ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕЗЕРВЫ НАШЕГО ОРГАНИЗМА»
Машакова Ольга Анатольевна, ГБОУ гимназия №505, учитель биологии, город Санкт – Петербург
Суханова Элеонора Александровна, ГБОУ лицей №378, учитель физики, город Санкт — Петербург
Предмет (направленность): биология, физика.
Возраст детей: 9 класс
Место проведения: класс и вне класса
Пояснительная записка
Данная программа элективного курса по теме «Резервы нашего организма» объемом 12 часов адресована учащимся 9 класса. Программа актуальна в условиях предпрофильной подготовки учащихся. Цель её заключается в поддержании интереса к биологии, физике, в помощи выбора направления выбора будущей профессии, в создании условий для апробации знаний и умений в процессе самостоятельных наблюдений и опытов.
В процессе реализации программы учащиеся имеют возможность интегрировать знания из различных разделов биологии и физики, применять законы физики для познания своего организма. Программой предусматривается активная самостоятельная работа учащихся в поиске необходимой информации, её интеграции и применении.
Программа не создает учебных перегрузок для школьников, так как предмет изучался ранее и данная программа выводит объект самонаблюдения и самопознания – организм человека на новый качественный уровень. Программа основывается преимущественно на активных методов обучения (лабораторные работы, самонаблюдения, экскурсии, интерактивные методы обучения) и отсутствии обязательного домашнего задания. Предусмотрен промежуточный и итоговый контроль знаний (анкетирование, индивидуальные собеседования, круглый стол с защитой лабораторных работ).
Для реализации программы разработаны рабочие карты интегрированного содержания, учебные пособия, видеоматериалы, оборудование для практикума, компьютерные программы, используются учебники по биологии и физике и научно – популярная литература. Занятия проводятся в кабинетах биологии и физики, в медицинском колледже №2, библиотеке гимназии, компьютерном классе.
Результатом работы элективного курса должно быть воспитание сознательного отношения к своему организму, умение управлять своей психикой, полезные гигиенические навыки, владение приемами закаливания.
Содержание программы
Вводное занятие | 1 час | |
2 | Сенсорные системы. Теоретическое занятие. | 2 часа |
3 | Лабораторный практикум.
Возрастные особенности аккомодации.
| 4 часа |
4 | Лекция врача – косметолога «Особенности подросткового организма» | 1 час |
5 | Экскурсия в медицинский колледж № 2 | 2 часа |
6 | Сеанс одновременной игры с компьютером «Биотопия» | 1 час |
7 | Круглый стол. Защита творческих работ. | 1 час |
Учебно – тематическое планирование
Содержание | Всего часов | Теория | Практика | Форма контроля | |
1 | Вводное занятие | 1 час | 1 час |
| беседа |
2 | Сенсорные системы. Теоретические занятия. | 2 часа | 2 часа |
| беседа |
3 | Лабораторный практикум.
| 4 часа |
| 4 часа | Индивидуальное собеседование |
4 | Лекция врача – косметолога «Особенности подросткового организма» | 1 час | 1 час |
| беседа |
5 | Экскурсия в медицинский колледж № 2 | 2 часа | 1 час | 1 час | отчет |
6 | Сеанс одновременной игры с компьютером «Биотопия» | 1 час |
| 1 час | тест |
7 | Круглый стол. Защита творческих работ. | 1 час |
| 1 час | Защита тв. работ |
Литература
-
Батуев А.С. Биология «Человек». М.: Дрофа. 2010 год
-
Энциклопедия для детей. Человек. Том 18. М.: Аванта 2005 год
-
Коситский Г.И., Дьяконова И.Н. «Резервы нашего организма». М.: Просвещение 1993 год
-
Перышкин А.В. Физика 8. М.: Дрофа 2011 год
-
Перышкин А.В., Гутник Е.М.. Физика 9. М.: Дрофа. 2010 год
-
Энциклопедия для детей. Физика Том 16. М.: Аванта 2005 год
-
Энциклопедия для детей. Техника. Том 14. М.: Аванта 2005 год
Приложение: инструкции к некоторым лабораторным работам.
Работа № 2
Обнаружение температурной адаптации кожных рецепторов
Большинство рецепторов обладает способностью адаптироваться, «привыкать» к постоянно действующему стимулу. Это проявляется в том, что при длительном и неизменном раздражении снижается уровень возбуждения рецепторов. При этом они сохраняют способность мгновенно реагировать на любое изменение раздражителя.
Цель работы: выявить способность к адаптации кожных рецепторов.
Оборудование: сосуды (тарелки) с водой различной температуры (10, 25, и 40 0С), 3 термометра, секундомер либо часы с секундной стрелкой.
Повторите определение следующих понятий:
-
Термодинамическое равновесие
-
Температура
-
Термометр
-
Цена деления измерительного прибора
-
Дерма, эпидермис
-
Подкожная жировая клетчатка
-
Закаливание
-
Терморегуляция
-
Тепловой удар
-
Испарение
-
Тактильная чувствительность
Ход работы: работа проводится в группах или парах. Испытуемый опускает руки в горячую (40 0С) или холодную (10 0С) воду, испытатель определяет с помощью секундомера время наступления адаптации (время, в течении которого ощущение тепла или холода ослабевает). Затем испытуемый опускает обе руки в воду, нагретую до 25 0С. Убедившись, что ощущение в обеих руках одинаково, одну руку он переносит в воду с температурой 40 0С, другую в воду с температурой 10 0С. Через несколько минут одновременно испытуемый переносит обе руки в воду с температурой 25 0 С. При этом, возникает ощущение контраста (рука, находившаяся в холодной воде, ощущает тепло, другая рука, находившаяся в горячей воде, ощущает холод).
Форма отчетности: заполните протокол исследования.
Протокол исследования
Адаптация терморецепторов к холоду, с | Адаптация терморецепторов к теплу, с | |
1. |
|
|
Контрольные вопросы:
-
От каких физических величин зависит количество теплоты, полученное теплом при теплообмене.
-
Рассчитайте количество теплоты, которое отдает вода рук человека при охлаждении от 400С до 25 0 С. mB=200 г.
-
Как у человека, так и большинства теплокровных животных количество тепла в организме одинаково зимой и летом. Меняются внешние условия, а температура тела остается постоянной. Объясните почему?
-
Теоретические расчеты показали, что за 1 час активной игры в футбол температура тела спортсмена могла бы повыситься на 11,5 0С, на практике этого не происходит. Объясните, почему?
Работа № 3
Определение ближайшей точки ясного видения. Возрастные особенности аккомодационных способностей глаза.
Ближайшая точка ясного видения – это точка, находящаяся на том наименьшем расстоянии от глаз, на котором еще возможно отчетливое видение предмета. С возрастом расстояние до ближайшей точки видения увеличивается, а сила аккомодации уменьшается.
Цель работы: научиться определять ближайшую точку ясного видения и выявить зависимость между возрастом и аккомодационными способностями глаза.
Оборудование: ширма с отверстиями, булавка, укрепленная в штативе, линейка.
Повторите определение следующих понятий:
Сетчатка, хрусталик, зрачок, близорукость, дальнозоркость, линза, фокус линзы, фокусное расстояние.
Ход работы: работа проводится в парах. Для определения ближайшей точки ясного видения испытуемый закрывает один глаз, а перед другим помещают ширму с двумя отверстиями, расстояние между которыми меньше диаметра зрачка. За ширмой помещают булавку. Испытуемый фиксирует открытым глазом булавку, после чего её начинают приближать к ширме. На определенном расстоянии булавки от глаза образ её начинает раздваиваться.
Точка, на которой это происходит, фиксируется и измеряется. Это и будет расстояние до ближней точки ясного видения.
Вторая половина работы должна проводиться вместе с вашими родителями, бабушками и дедушками.
Используя ту же методику, определите расстояние до ближайшей точки ясного видения у ваших родных. Результаты зафиксируйте.
Форма отчетности: сравните полученные результаты со среднестатистическими табличными данными. Сделайте вывод.
Оценка полученных результатов:
Возрастные изменения расстояния до ближайшей точки ясного видения
Расстояние от глаза до ближайшей точки ясного видения, мм | |
До 10 | 7 |
15 | 8 |
20 | 10 |
25 | 12 |
30 | 14 |
40 | 22 |
50 | 40 |
70 | 400 |
Контрольные вопросы:
-
Постройте изображение предмета в собирающей линзе, если предмет находится на расстоянии больше двойного фокусного, дайте характеристику изображения.
-
Какие способы устранения нарушений зрения вам известны?
3. Ученые обратили внимание на то, что ночью предметы видны лучше, если не смотреть на них прямо. Объясните это явление.