МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
План – конспект урока физики
в 8 классе
Тема урока:
«В мире электрических цепей»
Учитель: Стёпочкина Наталия Васильевна
План – конспект урока физики в 8 классе.
Тема урока: «В мире электрических цепей».
«Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я понимаю»
(Китайская пословица)
Тип урока: комбинированный (беседа + рассказ + учебный практикум).
Цель урока: закрепить понятия: электрический ток, виды источников тока, энергетические преобразования в источниках тока.
Отработать навыки изображения и сборки элементов электрической цепи;
Повторить правила безопасности при проведении лабораторных работ по электричеству.
Задачи урока:
-
Образовательные – сформулировать определение электрической цепи, раскрыть её назначение, познакомить учащихся с обозначением элементов электрической цепи, правилами изображения электрических схем, правилами сборки электрических цепей, закрепить полученные знания путем решения практических задач.
-
Воспитательные – формирование умений использования теоретических сведений и практических навыков по изучаемой теме в жизни, в целях профориентации подчеркнуть важность изучаемой темы в различных областях деятельности, развитие аккуратности, бережного отношения к оборудованию.
-
Развивающие – развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать результаты экспериментов, строить план эксперимента, развивать мышление, устную речь учащихся.
Оборудование к уроку: интерактивная доска, 15 комплектов для лабораторного практикума по электричеству.
План урока.
Этап урока | Приёмы и методы | Время (мин) | |
1 | Организационный этап | Изложение материала в процессе беседы. | 5 |
2 | Проверка домашнего задания | Решение тестовых заданий с выбором ответа, опрос | 15 |
3 | Закрепление изученного материала | Решение практических задач путём ученических опытов с объяснением выполняемых действий. | 20 |
4 | Подведение итогов урока Объяснение домашнего задания | Беседа по результатам изучения нового материала. | 5 |
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Сегодня ребята мы с вами окунёмся в мир электрических цепей.
2 Актуализация знаний.
Учитель: Представьте себе, на мгновения в домах гаснут электрические лампы, отключаются телевизоры, прекращается движения электропоездов, троллейбусов, то говорят, что в проводах исчез ток. Что такое ток ?
Ученик: Определение: Электрический ток – это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц.
Учитель :.
1. Электрический ток это …
А. упорядоченное движение заряженных частиц.
Б. движение заряженных частиц.
В. движение электронов и протонов.
2. Источник тока…
А. создаёт заряженные частицы в проводнике.
Б. создаёт и поддерживает электрическое поле в проводнике.
В. создаёт электрический ток.
3. Какое из устройств не является источником тока?
А. Аккумулятор. Б. Вентилятор. В. Генератор.
4. Внутри источника тока …
А. происходит создание зарядов.
Б. происходит разделение положительных и отрицательных зарядов.
В. образуется электрический ток.
5. В каком из источников тока химическая энергия превращается в электрическую?
А. Гальванический элемент
Б. Фотоэлемент
В. Термоэлемент
6. В каком из перечисленных веществ электрический ток протекать не может?
А. Медь Б. Резина В. Свинец.
Правильные ответы: 1 а 2 б 3б 4 б 5 а 6 б
Учитель: Источники тока используются для проведения тока к потребителям (лампы, плитки, утюги, телевизоры, компьютеры и др. электроприборы) Для того, чтобы собрать электрическую цепь, необходимо знать ее составные части, которые имеют условные обозначения. Давайте вспомним некоторые из них.
(ЦОР «Таблица элементов электрической цепи»
Учитель: Мы вспомнили с вами элементы электрической цепи. А теперь изобразим элементарные электрические цепи. Ученик на доске чертит на доске варианты цепей, предложенные одноклассниками. Учитель: Дадим определение электрической схемы. (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba06d-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_11.swf) Ученик: Определение: Соединения электрических приборов в электрическую цепь называются схемами.
Ну а, теперь как гласит китайская пословица, которая была эпиграфом к нашему уроку «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю», я предлагаю вам используя необходимое оборудование собрать несколько электрических цепей. Но, так как мы с вами делаем это впервые, я сначала попрошу вас заслушать правила по технике безопасности к лабораторным по электричеству, а также я вам заготовила памятки по технике безопасности, которые вы вложите себе в тетрадь и будете им следовать на протяжении всех лабораторных работ по электричеству.
Памятка по технике безопасности при работе с электрическим током. Не используйте при сборке электрических цепей провода с повреждённой изоляцией с видимыми повреждениями. Следите за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях. При сборке электрических цепей избегайте пересечения проводов. Источники тока подключайте в последнюю очередь. Все исправления в цепях проводите при отключенном источнике тока. Не прикасайтесь к вращающимся частям электрических машин. Не определяйте наличие тока в цепи на ощупь. Не прикасайтесь к проводам, свисающим со столбов, стен, торчащим из земли – они могут находиться под током. Электрический ток явление полезное, нужное и опасное. С самого первого занятия нужно применять правила ТБ, как будто вы работаете с опасным для жизни током, даже если вы знаете что он безопасный.
3. Закрепление изученного материала Сборка любой электрической цепи начинается с изображения схемы. Задание 1. Соберите цепь, состоящую из источника, лампочки, ключа. Нарисуйте схему. Учитель: А теперь соберем эту цепь, используя оборудование. Ученик собирает цепь.
Учитель: Обратите внимание: цепь собирают при разомкнутом выключателе; выключатель выполнен из проводников электричества, а прикасаться надо к изолирующей ручке.
Задание 2. Соберите цепь, состоящую из источника, электрического двигателя, ключа. Нарисуйте схему. Учитель: А теперь соберем эту цепь, используя оборудование. Ученик собирает цепь. Задание 3. Соберите цепь, состоящую из источника, лампочки, резистора ключа, так, чтобы ключ включал резистор и лампочку одновременно. Нарисуйте схему. Учитель: А теперь соберем эту цепь, используя оборудование. Ученик собирает цепь. Задание 4. Соберите цепь, состоящую из моторчика, лампочки, источника и двух ключей так, чтобы либо включалась лампочка или работал моторчик. Ученик собирает цепь.
Дополнительное задание. 1) Изобрази цепь, состоящую из источника, двух ламп, двух ключей, так, чтобы ключи включали лампы по отдельности. Нарисуйте схему. 2) Изобразите цепь, состоящую из источника, лампы, звонка, ключа, так, чтобы ключ включал звонок и лампу вместе. Нарисуйте схему. 3) Изобразите цепь, состоящую из источника, двух электрических двигателей, двух ключей, так, чтобы ключи включали двигатели по отдельности. Нарисуйте схему.
4. Подведение итогов урока Домашнее задание: Изготовьте гальванический элемент своими руками.
Разрежьте лимон острым ножом поперек, стараясь по возможности не сминать и не разрывать тех тонких перегородок, которые делят лимон на гнезда. Затем в каждое гнездо воткните попеременно по кусочку (2 см.) медной и цинковой проволоки и соедините их концы последовательно тонкой проволокой.
Соединять нужно все медные кусочки — одним проводом, цинковые — вторым. У вас получиться маленькая гальваническая батарея, дающая хотя очень слабый, но оказывающий некоторое физиологическое действие (проба на язык дает характерное покалывание). Учитель: На этом уроке мы с вами провели небольшое исследование по теме «Электрическая цепь», узнали ее свойства, научились собирать ее, проводить измерения и вычисления. И еще все мы помним, что физики, они ещё и лирики. Поэтому я вам прочитаю стихи, а вам придется дописать всего одно рифмованное слово в куплет. Будьте внимательны.
В любую электроцепь войдут всегда Источник, потребитель,… (провода)
При сборке надо знать для ясности Правила техники…(безопасности)
Не забудем при сборке мы следовательно Амперметр включаем… (последовательно)
А вольтметр двумя проводами отдельно Включи к элементам цепи .. (параллельно)
С учетом полярности сводим концы. Учитель нам скажет, что мы — …(молодцы !)
Используемая литература: 1. Пёрышкин А.В. «Физика 8 кл.», Дрофа, 2006 г. 2. Гутник Е.М. «Тематическое и поурочное планирование к учебнику Пёрышкина А.В. «Физика 8 кл.», Дрофа, 2004 г. 3. Демидова М. Ю., Коровин В. А. «Методический справочник учителя физики», Мнемозина, 2004 г. 4. Марон А.Е., Марон Е.А. «Дидактические материалы «Физика 8 класс» Дрофа, 2004 г.
Учитель физики Стёпочкина Н.В. Стоп кадры урока