Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Болчаровская средняя общеобразовательная школа»

Кондинского района Тюменской области ХМАО-Югры

Рабочая программа

по физике для 11 класса

подготовил

учитель физики

высшей категории

Змановский Леонид Владимирович

с.Болчары

2012

2. Пояснительная записка

Изучение физики в средних общеобразова­тельных учреждениях на базовом уровне на­правлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о фундаментальных физичес­ких законах и принципах, лежащих в основе совре­менной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяю­щее влияние на развитие техники и технологии; ме­тодах научного познания природы;

овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практическо­го использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных ин­формационных технологий;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилиза­ции; необходимости сотрудничества в процессе сов­местного выполнения задач, уважительного отно­шения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к мора­льно-этической оценке использования научных до­стижений, чувства ответственности за защиту окру­жающей среды;

использование приобретенных знаний и уме­ний для решения практических задач в повседневной жизни.

Рабочая программа по физике для 11 класса составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования для средней школы в соответствии с Ба­зисным учебным планом общеобразовательных учреждений 2004 года и примерной программы следующих авторов: В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 136 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне ступени среднего (полного) общего образования. В том числе в 10 и 11 классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

Необходимость составления рабочей программы связана с тем, что на изучение предмета в школе добавлен 1 час в неделю, что составляет 99 часов в год.

Главная особенность рабочей программы состоит в том, что она дает распределение учебных часов по разделам курса физики 11 класса, более детально раскрывает содержание изучаемого материала.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 5 лабораторных работ, 5 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 399 с.: ил. – (Классический курс).

Учитель: Змановский Л.В.

(99 часов в год, 3 часа в неделю)

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных уме­ний и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Физика» на этапе основного общего образования являются:

использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

выделение характерных причинно-следственных связей;

творческое решение учебных и практических задач;

сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной дея­тельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различ­ных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и дру­гие базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведе­ния, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

В результате изучения курса физики 11 класса ученик должен:

Знать/понимать:

— смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

— смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс;

— смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

Уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, электромагнитную индукцию, преломление и дисперсию света;

— использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: естественного радиационного фона;

— представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: периода колебаний нитяного маятника от длины нити, периода колебаний пружинного маятника от массы груза и от жесткости пружины;

— выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

— приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных явлениях;

— решать задачи на применение изученных физических законов;

— осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни для:

— рационального использования, обеспечения безопасности в процессе использования электрических приборов;

— оценки безопасности радиационного фона.

4. Учебно-тематический план.

Урок №

Тема урока

Основное содержание. Демонстрации

Домашнее задание

Дата

Повторение материала 10 класса (2 ч)

Механика

Молекулярная физика. Электродинамика

Магнитное поле (10 ч)

Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции

§ 1-2

Сила Ампера.

§ 3-5

Решение задач.

§ 3-5

Лабораторная работа № 1 «Наблюдение действия магнитного поля на ток»

§ 3-5

Сила Лоренца.

§ 6

Решение задач.

§ 6

Магнитные свойства вещества.

§ 7

Решение задач.

§ 6 – 7

Решение задач.

§ 1 – 7

Контрольная работа № 1 «Магнитное поле»

§ 7

Электромагнитная индукция (11 ч)

Явление электромагнитной индукции

§ 8 – 9

Решение задач.

§ 8 – 9

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

§ 10

Лабораторная работа № 2 «Изучение явления электромагнитной индукции»

§ 10

Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле

§ 11, 12

ЭДС индукции в движущихся проводниках

§ 13,14

Решение задач.

§ 13,14

Самоиндукция. Индуктивность

§ 15

Энергия магнитного поля тока.

§ 15,16

Решение задач

§ 8 – 14

Контрольная работа № 2 «Электромагнитная индукция»

§ 15,16

Механические колебания (7 ч)

Свободные и вынужденные колебания

§ 18, 19

Математический маятник. Динамика колебательного движения

§ 20, 21

Лабораторная работа № 3 «Определение ускорения свободного падения с помощью маятника»

§ 20, 21

Гармонические колебания

§ 22 — 24

Вынужденные колебания. Резонанс

§ 25 — 26

Решение задач

§ 18 — 26

Контрольная работа № 3 «Механические колебания»

§ 25 — 26

Электромагнитные колебания (8 ч)

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур

§ 27-28

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями

§ 29

Характеристики электромагнитных свободных колебаний. Решение задач.

§ 30

Переменный электрический ток. Активное сопротивление

§ 31 – 32

Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока

§ 33 — 34

Резонанс в электрической цепи

§ 35 – 36

Решение задач.

§ 27 – 36

Контрольная работа № 4 «Электромагнитные колебания»

§ 35 – 36

Производство, передача и использование электрической энергии (2 ч)

Трансформаторы.

§ 37 – 38

Производство, передача и использование электрической энергии.

§ 39 – 41

Механические волны (2 ч)

Волновые явления. Свойства волн и основные характеристики

§ 42 – 45

Распространение волн. Решение задач.

§ 46 – 47

Электромагнитные волны (5 ч)

Опыты Герца.

§ 49 – 50

Решение задач.

§ 49 – 50

Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи.

§ 51 – 53

Решение задач.

§ 49 – 53

Контрольная работа № 5 «Колебания и волны»

§ 51 – 53

Световые волны (13 ч)

Скорость света. Принцип Гюйгенса

§ 59,60

Основные законы геометрической оптики

§ 61, 62

Решение задач.

§ 59 — 62

Лабораторная работа № 4 «Измерение показателя преломления стекла».

§ 59 — 62

Линза. Построение изображений в линзе

§ 63-64

Формула тонкой линзы. Увеличение линзы

§ 65

Лабораторная работа №5 «Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы»

§ 63-65

Дисперсия света. Интерференция

§ 66-69

Дифракция. Дифракционная решетка

§ 70-72

Лабораторная работа № 6 «Измерение длины световой волны»

§ 70-72

Поперечность световых волн. Поляризация света

§ 73-74

Решение задач

§ 59-74

Контрольная работа № 6 «Световые волны»

§ 73-74

Элементы теории относительности (4 ч)

Законы электродинамики и принцип относительности

§ 75

Постулаты теории относительности. Относительность одновременности

§ 76-77

Основные следствия из постулатов теории относительности. Элементы релятивистской динамики

§ 75-79

Решение задач.

§ 75-79

Излучение и спектры (4 ч)

Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты.

§ 80-81

Виды спектров. Спектральный анализ

§ 82-83

Шкала электромагнитных излучений

§ 84-86

Решение задач

§ 84-86

Световые кванты (4 ч)

Фотоэффект. Теория фотоэффекта

§ 87-88

Фотоны

§ 89

Применение фотоэффекта

§ 90-92

Решение задач

§ 90-92

Атомная физика (6 ч)

Строение атома. Опыты Резерфорда

§ 93

Квантовые постулаты Бора.

§ 94

Трудности теории Бора. Квантовая механика

§ 95

Лазеры.

§ 96

Решение задач.

§ 93-96

Контрольная работа № 7 «Элементы теории относительности и квантовой физики»

Физика атомного ядра. Элементарные частицы (10 ч)

Методы наблюдения и регистрации и наблюдения заряженных частиц

§97

Радиоактивность.

§98-104

Энергия связи атомных ядер.

§105

Решение задач.

§97-105

Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция.

§106-109

Решение задач

§106-109

Биологическое действие радиоактивных излучений

§111-113

Элементарные частицы

§114-115

Решение задач.

§114-115

Контрольная работа № 8 «Физика атомного ядра».

§97-115

Обобщающее повторение (11 ч)

Кинематика. Кинематика твердого тела.

§3-18 (Ф-10)

Динамика и силы в природе. Законы сохранения в механике.

§24-52 (Ф-10)

Основы молекулярной физики. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела

§57-76 (Ф-10)

Термодинамика.

§77-84 (Ф-10)

Электростатика. Постоянный электрический ток.

§85-110 (Ф-10)

Электрический ток в различных средах.

§111-126 (Ф-10)

Магнитное поле. Электромагнитная индукция.

§§1-10 (Ф-11)

Механические колебания. Электромагнитные колебания. Производство, передача и использование электрической энергии.

§27-46 (Ф-11)

Механические волны. Электромагнитные волны.

§42-53 (Ф-11)

Световые волны. Элементы теории относительности. Излучение и спектры

§60-87 (Ф-11)

Световые кванты. Атомная физика. Физика атомного ядра. Элементарные частицы

§88-115 (Ф-11)

5. Содержание тем учебного курса.

Повторение материала 10 класса (2 ч)

Механика. Молекулярная физика. Электродинамика.

Раздел 1. Основы электродинамики (Продолжение) (21 ч)

Тема 1.Магнитное поле. (10 ч)

Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Тема 2. Электромагнитная индукция. (11 ч)

Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца.Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока.

Демонстрации:

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока. Явление самоиндукции.

Лабораторные работы и опыты:

1. Наблюдение действия магнитного поля на ток.

2. Изучение явления электромагнитной индукции.

Раздел 2. Колебания и волны (24 ч)

Тема 3. Механические колебания. (7 ч)

Свободные и вынужденные колебания. Математический маятник. Динамика колебательного движения. Гармонические колебания. Вынужденные колебания. Резонанс.

Тема 4. Электромагнитные колебания. (8 ч)

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Характеристики электромагнитных свободных колебаний. Переменный электрический ток. Активное сопротивление. Конденсатор и катушка индуктивности в цепи переменного тока. Резонанс в электрической цепи.

Тема 5. Производство, передача и использование электрической энергии (2 ч)

Трансформаторы. Производство, передача и использование электрической энергии.

Тема 6. Механические волны. (2 ч)

Волновые явления. Свойства волн и основные характеристики. Распространение волн.

Тема 7. Электромагнитные волны. (5 ч)

Опыты Герца. Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы радиосвязи.

Демонстрации.

Свободные электромагнитные колебания. Осциллограмма переменного тока. Генератор переменного тока. Свойства электромагнитных волн.

Лабораторная работа:

3. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Раздел 3. Оптика (21 ч)

Тема 8. Световые волны. (13 ч)

Скорость света. Принцип Гюйгенса. Основные законы геометрической оптики. Линза. Построение изображений в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы. Дисперсия света. Интерференция. Дифракция. Дифракционная решетка. Поперечность световых волн. Поляризация света.

Тема 9. Элементы теории относительности. (4 ч)

Законы электродинамики и принцип относительности. Постулаты теории относительности. Относительность одновременности. Основные следствия из постулатов теории относительности. Элементы релятивистской динамики.

Тема 10. Излучение и спектры. (4 ч)

Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральные аппараты. Виды спектров. Спектральный анализ. Шкала электромагнитных излучений.

Демонстрации.

Интерференция света. Дифракция света. Получение спектра при помощи призмы. Получение спектра при помощи дифракционной решетки. Распространение, отражение и преломление света. Оптические приборы.

Лабораторные работы и опыты:

4. Измерение показателя преломления стекла.

5. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

6. Измерение длины световой волны.

Раздел 4. Квантовая физика (20 ч)

Тема 11. Световые кванты. (4 ч)

Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Фотоны. Применение фотоэффекта.

Тема 12. Атомная физика. (6 ч)

Строение атома. Опыты Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Трудности теории Бора. Квантовая механика. Лазеры.

Тема 13. Физика атомного ядра. Элементарные частицы. (10 ч)

Методы наблюдения и регистрации и наблюдения заряженных частиц. Радиоактивность. Энергия связи атомных ядер. Цепная ядерная реакция. Атомная электростанция. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы.

Демонстрации.

Линейчатые спектры излучения. Счетчик ионизирующих частиц.

Раздел 5. Обобщающее повторение (11 ч)

Кинематика. Кинематика твердого тела. Динамика и силы в природе. Законы сохранения в механике. Основы молекулярной физики. Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела. Термодинамика. Электростатика. Постоянный электрический ток. Электрический ток в различных средах. Магнитное поле. Электромагнитная индукция. Механические колебания. Электромагнитные колебания. Производство, передача и использование электрической энергии. Механические волны. Электромагнитные волны. Световые волны. Элементы теории относительности. Излучение и спектры. Световые кванты. Атомная физика. Физика атомного ядра. Элементарные частицы.

6. Контроль уровня обученности.

Количество часов:

Всего – 99 часов, в неделю – 3 часа, лабораторных работ – 6, контрольных – 8.

Критерии оценивания учащихся при индивидуальном опросе:

Оценка «5» — ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объ­еме. Речь хорошая.

Оценка «4» — в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточно­сти.

Оценка «3» — в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изло­жение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в от­вете имеются существенные ошибки.

Оценка «2» — основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Критерии оценивания тестов:

-90-100% правильных ответов – оценка «5»;

— 70-89% правильных ответов – оценка «4»;

— 50-69% правильных ответов – оценка «3»;

— 30-49% правильных ответов – оценка «2»;

менее 30% правильных ответов – оценка «1».

Критерии оценивания контрольных работ:

Оценка «5» — полные развернутые ответы на все 3 вопроса контрольной работы.

Оценка «4» — полные развернутые ответы на любые 2 вопроса контрольной работы или имеются замечания по раскрытию вопросов контрольной работы.

Оценка «3» — полный развернутый ответ на любой вопрос контрольной работы или име­ются замечания по раскрытию вопросов контрольной работы, а также в усвоении и изло­жении материала имеются существенные пробелы, в ответах имеются существенные ошибки.

Оценка «2» — ни один вопрос контрольной работы не раскрыт.

7. Литература и средства обучения.

Для учителя:

Основная:

1. Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.

3. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профиль. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 366 с.: ил. – (Классический курс).

4. Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 399 с.: ил. – (Классический курс).

5. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / А. П. Рымкевич. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 188, [4] с.: ил. – (Задачники «Дрофы»).

Дополнительная:

6. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – М.: Илекса, 2005.

7. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 10 – 11 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.

8. ЕГЭ: 2012: Физика. ФИПИ / изд. АСТ Астрель, — Москва.

9. Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Г.Н. Степанова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1997. – 256 с.: ил.

Для учащихся:

Основная:

1. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профиль. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 366 с.: ил. – (Классический курс).

2. Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый и профил. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 399 с.: ил. – (Классический курс).

3. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразоват. учреждений / А. П. Рымкевич. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 188, [4] с.: ил. – (Задачники «Дрофы»).

Дополнительная:

4. ЕГЭ: 2012: Физика. ФИПИ / изд. АСТ Астрель, — Москва.

5. Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Г.Н. Степанова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1997. – 256 с.: ил.

Оборудование, используемое при выполнения

лабораторных работ по физике

(согласно инструктивно-методическому письму)

11 класс

Наблюдение действия магнитного поля на ток

· Проволочный моток -1

· Штатив -1

· Источник постоянного тока -1

· Реостат -1

· Ключ -1

· Дугообразный магнит -1

Изучение явления электромагнитной индукции

· Миллиамперметр -1

· Источник питания -1

· Катушка с сердечником -1

· Дугообразный магнит -1

· Ключ -1

· Соединительные провода -1

· Магнитная стрелка (компас) -1

· Реостат -1

Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.

· Часы с секундной стрелкой -1

· Измерительная лента -1

· Шарик с отверстием -1

· Нить -1

· Штатив с муфтой и кольцом -1

Измерение показателя преломления стекла.

· Стеклянная призма -1

· Экран со щелью -1

· Электрическая лампочка -1

· Источник питания -1

· Линейка -1

Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

· Линейка -1

· Два прямоугольных треугольника -1

· Собирающая линза -1

· Лампочка на подставке -1

· Источник тока -1

· Выключатель -1

· Соединительные провода -1

Изменение длины световой волны

· Прибор для определения длины

световой волны -1

· Дифракционная решетка -1

· Лампа накаливания (1 на весь класс)

Список использованной литературы

1. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 11 класс. – М.: Просвещение, 2011.

2. Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. 10 – 11 класс. – М..: Дрофа, 2006.

3. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. Дидактические материалы. 11 класс. – М.: Дрофа, 2004.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://lib.podelise.ru.

2. http://nsportal.ru.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here