МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«Простые механизмы»
(для учащихся 8 класса, 16 часов)
Автор: Козловская Зоя Георгиевна,
учитель физики
г. Урай, 2010
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Простые механизмы» рассчитана на 16 часов. Предусматривается проведение занятий один раз в неделю по 2 часа. Большая часть времени отводится на проведение опытов, решение расчетных и экспериментальных задач.
Элективный курс призван помочь ученикам 8 класса укрепить свой интерес к предмету, научиться решать задачи и подготовиться к участию в олимпиадах.
Тема «Простые механизмы» изучается в 7 классе в количестве 6 часов, что явно недостаточно для того чтобы научиться решать задачи , особенно олимпиадные . Поэтому данный курс предполагает изучение устройства и назначения всех простых механизмов, получение всех необходимых формул и применение полученных знаний для решения задач разного уровня. Кроме решения расчетных задач предполагается выполнение экспериментальных работ. Важность изучения этой темы связана с тем, что простые механизмы в древности и сейчас помогают людям поднимать и перемещать тяжелые предметы. Рычаги различного рода и блоки входят в качестве деталей в сложные машины и механизмы. Зная простые механизмы, легко понять работу более сложных устройств.
Вопрос о действии простых машин сводится к определению условий ,при которых простая машина находится в равновесии. Одной из наиболее распространённых простых машин является рычаг; рычаги часто применяются во всевозможных машинах и механизмах
Другим распространённым типом простых машин являются различные комбинации блоков: простой и двойной блок, подвижный и неподвижный блоки, ворот и др.
К числу простых машин относятся также клин и винт, имеющие многообразные применения
Цели курса:
-
Развитие логического и аналитического мышления, творческих способностей учащихся.
-
Ориентация учащихся на выбор профиля с углубленным изучением физики.
-
Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся.
-
Подготовка к участию в олимпиадах.
Задачи курса:
-
Научить учащихся самостоятельно проводить физический эксперимент.
-
Научить находить оптимальный метод выполнения работы, теоретически его обосновать.
-
Научить решать олимпиадные задачи .
Требования к подготовке учащихся.
-
В результате изучения курса учащиеся должны приобрести умения:
-
Находить плечо силы.
-
Правильно записать условие равновесие.
-
Применять условия равновесия для решения задач.
-
Применять рычаг для выполнения эксперимента.
-
Использовать в качестве рычага линейку, карандаш, лист бумаги и т.д.
Формы проведения занятий.
-
Мини-лекции
-
Демонстрация опытов.
-
Решение расчетных задач.
-
Проведение лабораторных работ.
-
Решение экспериментальных задач.
Содержание курса:
Простые механизмы: рычаг, неподвижный и подвижный блоки, двойной блок, ворот, клин, винт, наклонная плоскость.
Общие условия равновесия. Понятие момента силы. Плечо силы и правило нахождения плеч.
Применение условия равновесия в каждом частном случае.
Практические работы:
Выяснение условий равновесия рычага. Изучение работы неподвижного, подвижного и двойного блоков. Изучение работы комбинации подвижного и неподвижного блоков.
Экспериментальные работы с применением рычага:
Определить плотность цилиндрической стеклянной палочки. Определить массу и плотность линейки. Определить плотность металла. Определить плотность жидкости. Определение К.П.Д. наклонной плоскости.
Решение задач :
Условие равновесия рычага. Блоки. Системы блоков. Системы из блоков и рычагов. Системы из блоков и наклонной плоскости.
Учебно-тематическое планирование.
Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Что усваивается | |
1 | Простые механизмы. Рычаг. Условие равновесия. Момент силы. Плечо силы. |
2 | Мини-лекция. Практическая работа. | Понятия: плечо силы, момент силы. Условие равновесия. |
2 | Решение олимпиадных задач. | 2 | Практикум | Применение условия равновесия для решения задач. |
3 | Экспериментальные задачи с применением рычага. | 2 | Практикум | Учимся работать руками. |
4 | Подвижные и неподвижные блоки. | 2 | Мини-лекция. Практическая работа. | Роль неподвижного и подвижного блока. |
5 | Двойной блок. Комбинация блоков. Решение задач. | 2 | Практикум | Назначение двойного блока. |
6 | Решение олимпиадных задач с блоками. | 2 | Практикум | Применение свойств блоков для решения задач |
7 | Экспериментальные задачи с применением рычага. | 2 | Практикум | Умение планировать эксперимент. |
8 | Итоговое занятие. Олимпиада. | 2 |
|
|
Литература:
-
Элементарный учебник физики под редакцией академика Г.С. Ландсберга, том1.Механика. Теплота. Молекулярная физика. Издательство «Наука», Москва 1972.
-
А.В. Цингер.- Начальная физика, — М.: Изд-во УНЦ ДО,2005.
-
Физика. Школа решения олимпиадных задач. Часть 1,2: Учебное пособие.- СПб.: Издательство «Университетская гимназия»,2008.
-
Лукашик В.И.Физическая олимпиада в 6-7 классах средней школы. : Просвещение, 1987.
-
Варламов С.Д, Зильберман А.Р, Зинковский В.И Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах.– М.МЦНМО, 2009.
-
В.А.Орлов Творческие экспериментальные задания.– Физика №38/97.