1РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТОГИС для 11 класса001 идея интересного занятия с детьми

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИКЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТОГИС

Салионова Галина Георгиевна, преподаватель физики ГБОУ НПО ПЛ № 24 КК, г. Краснодар

Предмет (направленность): физика.

Возраст детей: 11 класс, учащиеся II курса НПО.

Место проведения: в классе.

Аннотация

к разработке урока по физике

«Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения»

Известно, что выполнение реального действия, имитация реальной деятельности, выступление с речью и участие в дискуссии способствуют запоминанию 90% информации («конус опыта» Дейла). Если обучаемый самостоятельно добывает знания, обсуждает их с друзьями, создаёт видеоматериалы и комментирует их, т.е. вовлечён в процесс «активного обучения», можно рассчитывать на более высокие результаты. Именно в таком ключе реализуется процесс обучения с применением ТОГИС — Технологии Образования в Глобальном Информационном Сообществе. (В.В.Гузеев. Эффективные образовательные технологии: Интегральная и ТОГИС. Москва НИИ школьных технологий, 2006. http://41.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=278&Itemid=161, http://www.gouzeev.ru/References).

Это технология эффективного обучения, в которой инструментом для получения учащимися знаний является решение деятельностно-ценностной задачи.

Технология предполагает, что знания учащемуся не предоставляются как некий объём информации, набор постулатов, законов, формул, он самостоятельно осуществляет поиск необходимого материала с использованием современных компьютерных средств.

Технология позволяет выработать у учащихся навыки научного исследования, организации эффективного поиска информации, способствует развитию коммуникативной культуры, расширяет зону активного познания, развивает творческие навыки представления информации, умение организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач. ТОГИС реализует и воспитательные цели: формирование навыков коллективной работы и толерантности к результатам работы товарищей, осознание учащимися ценности совместного труда.

Проектирование уроков с применением ТОГИС исходит из того, что ученику доступны любые информационные ресурсы. Распространение и технологическое совершенствование глобальных и локальных информационно — коммуникационных сетей делает этот посыл реальным.

Минимальной структурной единицей при использовании ТОГИС является блок из двух уроков, позволяющий завершить изучение единицы учебного материала в целостности.

Ожидаемая эффективность применения технологии – 70%.

Тема урока. Радиоактивность. Альфа -, бета -, гамма — излучения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Дидактическая цель: ознакомление учащихся с понятием «радиоактивность», историей открытия радиоактивности, различными видами радиоактивного излучения, их характеристиками, свойствами и применением.

Развивающая цель: развитие познавательного интереса к учебному предмету, развитие коммуникативной культуры, расширение зоны активного познания, развитие творческих навыков представления информации, овладение умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач.

Воспитательная цель: формирование навыков коллективной работы, осознания учащимися ценности совместного труда, толерантности к результатам работы товарищей.

Деятельностно – ценностная задача: формирование умения добывать информацию и свободно работать с ней, создание учащимися собственного интеллектуального продукта и сравнение его с имеющимися культурными образцами, защита своих позиций.

Оборудование: 10-12 компьютеров с выходом в Интернет, мультимедиапроектор, презентация преподавателя — культурный образец, видеосюжет «Проникающая способность радиоактивного излучения» (27 сек.), справочники, рефераты учащихся, дополнительная литература.

Этап предварительной подготовки урока:

подбор информационных источников (книг, статей, интернет ссылок).

Учащиеся распределяются на мини-группы по 2-3 чел. на основе личного выбора и предпочтений.

Структурный план урока (90 минут)

1. Организационный момент.

2. Лекционное изложение информации о радиоактивности и истории открытия явления.

Формулирование деятельностно-ценностной задачи, формирование банка ключевых слов для поиска информации в Интернете (7-10 минут).

3. Поиск и отбор материала, систематизация информации, подготовка выступления (в виде сообщения, презентации) (40-45 минут).

4. Тур слушаний (коллективная система обучения).

Представление учащимися своих работ, их защита. Обсуждение представленных работ (30-35 минут).

5. Закрепление изученного материала. Просмотр «культурного образца». Озвучивание видеосюжета «Проникающая способность радиоактивного излучения (6-10 минут).

6. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся (1-2 минуты).

7. Домашнее задание (1минута).

Разброс времени возможен в связи с разной степенью умения учащихся работать в Интернет-сети.

Ход урока.

1. Информация дежурных о количестве учащихся в классе и готовности группы к уроку.

2. Формулировка темы и целей урока.

2.1. Озвучивание и запись темы урока.

2.2. Краткое изложение преподавателем информации о радиоактивности и истории открытия явления (сопровождается слайдами из презентации «Радиоактивность»).

Радиоактивностью называется самопроизвольное превращение атомов одного химического элемента в атомы других элементов, сопровождающееся испусканием частиц и жесткого электромагнитного излучения.

Явление радиоактивности было открыто французским физиком Антуаном-Анри Беккерелем весной 1896 года. Учёный сделал ряд сообщений об обнаружении им нового вида излучения (впоследствии названном его ученицей Марией Кюри радиоактивным), которое испускается солями урана. Оно обладало проникающей способностью, засвечивало экранированную черной бумагой фотопластинку и ионизировало окружающий воздух.

Гипотеза, которая привела к открытию радиоактивности, возникла у Беккереля под влиянием исследований Рентгена. Поскольку при генерации Х-лучей наблюдалась фосфоресценция стеклянных стенок рентгеновской трубки, Беккерель предположил, что испусканием рентгеновского излучения сопровождается любое фосфоресцентное свечение.

Для проверки этого предположения он поместил различные фосфоресцирующие вещества на завернутые в черную бумагу фотопластинки и получил неожиданный результат: засвеченной оказалась единственная пластинка, с которой соприкасался кристалл соли урана. Многочисленные контрольные опыты показали, что причиной засветки явилась не фосфоресценция, а именно уран, в каком бы химическом соединении он ни находился.

Большой вклад в изучение радиоактивности внесли супруги Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри, открывшие новые радиоактивные элементы радий и полоний. За особые заслуги в изучении радиоактивности Беккерель и супруги Кюри получили в 1903 г. Нобелевскую премию по физике.

В дальнейших исследованиях радиоактивности ведущая роль принадлежала английскому учёному Эрнесту Резерфорду, который установил природу радиоактивных превращений и сопутствующего им излучения.

2.3. Наша цель – познакомиться с различными видами радиоактивного излучения, их характеристиками, свойствами и возможным применением.

Для её реализации необходимо (деятельностно-ценностная задача), используя различные информационные источники, составить представление о видах радиоактивного излучения и их свойствах, подготовить продукт деятельности (презентацию, выступление) для представления и защиты.

2.4. Составление банка ключевых слов для поиска информации в Интернет-сети (коллективно).

Антуан-Анри Беккерель.

Пьер Кюри и Мария Склодовская-Кюри,

Эрнест Резерфорд,

радиоактивность,

открытие,

превращение,

применение,

изотопы,

радиоактивные элементы,

воздействие,

альфа-излучение,

бета-излучение,

гамма-излучение.

3. Выполнение учащимися задания по сбору, осмыслению, систематизации и оформлению информации на заданную тему, подготовка выступления (в виде доклада, короткой презентации).

Работая в группах, учащиеся осуществляют поиск информации из различных источников (интернет, рефераты, справочная, дополнительная литература, но не учебник).

4. Тур слушаний.

Учащиеся представляют результаты самостоятельной деятельности. Участвуют в обсуждении представленных работ.

5. Просмотр культурного образца (комментарии преподавателя). Озвучивание учащимися видеоролика «Проникающая способность радиоактивного излучения».

6. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся.

7. Домашнее задание: подготовить биографическое сообщение об одном из упомянутых учёных (по выбору), презентации приветствуются.

Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, «Физика 11», § 99, 100.

Рекомендации учащимся.

Алгоритм решения задачи.

1. Выберите из общего перечня ключевые слова, необходимые вам для информационного поиска.

2. Найдите и соберите необходимую информацию. Поиск информации для подготовки докладов, презентации осуществляется в Интернете, справочной литературе.

3. Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

4. Подготовьте презентацию (3-5 слайдов) для представления и сравнения с культурным образцом.

5. При обсуждении вашей работы учащимися оцените: с чем согласны/с чем не согласны; что получилось/ что не получилось. Сделайте выводы.

Полезные ссылки:

http://ekobalans.ru/investigations/radiation

http://www.mrkvant.com.ua/radiation/4/

http://physics.ru/courses/op25part2/content/chapter6/section/paragraph7/theory.html

http://russo.com.ua/entsiklopediya_kolera/page/radioaktivnost.5563

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here