Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Болчаровская средняя общеобразовательная школа»
Кондинского района Тюменской области ХМАО-Югры
Программа
факультативного курса
по физике в 11 классе
«Решение олимпиадных задач»
подготовил
учитель физики
высшей категории
Змановский Леонид Владимирович
с.Болчары
2012
1. Пояснительная записка
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно-технического прогресса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому важнейшей целью физического образования является формирование умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой ниже программы, целями которой являются:
— развитие интереса к физике, к решению физических задач;
— совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
— формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
Кроме того, в данном курсе мы акцентировали внимание учеников на решении нестандартных физических задач, задач на смекалку, занимательных и экспериментальных задач. Все вышеперечисленное развивает физическое мышление школьников, прививает им интерес к науке физике и расширяет кругозор ученика о том увлекательном мире, в котором он живет.
Данная программа, общим объемом 9 часов, изучается в 11 классе.
2. Требования к уровню подготовки учащихся
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного курса «Решение олимпиадных задач» на этапе основного общего образования являются:
— использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
— выделение характерных причинно-следственных связей;
— творческое решение учебных и практических задач;
— сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
— самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
— самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
— соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
— использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать:
— смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
— смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;
— смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;
Уметь:
— описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;
— использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;
— представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;
— выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
— приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;
— решать задачи на применение изученных физических законов;
— осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов;
— оценки безопасности радиационного фона.
3. Учебно-тематический план
Содержание темы | Кол-во часов | Дата | |||
всего | теор | практ | |||
1. | Введение. Указания к решению задач по ЕГЭ | 1 | 1 | — |
|
2. | Физические основы механики. | 1 | — | 1 |
|
3. | Молекулярная физика и термодинамика. | 1 | — | 1 |
|
4. | Электростатика. | 1 | — | 1 |
|
5. | Законы постоянного тока. | 1 | — | 1 |
|
6. | Электромагнетизм. | 1 | — | 1 |
|
7. | Колебания и волны. Элементы СТО. | 1 | — | 1 |
|
8. | Оптика. | 1 | — | 1 |
|
9. | Атомная физика. | 1 | — | 1 |
|
| ИТОГО: | 9 | — | 9 |
|
4. Содержание тем учебного курса
1. Введение. Указания к решению задач по ЕГЭ (1 час)
Разбор заданий ЕГЭ по физике 2012-2012 учебного года.
2. Физические основы механики (1 час)
Решение задач на равноускоренное движение, свободное падение тел, движение тел по углом к горизонту с начальной скоростью, применение второго закона Ньютона, использования законов сохранения энергии и импульса.
3. Молекулярная физика и термодинамика (1 час)
Решение задач на применение уравнения Менделеева-Клапейрона, основного уравнения молекулярно-кинетической теории, газовых законов, уравнения теплового баланса, на нахождение внутренней энергии тела с использованием первого и второго начал термодинамики.
4. Электростатика (1 час)
Решение задач на применение закона Кулона, нахождение напряженности и потенциала электростатического поля с использованием принципа суперпозиции.
5. Законы постоянного электрического тока (1 час)
Решение задач на применение закона Ома, нахождения силы тока, напряжения и сопротивления цепи, применение первого и второго правил Кирхгофа, на расчет цепей, содержащих параллельное и последовательное соединение проводников.
6. Электромагнетизм (1 час)
Решение задач на закон Ампера, закон электромагнитной индукции, нахождения силы Ампера и силы Лоренца, ЭДС индукции и самоиндукции, индуктивности катушки и энергии магнитного поля тока.
7. Колебания и волны. Элементы СТО (1 час)
Решение задач на нахождение длины, частоты, скорости, ускорения, фазы, периода колебаний математического и пружинного маятников.
8. Оптика (1 час)
Решение задач на законы отражения и преломления света, явления интерференции и дифракции, построение изображений в тонких линзах.
9. Атомная физика (1 час)
Решение задач на ядерные реакции, нахождение дефекта масс и энергии связи атомного ядра.
5. Ожидаемый результат
Учащиеся должны расширить и закрепить знания по физике и научиться применять эти знания при решении задач разного типа.
6. Литература и средства обучения
Для учителя:
Основная:
1. Каменецкий С.Е., Орехов В.П. Методика решения задач по физике в средней школе. — М.: Просвещение, 1987.
2. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / А. П. Рымкевич. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 188, [4] с.: ил. – (Задачники «Дрофы»).
3. Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Г.Н. Степанова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1997. – 256 с.: ил.
Дополнительная:
4. ЕГЭ: 2012: Физика. ФИПИ / изд. АСТ Астрель, — Москва.
5. Савченко Н.Е. Задачи по физике с анализом их решения. — М.: Просвещение, 2000.
Для учащихся:
Основная:
1. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / А. П. Рымкевич. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 188, [4] с.: ил. – (Задачники «Дрофы»).
2. Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Г.Н. Степанова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1997. – 256 с.: ил.
Дополнительная:
3. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. — М.: Просвещение, 1983.
4. Бутиков Е.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. Физика в задачах. — Л.: ЛГУ, 1976.
5. ЕГЭ: 2012: Физика. ФИПИ / изд. АСТ Астрель, — Москва.
Список использованной литературы
1. Авдеева А.В. Методические рекомендации по использованию учебников по физике под редакцией Г.Я. Мякишева при изучении физики на профильном уровне. – М.: Дрофа, 2004;
2. Программно-методические материалы. Физика: Средняя школа. 7-11 кл. – М.: Дрофа, 2002;
3. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физике. – М.: Дрофа, 2002.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://lib.podelise.ru.
2. http://nsportal.ru.