Трение в одних случаях полезно, а в других вредно. Следовательно, надо умело использовать силы трения. Когда в повседневной жизни, в производстве, в технике, на транспорте трение нам необходимо, нужно увеличить. Когда трение мешает, вызывает расход энергии и материалов, необходимо уменьшить. Чтобы трение подчинить себе, нужно знать какие законы им управляют.
-
Чем больше сила нормального давления, тем больше сила трения.
-
Величина силы трения зависит от рода соприкасющихся поверхностей.
-
Сила трения качения меньше силы трения скольжения.
-
Смазка уменьшает трение, а значит износ.
Что нового узнали на уроке? Что для вас было интересным?
Домашнее задание: п. 32, 1 ряд – рисунок « Мир без трения», 2 ряд – составить опорный конспект, 3 ряд – письменно ответить на вопросы 1-3 параграфа.