ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА№423»
Рабочая программа по физике для 7 класса
ФГОС второго поколения
Подготовила
Учитель физики
ГБОУ Школа №423
Борматова Ж.Г.
Москва, 2015
Рабочая программа по физике для 7 класса
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
-
понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
-
формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
-
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
-
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
-
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
-
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
-
понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы. М.: Дрофа, 2008 год.
Учебная программа 7 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Программой предусмотрено изучение разделов:
-
Введение — 4 часа.
-
Первоначальные сведения о строении вещества — 6 часов.
-
Взаимодействие тел — 21 час.
-
Давление твердых тел, жидкостей и газов — 21 час.
-
Работа и мощность. Энергия — 11 часов.
-
Резервное время — 5 часов.
По программе за год учащиеся должны выполнить 4 контрольные работы и 10 лабораторных работ.
Основное содержание программы
Физика и физические методы изучения природы
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.
Демонстрации
Наблюдение физических явлений:
-
Свободное падение тел.
-
Колебания маятника.
-
Притяжение стального шара магнитом.
-
Свечение нити электрической лампы.
-
Электрические искры.
Лабораторные работы
-
Измерение расстояний.
-
Измерение времени между ударами пульса.
-
Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Строение и свойства вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества.
Демонстрации
-
Диффузия в растворах и газах, в воде.
-
Модель хаотического движения молекул в газе.
-
Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.
Механические явления
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость.
Демонстрации
-
Равномерное прямолинейное движение.
-
Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.
Динамика
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Движение и силы.
Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Условия равновесия твердого тела.
Демонстрации
-
Явление инерции.
-
Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
-
Измерение силы по деформации пружины.
-
Свойства силы трения.
-
Сложение сил.
-
Барометр.
-
Опыт с шаром Паскаля.
-
Опыт с ведерком Архимеда.
Лабораторные работы
-
Измерение массы тела.
-
Измерение плотности твердого тела.
-
Измерение плотности жидкости.
-
Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
-
Исследование условий равновесия рычага.
-
Измерение архимедовой силы.
Механическая энергия
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации
-
Реактивное движение модели ракеты.
-
Простые механизмы.
Лабораторные работы
-
Измерение КПД наклонной плоскости.
Возможные объекты экскурсий: цех завода, мельница, строительная площадка.
Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса
В результате изучения физики в 7 классе ученик должен
знать/понимать:
-
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом;
-
смысл физических величин: путь, скорость; масса, плотность, сила; давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
уметь:
-
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;
-
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
-
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
-
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);
-
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и электромагнитных явлениях;
-
решать задачи на применение изученных физических законов;
-
осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью рисунков);
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
-
сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
-
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
-
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
-
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты;
-
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;
-
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
-
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
-
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
-
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
-
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
-
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
-
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Учебно-методический комплект
-
А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2014.
-
В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.
Материал комплекта полностью соответствует Примерной программе по физике основного общего образования, обязательному минимуму содержания, рекомендован Министерством образования РФ.
Обозначения, сокращения:
КЭС КИМ ГИА – коды элементов содержания контрольно-измерительных материалов ГИА
КПУ КИМ ГИА — коды проверяемых умений контрольно-измерительных материалов ГИА
Л. — В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.
Календарно-тематическое планирование
7 класс (68 часов – 2 часа в неделю)
-
Введение (4 часа).
Дата
| Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС Ким ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | |
1/1 |
| Техника безопасности в кабинете физики (ТБ). Что изучает физика? | Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Научный метод познания. | Знать смысл понятий «вещество», «тело», «явление». Уметь наблюдать и описывать физические явления. | Наблюдать и описывать физические явления. Участвовать в обсуждении явления падения тел на землю. Высказывать предположения, гипотезы. Измерять расстояния и промежутки времени. Определять цену деления шкалы прибора.
|
| 1-3 | 2 | §1-3, вопросы после §§ устно. Л. № 5, 7. |
1/2 |
| Физические величины. Измерение физических величин. | Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. | Знать смысл понятия «физическая величина». Уметь приводить примеры физических величин; использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин | Задания на соответствие по определению: вещество, тело, явления. | 1-4 | 1.2-1.4 | §4, 5, упр. 1(1,2), подготовка к лаборатор- ной работе № 1. | |
2/3 |
| Лабораторная работа №1. «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение физических величин». | Определение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра. | Уметь использовать измерительный цилиндр для определения объема жидкости. Выражать результаты в СИ. |
| Лабораторная работа, правильные прямые измерения, ответ с ед.измерения в СИ. | 1-4 | 1.2-1.4 | § 6. |
2/4 |
| Физика и техника. | Физика и техника. Достижения науки, техники, примеры открытий и достижений российских ученых. | Знать о вкладе в изучение физики ученых: М.В.Ломоносова, К.Э.Циолковского, С.П.Королева и др. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу § 6. | 1-4 | 1.3-1.4 | Творческое задание: газета, презентация, плакат и т.д. |
-
Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов).
Дата
| Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС Ким ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | |
3/1 |
| Строение вещества. Молекулы. | Сформировать представления о молекулярном строении вещества (твердые, жидкие и газообразные), о зависимости скорости движения молекул от температуры. | Знать смысл понятий «гипотеза», «молекула», «вещество». Уметь описывать свойства газов, жидкостей и твердых тел. | Наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по обна-ружению дейст-вия сил молеку-лярного притя-жения. Объяс-нять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу § 7. | 1-3 | 1-3 | §7-8, вопросы после §§ устно. Л. № 49-50. |
3/2 |
| Движение молекул. | Диффузия в природе и быту. Непрерывное и хаотическое движение частиц. | Знать смысл понятия «диффузия». Уметь наблюдать и описывать диффузию в газах, жидкостях и твердых телах. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу § 9. | 1-3 | 2.1-2.4 | §9, вопросы после §9 устно. Л. № 58-59. | |
4/3 |
| Скорость движения молекул и температура тела. Лабораторная работа № 2. «Измерение размеров малых тел». | Измерение размеров малых тел. | Уметь анализировать и сравнивать результаты опытов, делать выводы. | Лабораторная работа, пра-вильные пря-мые измерения, ответ с ед. измерения в СИ. | 1-3 |
| §7-9, упр.2 (1,2), подготовка к лаборатор- ной работе № 2. | |
4/4 |
| Взаимодействие молекул. | Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Взаимодействие молекул. | Иметь представление о молекулярном стро-ении вещества, явле-нии диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, о силах взаимодействия между молекулами. Уметь наблюдать и описывать физические явления. |
| Ответы на вопросы в ходе урока по материалу § 10. | 1-3 | 2.1 | §10, вопросы после §§ устно. Л. № 78-81. |
5/5 |
| Три состояния вещества. | Основные свойства газов, жидкостей и твердых тел. Ос-новные положения молекулярно- кинетической теории. | Уметь приводить при-меры, наблюдать и описывать физические явления. Знать основные свой-ства вещества (жидкое, твердое, газообразное). | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу § 11. | 2-1 | 2.1 | §11-12, задание 3, вопросы после §§ устно. Л. № 84-88. | |
5/6 |
| Повторение темы. Первоначальные сведения о строении вещества. Контрольная работа №1 (20минут). | Дискретное строение вещества, модели газа, жидкости и твердого тела. | Знать смысл понятий «гипотеза», «модель». Уметь объяснять примеры проявления диффузии. | Задания на соответствие по определению. | 2-1 |
| §7-12, вопросы после §§ устно. Л. № 13, 29, 48, 68. |
-
Взаимодействие тел (21 час).
-
Дата
| Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС Ким ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | |
6/1 |
| Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Механическое движение. Путь. Траектория. Равно-мерное и неравно-мерное движение. Физические величины и их измерение. | Механическое движение. Путь. Траектория. Равномерное и неравномерное движение. | Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном движении. Измерять скорость равномерного движения. Измерять массу тела. Измерять плотность вещества. Измерять силы взаимодействия двух тел.
| Задания на соответствие по определе-нию: путь, пе-ремещение, траектория. Единицы измерения. | 1-1 | 1.2 | §13-14, упр. 3, задание 4, вопросы после §§ устно. Л. № 108, 109, 114. |
6/2 |
| Скорость. Единицы скорости. | Скорость. Единицы измерения скорости. Средняя скорость. | Знать смысл физических величин «скорость», «средняя скорость». Уметь описывать фундаментальные опыты, определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле. | Задания на соответствие по опреде-лению: путь, перемещение, траектория, скорость. Единицы измерения. | 1-1 | 1.3 | §15, упр. 4, вопросы после §§ устно. Л. № 117, 118, 121. | |
7/3 |
| Расчет пути и времени движения. | Система отсчета. Относительность движения. Скорость и время движения. | Знать смысл поня-тий: «время», «прост-ранство», физических величин: «путь», «скорость», «время». Уметь измерять расстояние, промежутки времени. | Задания на соответствие по определению пути, времени, скорости. Единицы измерения. | 1-1 | 1.5 | §16, упр. 5(1-3), вопросы после §§ устно. Л. № 124, 128, 130. | |
7/4 |
| Решение задач на расчет пути и времени движения. | График зависимос-ти пути от времени и скорости от времени. | Знать смысл понятий «система отсчета», «физическая величина». Уметь определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле. Применять полученные знания для решения физических задач. |
| Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §15. | 1-1 | 1.5 | §15-16, упр.5 (4-5), вопросы после §§ устно. Л. № 132-138. |
8/5 |
| Явление инерции. | Система отсчета. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел.
| Знать смысл понятий «система отсчета», «взаимодействие», «инерция». Уметь приводить примеры практического применения физических знаний законов механики. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §17. | 1-2 | 2.1 | Творческое задание: газета, презентация, плакат и т.д. | |
8/6 |
| Взаимодействие тел. | Механическое движение, скорость, взаимодействие тел, инерция. | Смысл понятий «взаимодействие», «инерция». Уметь приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §18. | 1-2 | 2.2 | §17-18, вопросы после §§ устно. Л. № 171, 178, 185. | |
9/7 |
| Масса. Единицы массы. | Масса тела. Инертность. Единицы измерения. Международная система единиц. | Знать смысл физичес-кой величины «масса». Уметь измерять массу на рычажных весах. Выражать результаты в СИ с учетом их погрешностей. |
| Задания на соответствие по определению единицы измерения. | 1-3 | 2.3 | §19, упр. 6, вопросы после §§ устно. Л. № 208-210. |
9/8 |
| Лабораторная работа №3. «Измерение массы тела на рычажных весах».
| Определение массы тела при помощи рычажных весов. | Уметь использовать рычажные весы для определения массы тел. | Лабораторная работа, пра-вильные пря-мые измерения, ответ с едини-цами измере-ния в СИ. | 1-3 |
| §19-20, подготовка к лаборатор- ной работе № 3. | |
10/9 |
| Плотность вещества. | Обозначение физических величин. Плотность. Масса. Объем тела. Международная система единиц. | Знать определение плотности тела, единицы измерения. Уметь осуществлять перевод единиц изме-рения, пользоваться формулой для реше-ния задач, таблицей плотностей тел и веществ. | Задания на соответствие по определе-нию массы, плотности, объема. Единицы измерения. | 1-2 | 2.4 | §21, упр. 7, вопросы после §§ устно. Л. № 255, 257, 259. | |
10/10 |
| Расчет массы и объема тела по его плотности. | Обозначения. Основные формулы. Физический смысл плотности. | Понимать смысл физических величин «масса», «плотность». Уметь применять полученные знания для решения физических задач. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §21. | 1-2 | 2.3 | §22, упр. 8, задание 5, вопросы после §§ устно. Л. № 267, 268, 271. | |
11/11 |
| Лабораторная работа № 4. «Измерение объема тела». | Определение объема тела с помощью измерительного цилиндра. | Уметь использовать измерительный цилиндр для определения объема жидкости. Выражать результаты в СИ. |
| Лабораторная работа, пра-вильные пря-мые измерения, ответ с еди-ницами изме-рения в СИ. | 1-2 | 2.4 | §21-22, подготовка к лаборатор-ной работе № 4. |
11/12 |
| Лабораторная работа №5. «Определение плотности твердого тела». | Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра. | Уметь работать с приборами, наблюдать, делать выводы, определять цену деле-ния приборов, рассчи-тывать погрешности измерения. | Лабораторная работа, пра-вильные пря-мые измерения, ответ с еди-ницами изме-рения в СИ. | 1-2 | 2.4 | §21-22, подготовка к лаборатор-ной работе № 5. | |
12/13 |
| Решение задач. | Основные формулы. Международная система единиц. | Понимать смысл физических величин «масса», «плотность». Уметь применять полученные знания для решения физических задач. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §21. | 1-2 |
| Повторить формулы, §19-22. Л. № 272, 275, 282. | |
12/14 |
| Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Сила – величина векторная. Обозначение силы. Единицы измерения. Прибор для измерения силы. | Знать смысл понятий «сила, сила тяжести». Уметь объяснять результаты экспериментов, независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела. | Задания на соответствие по определению. Единицы измерения. | 1-2 | 2.10 | Творческое задание, §23-24. Л. № 293, 311. | |
13/15 |
| Сила упругости. Вес тела. Единицы силы. | Формулировка за-кона Гука. Сила уп-ругости. Опреде-ление деформации. Виды деформации. Вес тела. Единицы измерения. | Знать смысл понятия «сила упругости», «Закон Гука». Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных. |
| Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §25. | 1-2 | 2.12 | §25-26, упр. 9 (1-2), вопросы после §§ устно. Л. № 328, 329, 338, 340, 342. |
13/16 |
| Динамометр. Лабораторная работа №6. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | Научиться градуи-ровать пружину, получать шкалу с любой (заданной) ценой деления и с ее помощью измерять силы. | Уметь работать с приборами, наблю-дать, делать выводы, определять цену деле-ния приборов, рассчи-тывать погрешности измерения. | Лабораторная работа, пра-вильные пря-мые измерения, ответ с едини-цами изме-рения в СИ. | 1-2 | 2.11 | §27-28, подготовка к лаборатор-ной работе № 6. | |
14/17 |
| Графическое изображение силы. Сложение сил. | Равнодействующая сила. Демонстрации: 1) сложение двух сил, направленных по прямой в одну сторону; 2) сложение двух сил, направленных по прямой в противоположные стороны. | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §25-28. | 1-2 | 2.10-2.12 | §29, упр. 9 (3-5), вопросы после §§ устно. Л. № 355, 358, 371, 379. | |
14/18 |
| Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и в технике. | Сила трения. Виды сил трения. Измерение сил трения. | Уметь измерять коэффициент трения скольжения. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §29. | 1-2 | 2.13 | §30, упр. 10, вопросы после §§ устно. Л. № 377, 381, 428, 432. | |
15/19 |
| Обобщающее занятие по теме: «Взаимодействие тел». | Механическое движение, взаимодействие, сила, масса, плотность. Вес тела. Закон Гука. | Знать основные понятия, определения, формулы по теме «Движение и взаимодействие тел». Уметь работать с физическими вели-чинами, входящими в формулы нахожде-ния силы трения, объяснять примеры проявления сил трения в окружающей жизни. |
| Задания на соответствие по определению. Единицы измерения. | 1-2 | 2.13 | Творческое задание, §30-31. Л. № 351, 368. |
15/20 |
| Контрольная работа № 2. «Взаимодействие тел». | Механическое движение, взаимо-действие, сила, мас-са, плотность. Вес тела. Закон Гука. | Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 23-30. |
| 1-2 |
| Задачи по тетради. Дидактичес-кий материал. | |
16/21 |
| Анализ контрольной работы №2. Работа над ошибками. | Механическое движение, взаимодействие, сила, масса, плотность. Вес. | Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 23-30. |
|
|
| Задачи по тетради. Дидактичес-кий материал. |
-
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 час).
Дата
| Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС Ким ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | |
16/1 |
| Давление. Единицы давления. | Давление. Единицы давления. | Знать определение и формулу давления, единицы измерения давления. Уметь применять полученные знания для решения задач. | Обнаруживать существование атмосферного давления. Объяснять причины плавания тел. Измерять силу Архимеда. Исследовать условия плавания тел.
| Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §33. | 1.8 | 1.1-1.4 | §33, упр. 12(3-4), вопросы после § устно. Л. № 450, 452, 459. |
17/2 |
| Способы увеличения и уменьшения давления.
| Давление. | Знать определение и формулу давления, зависимость давле-ния от силы, действу-ющей на опору и площади опоры. Уметь применять полученные знания для решения физи-ческих задач и объяс-нения жизненных примеров. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §34. | 1.8,122-1.24 | 1.1-1.4 | §34, упр. 13(1-2), задание 6, вопросы после § устно. Л. № 458, 460. | |
17/3 |
| Давление газа. | Давление газа. | Знать формулировку закона Паскаля. Уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами, зная по-ложения молекуляр-но-кинетической теории, пользоваться формулой для вычис-ления давления при решении задач, объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §35. | 1.8 | 1.1-1.4 | §35, вопросы после § устно. Л. № 470, 476, 479. | |
18/4 |
| Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. | Знать формулировку закона Паскаля. Уметь описывать и объяснять передачу давления жидкостями и газами, зная положения молеку-лярно-кинетической теории, пользоваться формулой для вычис-ления давления при решении задач, объяснять с помощью закона Паскаля природные явления, примеры из жизни. |
| Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §36. | 1.8 | 1.1-1.4 | §36, упр.14(1,2), задание 7, вопросы после § устно. Л. № 523, 524, 531.
|
18/5 |
| Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. | Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Манометры. | Знать формулу для вычисления давле-ния; формулировку закона Паскаля. Уметь объяснить давление жидкос-тями и газами, зная положение молеку-лярно-кинетической теории, пользоваться формулой для вычис-ления давления при решении задач; объяснить с помощью закона Паскаля природные явления; примеры из жизни. |
| Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §37. | 1.3 | 1.3.3 | §37, упр.14, задание 7, вопросы после § устно. Л. № 516, 529, 545. |
19/6 |
| Решение задач. | Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. | Знать формулу для вычисления давления жидкости в зависи-мости от глубины; формулировку закона Паскаля. Уметь объяснить давление жидкос-тями и газами, зная положение молеку-лярно-кинетической теории, пользоваться формулой для вычис-ления давления жид-кости в зависимости от глубины при ре-шении задач; объяс-нить природные явления, примеры из жизни. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §38. | 1.3 | 1.3.4 | §38, упр.15, вопросы после § устно. Л. № 491, 515, 519. | |
19/7 |
| Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов. | Сообщающиеся сосуды. | Знать определение сообщающихся сосу-дов, теорию располо-жения уровней жидкостей в сосуде, зная плотности жидкостей. Уметь применять сообщающиеся сосу-ды в быту, жизни (устройство шлюза, водомерного стекла). |
| Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §39. | 1.8 | 1.3 | §39, упр. 16 (1-2), вопросы после § устно. Л. № 528-530. |
20/8 |
| Вес воздуха. Атмосферное давление. | Атмосфера. Воздух. Атмосферное давление. | Знать, что воздух – это смесь газов, имеет вес, почему у Земли есть атмосфера. Способы измерения атмосферного давления. Уметь вычислять вес воздуха. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §40. | 1.8 | 1.3 | §40 упр. 17(1-2), задание 10, вопросы после § устно. Л. № 546, 548, 551. | |
20/9 |
| Измерение атмосферного давления. | Давление. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. | Знать способы измерения атмосфер-ного давления. Уметь объяснять опыт Торричелли, переводить единицы давления. |
| Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §42. | 1.8 | 1.3.5 | §42, упр. 19(1-2), задание 11, вопросы после § устно. Л. № 555-561. |
21/10 |
| Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | Барометр-анероид. Цена деления. Единицы измерения. Высотомеры. Их применение. | Знать основные определения, спосо-бы измерения атмос-ферного давления. Уметь использовать приобретенные зна-ния и умения в прак-тической деятельности и повседневной жизни. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §43. | 1.8 | 1.3.1 | §43-44, упр. 21(1-4), вопросы после §§ устно. Л. № 578-581. | |
21/11 |
| Манометры. Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс. | Манометры. Жидкостные и металлические манометры. Гидравлическая машина. Закон Паскаля. | Знать устройство и принцип действия манометра, поршне-вого жидкостного насоса, гидравлического пресса. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §45-47. | 1.8 | 1.3.4 | §45-47, вопросы после §§ устно. Л. № 603-604. | |
22/12 |
| Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Выталкивающая сила. Закон Паскаля. Давление. | Знать понятие выталкивающей силы. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. |
| Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §48. | 1.8 | 1.3.5 | §48, вопросы после § устно. Л. № 597-600. |
22/13 |
| Архимедова сила. | Выталкивающая сила. Закон Архимеда. От каких величин зависит архимедова сила, от каких величин не зависит? | Знать, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила. Уметь вычислять по формуле.
| Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §49. | 1.8 | 1.3.5 | §49, упр. 24(1-2), вопросы после § устно. Л. № 613, 621, 623. | |
23/14 |
| Лабораторная работа №7. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | Вес тела в воздухе и в жидкости. Закон Архимеда. Динамометр. | Знать, что на любое тело, погруженное в жидкость или газ, действует вытал-кивающая сила. Уметь измерять объем тела с помощью мензурки, вычи-слять значение вы-талкивающей силы. | Лаборатор-ная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ. | 1.8 | 1.3.5 | §49, упр. 24(3-4), задание 14, вопросы после § устно. Л. № 626, 627, 632. | |
23/15 |
| Плавание тел. | Условия плавания тел. | Знать условия плавания однородных тел. Уметь объяснять жизненные вопросы по теме. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §50. | 1.3 | 1.3.6 | §50, упр. 25(1-2), вопросы после § устно. Л. № 635-638. | |
24/16 |
| Решение задач. | Условия плавания тел. | Знать условия пла-вания однородных тел. Уметь объяснять жизненные вопросы по теме. |
| Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §49-50. | 1.3 | 1.3.1 | §50, вопросы после § устно, Л. № 645-651. |
24/17 |
| Лабораторная работа №8. «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | Условия плавания тел. | Знать условия, при которых тело тонет, всплывает, плавает внутри или на по-верхности жидкости. Уметь проводить эксперимент по про-верке условий плава-ния, записывать результаты в виде таблицы, делать вы-вод о проделанной работе и ее результатах. | Лаборатор-ная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ. | 1.3 | 1.3.1-1.3.3 | стр.168, вопросы после §50 устно. Л. № 614, 657. | |
25/18 |
| Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач. | Плавание судов. Воздухоплавание. Ватерлиния. Осадка. Ареометры. Водоизмещение. Аэростаты. Стратостаты. | Уметь применять теорию плавания тел, теорию Архимедовой силы к плаванию судов и воздухопла-вание через знание основных понятий: водоизмещение судна, ватерлиния, грузоподъемность. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §52. | 1.3 | 1.3.1-1.3.5 | §51-52, упр. 27(1-2), вопросы после §§ устно. Л. № 639, 646, 648. | |
25/19 |
| Повторение тем: Архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание. | Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плавание судов. | Знать основные понятия, опреде-ления, формулы и законы по теме «Архимедова сила. Плавание тел». Уметь применять теорию к решению задач и объяснять жизненные вопросы по теме. | Задания на соответствие по определению. Единицы измерения. | 1.3 | 1.3.11.3.6- | §49—52, вопросы после §§ устно. Л. № 640, 641. | |
26/20 |
| Решение задач. | Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плавание судов. | Уметь применять полученные знания для решения физических задач. |
| Задания на соответствие по определению. Единицы измерения. | 1.3 | 1.3.1 | §34—48, вопросы после §§ устно. Л. № 647, 649. |
26/21 |
| Контрольная работа №3. «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. | Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 34-48. |
| 1.3 | 1.3.1-1.3.4 | упр. 9 (1-2), вопросы после §§ устно. Л. № 644. |
-
Работа и мощность (11 часов).
Дата
| Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС Ким ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | |
27/1 |
| Механическая работа. Единица работы. | Работа. Сила. Путь. Единица работы. Джоуль.
| Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения механической работы. Уметь применять формулы для решения задач. | Исследовать условия равновесия рычага. Измерять работу силы. Измерять мощность. Измерять КПД наклонной плоскости. Вычислять КПД простых механизмов. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §53. | 1.4 | 1.4.4-1.4.6 | §53 упр. 28(1-4), вопросы после § устно. Л. № 675. |
27/2 |
| Мощность. Решение задач. | Мощность. Работа. Время. Ватт. Киловатт. Мегаватт. | Знать определение, формулу, единицы измерения, способы изменения мощности. Уметь применять формулу к решению задач. | Задания на соответствие по определению. Единицы измерения. | 1.4 | 1.4.5 | §54, упр. 29, вопросы после §§ устно. Л. № 704, 705, 711. | |
28/3 |
| Простые механизмы. Рычаг. | Простые механизмы. Блоки. Наклонная плоскость. Рычаг. | Знать простые ме-ханизмы, их виды, назначение. Опре-деление рычага, пле-чо силы, условие равновесия рычага. Уметь применять эти знания на прак-тике для объясне-ния примеров. Экспериментально определять условие равновесия рычага. | Задания на соответствие по определению. Единицы измерения. | 1.3 | 1.3.2 | §55-56, вопросы после §§ устно. Л. № 737, 740, 742. | |
28/4 |
| Момент силы. | Момент силы. | Знать определение момент силы. Уметь применять эти знания на прак-тике для объясне-ния примеров. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §57. | 1.3 | 1.3.1 | §57, вопросы после § устно. Л. № 750, 762, 768. | |
29/5 |
| Лабораторная работа №9. «Выяснение условий равновесия рычага». | Измерение расстояний. | Уметь объяснять устройство и чертить схемы простого механизма — рычаг, экспериментально определять условия равновесия рычага. | Лаборатор-ная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ | 1.3 | 1.3.1 | стр.169, вопросы после §57 устно. Л. № 781-783. | |
29/6 |
| Блоки. «Золотое правило механики». | «Золотое правило механики». | Знать «Золотое правило механики». Уметь объяснять устройство и чер-тить схемы прос-тых механизмов (рычаг, блок, ворот, наклонная плос-кость), решать задачи с примене-нием изученных законов и формул, условия равновесия рычага. |
| Задания на соответствие по определению. Единицы измерения. | 1.3 | 1.3.1 | §58-60, упр. 31(1-5), вопросы после §§ устно. Л. № 772-773. |
30/7 |
| Решение задач. | Простые механизмы. Блоки. Наклонная плоскость. Рычаг. «Золотое правило механики». | Знать определение рычага, плечо силы, условие равновесия рычага, момент силы. Уметь применять эти знания на прак-тике для объяснения примеров в природе, быту и технике. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §57-59. | 1.3 | 1.3.1-1.3.4 | §57-60, вопросы после §§ устно. Л. № 770-771. | |
30/8 |
| Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа №10. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | КПД простых механизмов. Сила. Работа. Простые механизмы. | Знать определение, формулы, единицы измерения КПД. Уметь применять теорию к решению задач, эксперимен-тально определять КПД наклонной плоскости.
| Лаборатор-ная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ | 2.2 | 2.9 | §61, вопросы после § устно. Л. № 778, 793, 798. | |
31/9 |
| Потенциальная и кинетическая энергия. | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Механическая энергия. | Знать понятие «энергия» (кинети-ческая и потенци-альная), обозначе-ние, формулы и единица измерения. Уметь решать зада-чи с применением изученных формул, объяснять преобра-зования энергии на примерах. |
| Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §62-63. | 1.4 | 1.4.7-1.4.8 | §62-63, упр. 32, вопросы после §§ устно. Л. № 809, 810, 816. |
31/10 |
| Решение задач. | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Механическая энергия. Закон сохранения энергии. | Знать понятие «энергия» (кинети-ческая и потенции-альная), обозна-чение, формулы и единицу измерения, формулировку зако-на сохранения и пре-вращения энергии. Уметь решать задачи с примене-нием изученных формул, объяснять преобразования энергии на примерах. | Задания на соответствие по определению. Единицы измерения. | 1.4 | 1.4.9 | §64, упр. 33, вопросы после § устно. Л. № 830, 831, 836. | |
32/11 |
| Контрольная работа №4. «Работа и мощность, энергия». | Работа. Мощность. Энергия. | Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 50-64. |
|
| 1.4 | 1.4.4-1.4.9 | §53-63, вопросы после §§ устно. Л. № 803, 804, 807, 811. |
32/1 |
| От великого заблуждения к великому открытию. | Урок — повторение курса физики «Наши предки и физика». | Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 1-65. |
|
|
| Л. № 124, 125, 219, 256. | |
33/2 |
| Подведение итогов учебного года. | Элементы содержа-ния всего курса физики 7 класса. | Требования к уров-ню подготовки уча-щихся к урокам 1-65. |
|
|
| Л. № 337, 339, 348, 382. | |
33/3 |
| Резерв учебного времени. | Игра «Знаешь ли ты учебник физики?», «Путешествие по страницам учебника». |
|
|
|
|
| |
34/4 |
| Резерв учебного времени. | Игра «Физика в загадках». |
|
|
|
|
| |
34/5 |
| Резерв учебного времени. | Игра «Восхождение на пик Знаний!». Физика в посло-вицах и поговорках. |
|
|
|
|
|
Использованный материал:
-
Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7 – 9 классы. М.: Просвещение, 2010.
-
Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
-
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 классы. М.: Дрофа, 2008.
Требования к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений основного общего образования по физике. 7-9 классы.
-
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году государственной итоговой аттестации по ФИЗИКЕ.
-
М.Л. Корневич. Календарно-тематическое планирование. Преподавание физики в 2007-2008 учебном году. Методическое пособие МИОО. М.: «Московские учебники», 2007; сайт ОМЦ ВОУО: Методическая помощь. Физика.
-
А.В.Перышкин, Е.М.Гутник. Физика. 7 класс. М.: Дрофа, 2014.
-
В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007.
-
Рабочие программы 7 – 11 класса. Издательство «Глобус», Волгоград, 2009.