Урок – Повторение по теме: «Периодические движения: равномерное вращение по окружности и колебания»

Воронкова Екатерина Валерьевна
учитель физики, ГОУ СОШ № 1388 г. Москвы

План конспект урока по физике

Класс: 10 класс

Раздел программы: “Виды движения”

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид: комбинированный.

Технология: модульного и блочно-модульного обучения, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии.

Цели урока:

  1. Дидактические: создать условия самореализации учащихся, используя личностно-ориентированную технологию, компетентностный подход.

  2. Образовательные: проанализировать сходные черты и различия данных видов движения, определить уровень усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их применения.

  3. Развивающие: развивать качественную сферу учащихся; развивать логическое мышление оценивание уровня своих знаний.

  4. Воспитательные: прививать культуру умственного труда.

  5. Мотивационная: побудить интерес к изучению предмета.

Подготовка к уроку: мультимедийная презентация «Периодические виды движения», демонстрации математического и пружинного маятников, вращательного движения, часы.

План урока

Содержание этапов урока

Виды и формы деятельности

1. Организационный момент

Приветствие

2. Мотивационное начало урока

Постановка учебной задачи

3. Повторение видов движения: колебания и движение по окружности

Заполнение таблицы

4. Этап обобщения, систематизации знаний и закрепление материала

Выполнение заданий, решение задач

5. Подведение итогов

Рефлексия

I. Организационный момент.

II. Мотивационное начало урока. Наша задача сравнить периодические виды движения, используя опорные конспекты. Для этого просмотрим презентацию, затем заполним таблицу, сделаем выводы. Вам предстоит вспомнить… В чем похожесть и различие этих видов движения? Каковы физические характеристики движения?

III. Демонстрации. Просмотр презентации.

IV. Учитель: Заполним таблицу.

Движение по окружности

Колебания

х (t) = R sin ωt

х (t) = A sin ωt

R (м) – радиус вращения

A (м) — максимальное отклонение от положения равновесия. А = х max

ω — угловая скорость (рад/с) показывает угол поворота за единицу времени

ω = φ t

ω — циклическая частота (рад/с), число колебаний за 2 π секунд, скорость измерения фазы с течением времени

ω = 2 π T

Фаза колебаний φ (рад)

Разность фаз

Линейная скорость (м/с) υ = ω · R

υ = 2 π R T

υ = const

m g h max = m υ2 max 2

Скорость меняется периодически.

Центростремительное ускорение a (мс2) возникает при равномерном вращении.

Ускорение меняется периодически.

Период Т (с) – время одного полного оборота.

Период Т (с) – время одного полного колебания.

Т = 2 π ω = t N

Частота n (1с) – число оборотов за единицу времени.

Частота ν (Гц) – число колебаний за единицу времени.

n = ν = 1T = N t

Дополнение.

Задача № 1. Начертите траекторию точки обода велосипедного колеса при равномерном, прямолинейном движении велосипеда в системе отсчета колеса, в системе отсчета рамы велосипеда, в системе отсчета, связанной с Землей. ( точка, окружность, система полуокружностей).

Задача № 2. Волчок , вращась с частотой 60 1с свободно падает с высоты 1,5 м. Сколько оборотов он сделает за время полета?

V. Учитель: Подведем итоги (выставление оценок).

Домашнее задание.

  1. Найти скорость вращения точки на экваторе Земли. Радиус Земли принять за 6400 км. (465 мс)

  2. Найти скорость вращения Земли вокруг Солнца. (30 км/с).

Рефлексия: Ребята, проанализируйте, пожалуйста, свои мыслей, чувства, ощущения, которые возникли у вас в течение урока.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here