Абайский районный отдел образования

КГУ СОШ им. П. Корниенко

Разработка урока русской литературы

на тему: «Онегин и Татьяна в конце романа.

Образ автора в системе художественных образов»

в 9 классе

Подготовила учитель русского языка и

литературы Медведева С.М.

п .Топар

2014 год

Тема: Онегин и Татьяна в конце романа. Образ автора в системе художественных образов.

Цель: 1) проверить у школьников знания содержания текста и выявить понимание проблем произведения и их решение автором; 2) развивать коммуникативные и творческие способности, логическое и образное мышление детей; 3) воспитывать у учащихся чувство глубокого проникновения в текст художественного произведения Пушкина; 4) приобщать школьников к нравственным нормам и ценностям общества.

Ход урока:

…А счастье было так возможно,

так близко…

А.С.Пушкин.

Прощай, и если навсегда,

то навсегда прощай.

Д.Г.Байрон

I Слово учителя об авторе и его месте в произведении.

Добавления учащихся.

II Беседа с классом по 8-ой главе произведения.

— Что такое лирическое отступление? Почему именно так начинается 8-ая глава?

— В какие воспоминания погружается поэт? Кто такая муза? Как её образ связан с образом Татьяны?

— Кто вдруг предстаёт перед нашими глазами? Каким он видится петербургским обывателям? Почему за время путешествия Евгений стал «чужим для всех»? Вспомните, что думала Татьяна, прочитав книги Онегина?

— Какие слова находит автор, чтобы защитить своего героя? Зачитайте.

Даётся под запись: «Проклятие жизни Онегина в том, что головой он выше светского общества, но им же настолько испорчен, что навсегда расстаться с ним, зажить более

достойной и осмысленной жизнью, он не может», — писал критик Д.Благой.

— Почему Онегин возвращается в Петербург?

Какой предстаёт перед читателем Татьяна? (14-ая строфа). Почему автор использует здесь приём отрицания? Зачитать строфы 14-16.

— Как и почему изменилась Татьяна? Изменения коснулись только внешнего облика или

внутреннего тоже?

Какое чувство вызывает у Онегина появившаяся Татьяна?

— Что, при всей её холодности, всё-таки выдаёт Татьяну с головой, чего не уловил Онегин? (строфа 18)

— Как изменился Евгений после встречи с Татьяной? Что заставило его полюбить героиню

сейчас: тщеславие, жажда скандальной славы, уязвлённое самолюбие?

— Какие эпитеты использует Пушкин, характеризуя Онегина теперь? (строфа 22)

— Каким рисует автор высший свет? (строфы 24-26) Подвержено оно изменениям или нет?

— Как относится Татьяна к Онегину при встречах, а – он?

— Зачем Евгений решился написать письмо Татьяне? Прочитайте письмо. Каков здесь герой и как проявляет свои чувства?

— В чём похожи письма Татьяны и Онегина? В чём разница?

— Похож ли нынешний Онегин на прежнего? Что сделало его другим?

— Почему Онегин вновь погрузился в чтение?

-Прочитайте сцену встречи героев (строфы 40-47). Почему теперь уже Татьяна отвергает

любовь Онегина?

Сравните мнение В.Белинского и Достоевского.

В. Белинский: « В этом объяснении высказалось всё, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитою обществом, — всё: и пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота, и святость наивных движений благородной натуры, и резонёрство, и оскорблённое самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которой замаскирована рабская боязнь общественного мнения…

Основная мысль упрёков Татьяны состоит в убеждении, что Онегин потому только не полюбил её тогда, что в этом не было для него очарования соблазна; а теперь его приводит к её ногам жажда скандалёзной славы… Во всём так и пробивается страх за свою добродетель…Татьяна не любит света и за счастье почла бы навсегда оставить его для деревни. Но пока она в свете, его мнение всегда будет её идолом».

Ф.Достоевский: «Нет, это та же Таня, та же прежняя деревенская Таня! Она не испорчена, она, напротив, удручена этою пышною петербургскою жизнью, надломлена и страдает… И вот она твёрдо говорит Онегину:

Но я другому отдана

И буду век ему верна.

Высказала она это именно как русская женщина, в этом её апофеоза… Потому ли она отказалась идти за ним, что…не способна на смелый шаг, не в силах порвать свои путы, не в силах пожертвовать обаянием почестей, богатства, светского своего значения, условиями добродетели? Нет, русская женщина смела. Русская женщина смело пойдёт за тем, во что поверит. Но она «другому отдана и будет век ему верна». Кому же, чему же верна? Каким обязанностям?.. Пусть она вышла за него с отчаяния, но теперь он – её муж, измена её покроет его позором, стыдом и убьёт его. А разве может человек основывать своё счастье на несчастии другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а и в

высшей гармонии духа»

— С каким из мнений вы согласны? Почему? (работа в группах)

— Правильно ли поступила Татьяна? Как бы вы поступили на её месте? На чьей стороне автор?

Под запись: Роман построен по принципу «зеркальной композиции. Сюжетная линия героев, как в зеркале, отражается в построении романа. В начале романа – встреча героев, письмо, проповедь Онегина. В конце: встреча, письмо, проповедь Татьяны.

— Случайность судьбы или законы общества отдаляют героев друг от друга?

— Чем заканчивается роман? Почему автор оставил своего героя на распутье? В чём трагичность их судьбы?

— Татьяна говорит: «А счастье было так возможно, так близко…» Права ли она?

— Какой вы представляете дальнейшую жизнь Онегина? Закончен ли роман?

Вывод: Пушкин «открытым» финалом хочет показать, что Онегин не нашёл себя. Глубже стал конфликт с обществом, он ещё больше отдалился от него. Да и Татьяна стала другой.

III Работа в группах над вопросами (класс разбит на 4 группы по 5 человек).

1. Что помешало Онегину и Татьяне быть счастливыми? 2. Как дальше сложится судьба главных героев? Выскажите предположения и мотивируйте их.

Заслушиваются ответы учащихся.

IV. Предлагаются темы сочинений:

  1. Духовные искания Евгения Онегина.

  2. Татьяна Ларина – «милый идеал автора».

  3. Тема природы в романе «Евгений Онегин».

  4. Изображение дворянства в романе «Евгений Онегин».

  5. «А счастье было так возможно…».

V. Итоги урока. Выставление оценок.

Дом. задание: подобрать и выписать 5-6 цитат на выбранную тему, подготовить материалы к сочинению.

Список использованной литературы

1. А.С.Пушкин. Избранные сочинения в двух томах. Том второй. М, Художественная литература, 1978 г.

2. В.В.Бадиков, О.З.Имангожина, И.Г.Шаповалов, Н.М. Могилевская . Русская литература: классика и современность. Учебник для 9 класса общеобразовательных школ. Алматы, «Мектеп», 2009 г.

3. В.В.Бадиков, Т.П. Чаплышкина, О.З. Имангожина, И.Г. Шаповалов. Русская литература. Методическое руководство. Пособие для учителей 9 классов общеобразовательных школ.

4. С.М.Флоринский. Русская литература. Учебное пособие для средней школы. М, Просвещение,1976 г.

5. Л.А.Смирнова. Русская литература. Справочные материалы. Книга для учащихся старших классов. М, Просвещение, 1989 г.

6. Т.Ф. Курдюмова, С.А.Леонов, О.Б. Марьина. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. Москва, «Дрофа», 1999 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here