ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по физике автор- составитель С.А. Тихомирова 2008 год. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 70 часов для обязательного изучения физики на базовом уровне в 10-м классе.
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять знания для объяснения физических явлений и свойств вещества; решать простые задачи по физике; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
• развитие познавательных интересов, мышления и творческих способностей учащихся в процессе приобретения знаний и умений по физике;
• воспитание убеждённости в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации;
• использование приобретённых знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Результаты изучения курса физики приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников».
Учебник включён в Федеральный перечень учебников по физике.
УМК Тихомирова С.А.
-
Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика-10. – М.: Мнемозина, 2008.
-
Тихомирова С.А. Физика-10. Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2008.
-
Тихомирова С.А. Программа и тематическое планирование. Физика-10–11. – М.: Мнемозина, 2011.
-
Тихомирова С.А. Методика преподавания физики в 10–11 классах. М.: Мнемозина 2011.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен:
• знать/понимать:
– смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле;
– смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, период, частота и амплитуда колебаний, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд, напряжённость электрического поля, разность потенциалов, энергия электрического поля, сила тока, электродвижущая сила;
– смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
– вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.
• уметь:
– описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел;
– применять полученные знания для решения несложных задач;
– отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных;
– приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
– воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернете, научно-популярных статьях;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
– оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
– рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Примерное календарно-тематическое планирование 10 класс 70 часов.
Сроки | Тема | Кол-во часов | № ЛР. | № КР. | |
1 |
| Введение. | 1 | — | — |
Механика. 29 часов. | |||||
1 | 01.09-03.11 | Кинематика. | 10 | 1 | — |
Динамика. | 9 | 2 | 1 | ||
2 | 13.11 – 29.12 | Статика. | 1 | — | — |
Законы сохранения. | 9 | — | 2 | ||
Молекулярная физика и термодинамика. 18 часов. | |||||
|
| Молекулярно-кинетическая теория. | 1 | — | — |
Свойства газов. | 7 | 3 | 3 | ||
3 | 11.01-22.03 | Основы термодинамики. | 4 | — | 4 |
Свойства твёрдых тел. | 2 | — | — | ||
Свойства жидкостей. | 4 | 4 | — | ||
Электродинамика. 20 часов. | |||||
|
| Электростатика. | 7 | — | 5 |
4 | 02.04-31.05 | Законы постоянного тока. | 7 | 5,6 | 6 |
Электрический ток в различных средах. | 6 | — | — | ||
Резерв. | 2 | — | — | ||
| Итого |
| 70 | 6 | 6 |
Календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план)
Наименование раздела и темы | Часы учебного времени | Сроки прохождения | Повторение | ||
по плану | фактически | ||||
1 | Инструктаж ТБ. Методы научного познания. | 1 | 1.09 |
|
|
МЕХАНИКА-(29 ЧАСОВ) | |||||
| Кинематика. | 10 часов |
|
|
|
2 | Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. | 1 | 5.09 |
| 1.1.1 |
3 | Скорость. Решение задач. | 1 | 8.09 |
| 1.1.3 |
4 | Ускорение. Решение задач. | 1 | 12.09 |
| 1.1.4 |
5 | Перемещение при прямолинейном движении. Решение задач. | 1 | 15.09 |
| 1.1.5 |
6 | Лабораторная работа № 1 «Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении». Инструктаж по ТБ. | 1 | 19.09 |
|
|
7 | Свободное падение. Решение задач. | 1 | 22.09 |
| 1.1.7 |
8 | Движение тел, брошенных под углом к горизонту. | 1 | 26.09 |
|
|
9 | Равномерное движение по окружности. Решение задач. | 1 | 29.09 |
| 1.1.8 |
10 | Центростремительное ускорение. Решение задач. | 1 | 3.10 |
|
|
11 | Повторение и обобщение темы «Кинематика». Проверочная работа №1. | 1 | 6.10 |
| 1.1.7 |
| Динамика. | 9 часов |
|
|
|
12 | Первый закон Ньютона | 1 | 10.10 |
| 1.2.1 |
13 | Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Решение задач . | 1 | 13.10 |
|
|
14 | Закон всемирного тяготения. Решение задач. | 1 | 17.10 |
| 1.2.2 |
15 | Вес. Невесомость. Перегрузка. Решение задач. | 1 | 20.10 |
| 1.2.3 |
16 | Первая космическая скорость. | 1 | 3.11 |
| 1.2.4 |
17 | Сила трения. Решение тестовых задач. | 1 | 7.11 |
| 1.2.5 |
18 | Лабораторная работа №2 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести». Инструктаж по ТБ. | 1 | 10.11 |
|
|
19 | Повторение и обобщение темы. Решение задач. | 1 | 14.11 |
| 1.2.6 |
20 | Контрольная работа №1 по теме «Динамика». | 1 | 17.11 |
|
|
| Статика | 1 час |
|
|
|
21 | Условия равновесия тел | 1 | 21.11 |
|
|
| Законы сохранения в механике | 9 часов |
|
|
|
22 | Импульс тела. | 1 | 24.11 |
|
|
23 | Закон сохранения импульса. Решение задач. | 1 | 28.11 |
| 1.2.7 |
24 | Механическая работа. Мощность. Решение задач. | 1 | 1.12 |
| 1.2.10 |
25 | Кинетическая энергия. Решение задач. | 1 | 5.12 |
|
|
26 | Потенциальная энергия. Решение задач . | 1 | 8.12 |
|
|
27 | Работа силы упругости. Решение задач . | 1 | 12.12 |
| 1.2.12 |
28 | Закон сохранения механической энергии. Самостоятельная работа. | 1 | 15.12 |
|
|
29 | Решение задач на законы сохранения в механике. | 1 | 19.12 |
| 1.2.14 |
30 | Контрольная работа № 2 по теме «Законы сохранения в механике». | 1 | 22.12 |
|
|
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА-(18 ЧАСОВ) | |||||
| Основные положения МКТ | 1 час |
|
|
|
31 | Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ). | 1 | 26.12 |
|
|
| Свойства газов | 7 часов |
|
|
|
32 | Модель газа. | 1 | 12.01 |
| 1.3.3 |
33 | Изотермический процесс. | 1 | 16.01 |
|
|
34 | Изобарный и изохорный процессы. | 1 | 19.01 |
|
|
35 | Лабораторная работа № 3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака». Инструктаж по ТБ. | 1 | 23.01 |
|
|
36 | Уравнение Клапейрона–Менделеева. Решение задач. | 1 | 26.01 |
| 1.3.4 |
37 | Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Решение тестовых задач. | 1 | 30.01 |
|
|
38 | Контрольная работа № 3 по теме: «Свойства газов» | 1 | 2.02 |
|
|
| Основы термодинамики | 4 часа |
|
|
|
39 | Внутренняя энергия и способы её изменения | 1 | 6.02 |
|
|
40 | Первый закон термодинамики. Решение задач. | 1 | 9.02 |
|
|
41 | Тепловые двигатели. Решение задач. | 1 | 13.02 |
| 1.3.5 |
42 | Контрольная работа №4 по теме «Основы термодинамики». | 1 | 16.02 |
|
|
| Свойства твердых тел | 2 часа |
|
|
|
43 | Кристаллические и аморфные тел. | 1 | 20.02 |
| 1.3.5 |
44 | Плавление, кристаллизация и сублимация твёрдых тел. Решение задач. | 1 | 27.02 |
|
|
| Свойства жидкостей | 4 часа |
|
|
|
45 | Структура и свойства жидкости. Поверхностное натяжение жидкости | 1 | 2.03 |
| 1.3.6 |
46 | Смачивание. Капиллярные явления. | 1 | 6.03 |
|
|
47 | Взаимные превращения жидкостей и газов. Кипение жидкости. Проверочная работа №2. | 1 | 9.03 |
|
|
48 | Лабораторная работа № 4 «Измерение относительной влажности воздуха». Инструктаж по ТБ. Обобщение темы: «Свойства твердых тел и жидкостей». | 1 | 13.03 |
|
|
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА— (20 ч) | |||||
| Электростатика | 7 часов |
|
|
|
49 | Закон Кулона. Решение задач. | 1 | 16.03 |
|
|
50 | Напряжённость электрического поля. Решение задач. | 1 | 20.03 |
| 1.5.1 |
51 | Работа сил электрического поля. Решение задач. | 1 | 23.03 |
|
|
52 | Потенциал. | 1 | 3.04 |
| 1.5.3 |
53 | Проводники в электрическом поле. | 1 | 6.04 |
| 1.5.4 |
54 | Электрическая ёмкость. Решение задач. | 1 | 10.04 |
|
|
55 | Контрольная работа № 5 по теме: «Электростатика» | 1 | 13.04 |
|
|
| Законы постоянного электрического тока | 7 часов |
|
|
|
56 | Электродвижущая сила | 1 | 17.04 |
|
|
57 | Закон Ома. Работа с тестовым материалом . | 1 | 20.04 |
| 1.5.5 |
58 | Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока». Инструктаж по ТБ. | 1 | 24.04 |
|
|
59 | Соединение проводников. Решение задач. | 1 | 27.04 |
|
|
60 | Лабораторная работа № 6 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». Инструктаж по ТБ. | 1 | 4.05 |
|
|
61 | Работа и мощность электрического тока. Решение задач. | 1 | 8.05 |
| 1.5.6 |
62 | Контрольня работа № 6 по теме: «Законы постоянного тока» | 1 | 11.05 |
|
|
| Электрический ток в различных средах | 6 часов |
|
|
|
63 | Электропроводность металлов | 1 | 15.05 |
| 1.5.7 |
64 | Электрический ток в вакууме | 1 | 18.05 |
| 1.5.8 |
65 | Электропроводность электролитов. | 1 | 22.05 |
|
|
66 | Электропроводность газов. | 1 | 25.05 |
| 1.5.9 |
67 | Полупроводники. | 1 | 29.05 |
|
|
68 | Повторение темы «Электрический ток в различных средах» Проверочная работа №3 | 1 |
|
|
|
| Повторение | 2 часа |
|
|
|
69 | Урок решения задач. Работа с КИМами . | 1 |
|
|
|
70 | Итоговое тестирование. | 1 |
|
|
|
Содержание программы курса
• Физика и методы научного познания. 1 ч
Физика – наука о природе. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов1 . Научные гипотезы. Физические законы. Физические теории. Границы применимости физических законов и теорий. Принцип соответствия. Основные элементы физической картины мира.
• Механика. 29 ч
Механическое движение. Перемещение. Скорость. Относительность механического движения. Ускорение. Уравнение прямолинейного равномерного и равноускоренного движения. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.
Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Закон всемирного тяготения. Сила трения. Условия равновесия тел.
Законы сохранения импульса и энергии. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Демонстрации. Зависимость траектории от выбора системы отсчёта. Падение тел в воздухе и в вакууме. Явление инерции. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Измерение сил. Сложение сил. Зависимость силы упругости от деформации. Силы трения. Условия равновесия тел. Реактивное движение. Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно.
Лабораторные работы. Измерение ускорения свободного падения. Изучение движения тел по окружности под действием силы тяжести и силы упругости.
• Молекулярная физика. Термодинамика. 18 ч
Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) строения вещества и их экспериментальные доказательства. Количество вещества. Модель идеального газа. Изопроцессы в газах. Уравнение состояния идеального газа. Основное уравнение МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Строение и свойства жидкостей и твёрдых тел
Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Демонстрации. Механическая модель броуновского движения. Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объёме. Изменение объёма газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объёма газа с изменением давления при постоянной температуре. Кипение воды при пониженном давлении. Устройство психрометра и гигрометра. Явление поверхностного натяжения жидкости. Кристаллические и аморфные тела. Объёмные модели строения кристаллов. Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы. Опытная проверка закона Гей-Люссака. Измерение влажности воздуха.
• Электродинамика. 20 ч
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряжённость электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Электрическая ёмкость. Энергия электрического поля.
Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в разных средах.
Демонстрации. Электрометр. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы.
Лабораторные работы. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.
Тексты контрольных и самостоятельных работ взяты из Тихомирова С.А. Физика-10. Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2008, Тихомирова С.А. Физика. 10–11 классах. Контрольные работы и сборника И.В.Годова «Контрольные работы в новом формате 10 класс», Кирик Л.А., Нурминский А.И.Физика. 10 класс. Разноуровневые самостоятельные и тематические контрольные работы в формате единого государственного экзамена.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Литература
Основная:
-
Тихомирова С.А., Яворский Б.М. Физика-10. – М.: Мнемозина, 2008.
-
Тихомирова С.А. Физика-10. Рабочая тетрадь. – М.: Мнемозина, 2008.
-
Тихомирова С.А. Программа и тематическое планирование. Физика 10–11 класс. – М.: Мнемозина, 2011.
-
Тихомирова С.А. Методика преподавания физики в 10–11 классах. – М.: Мнемозина, 2011.
-
Тихомирова С.А. Физика. 10 – 11 классы. Контрольные работы. – М.: Мнемозина, 2011.
-
Годова И.В.Физика 10 класс. Контрольные работы в НОВОМ формате – М.: «Интеллект — Центр», 2011.
-
Комплект таблиц по физике 10 класс.
-
Сауров Ю.А. Физика в 10 классе: Модели уроков: Книга для учителя-М.: Просвещение, 2005.
-
Кирик Л.А., Нурминский А.И.Физика. 10 класс. Разноуровневые самостоятельные и тематические контрольные работы в формате единого государственного экзамена.- М.: ИЛЕКСА, 2010.
Интернет-ресурсы для учителя:
-
http://www.ed.gov.ru – сайт Министерства образования РФ;
-
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации;
-
http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки единогогосударственного экзамена;
-
http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;
-
http://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений.
Компьютерные учебные материалы:
-
Электронная библиотека «Просвещение». «Физика. Основная школа. 7-9 классы: Ч. 1»
Класс: Мультимедийное учебное пособие нового образца.
Издательство: М.: Компания « Просвещение – МЕДИА», 2004г.
-
Интерактивный курс «Физика 7 – 11 классы»
Класс: демонстрационные и иллюстративные материалы.
Издательство: Долгопрудный: Компания « Физикон», 2005 г.
-
Библиотека электронных наглядных пособий «Физика 7 – 11 класс»
Класс: демонстрационные и иллюстративные материалы.
Издательство: Компания «Кирилл и Мефодий». М.: NMG,2003.
-
Уроки физики Кирилла и Мефодия 10, 11 класс.
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»
Класс: электронный учебник.
Издательство: М.: Компания «Кирилл и Мефодий», 2005
-
1С: Школа. Интерактивный тренинг — Подготовка к ЕГЭ. ФИЗИКА 10 — 11.
Класс: тренажёры, репетиторы, электронные задачники и системы контроля знаний.
Издатель и разработчик «1С».- Долгопрудный: Компания «Физикон», 2004.
-
Учебный компьютерный курс «Открытая физика 2.5 Ч. 1,2»
Класс: демонстрационные и иллюстративные материалы.
Издательство: Долгопрудный: Компания «Физикон».2002 г.
Лабораторные работы и оборудование .
Тема лабораторной работы | Необходимый минимум (в расчете 1 комплект на 2 чел.) | |
1 | Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении. | · Желоб лабораторный -1 · Шарик диаметром 1-2 см -1 · Цилиндр металлический -1 · Метроном (1 на весь класс) · Лента измерительная -1 |
2 | Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести . | · Штатив с муфтой и лапкой -1 · Лента измерительная — 1 · Динамометр лабораторный -1 · Весы с разновесами -1 · Шарик на нити -1 · Линейка -1 · Пробка с отверстием -1 |
3 | Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака.
| · Стеклянная трубка -1 · Запаянная с одного конца -1 · Цилиндрический сосуд с горячей водой -1 · Стакан с холодной водой -1 · Кусочек пластилина -1 |
4 | Измерение относительной влажности воздуха. | · Термометр -1 · Кусочек ваты -1 · Стакан с водой -1 · Психрометрическая таблица -1 |
5 | Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
| · Аккумулятор или батарейка(4,5В) -1 · Вольтметр -1 · Амперметр -1 · Ключ -1 · Соединительные провода -1 |
6 | Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
| · Источник тока -1 · Два проволочных резистора -1 · Амперметр -1 · Вольтметр -1 · Реостат -1 · Соединительные провода -1 |