Конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Сценарий урока физики разработан в рамках естественно-научного направления.
Учитель: Бабушкина Елена Николаевна, учитель физики I категории
ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Серноводск
Тема урока: «Испарение и конденсация. Насыщенный пар»
Тип урока: «открытие» нового знания
Класс: 8а
Психолого-педагогическая характеристика класса.
В 8а классе обучается 14 учеников: 7 девочек и 7 мальчиков. Состав класса по возрасту в основном одинаков: 11 учеников – 1999 года и 4 ученика 2000 года рождения.
В связи с прибытием в класс новых учеников, в нынешнем учебном году коллектив 8 класса расформирован на 2 группы: 8а и 8б классы.
Трое учеников живут в неполных семьях.
Успеваемость в классе невысокая. Имеются 2 «хорошиста», отличников и неуспевающих нет. На уроках учащиеся не всегда внимательны, не все добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Есть ученики, систематически пропускающие уроки без уважительной причины.
В проведении классных и школьных мероприятий большинство учащихся проявляют активность.
Дети в основном доброжелательны друг к другу. Критические замечания со стороны педагогов класс воспринимает адекватно и стремится их осмыслить и исправить недостатки.
Цели урока:
-
Деятельностная — привитие интереса к предмету через различные виды деятельности; формирование у учащихся умения выделять и систематизировать информацию; формирование навыков работы в группе.
-
Содержательная – определение понятий: парообразование, испарение, конденсация, насыщенный и ненасыщенный пар, влажность воздуха; исследование зависимости скорости испарения от различных факторов; знакомство с приборами для измерения влажности воздуха; определение относительной влажности воздуха с помощью .
-
Развивающая – развитие умения анализировать, систематизировать информацию через экспериментальную деятельность; делать выводы на основе имеющейся информации; развитие умения строить диалог, формулировать свои мысли.
Материально-техническое, информационное обеспечение:
-
УМК:
-
А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, Программы. Физика. Астрономия. 7-11 кл,М., «Дрофа», 2010
-
А.В. Перышкин, Физика 8 класс, М., «Просвещение», 2010 г.
-
Дидактические задания по физике.
-
Информационно-коммуникативные средства:
-
Авторская презентация к уроку
-
Флипчарт
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (в дальнейшем — ЦОР)
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b797c-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/2_4.swf
-
Технические средства обучения:
-
Мультимедийный проектор
-
Интерактивная доска ActivInspire
-
Демонстрационные приборы для измерения влажности воздуха (психрометр, гигрометр)
-
Лабораторное оборудование:
-
Термометр
СЦЕНАРИЙ
урока физики в 8 классе с использованием методов и приемов технологии интерактивного обучения.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) | Обеспечение | |
Оргмомент | 1 | Создает эмоциональный настрой детей на урок | Рисует и «отсекает» свои проблемы | Прием «Клубок» |
| Создание учебного настроения | Бумага для изображения своих проблем |
Целеполагание. Актуализация знаний учащихся | 3 | Предлагает ответить на проблемные вопросы, которые помогут с определением темы и целей урока. Почему, выходя из воды даже в жаркий день, мы чувствуем холод? Вспомните, как скорость движения молекул зависит от температуры? и т.п. | Отвечает на вопросы учителя. «Вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу,
систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ
| Интерактивная беседа с элементами проблемного обучения. Прием «Мозговой штурм»
| Навыки целеполагания, планирования деятельности. Самооценка, умение вносить коррективы. | Совместно формулируют тему урока, цели, задачи. Мотивация, настрой на достижение результатов. Повторение изученного материала. | Интерактивная доска. Авторский флипчарт.
Презентация (сл.1-2) |
Формирование новых знаний | 15 | Вводит новые понятия «испарение» и «конденсация». Организует работу учащихся с интерактивными моделями. Ставит проблемные вопросы. Помогает выявить причинно-следственные связи в образовании насыщенного пара. Вводит новые понятия «влажность воздуха». Демонстрирует принцип действия приборов | Воспринимает информацию учителя, осмысливает значимость предлагаемого к изучению материала для себя. Работает у доски с интерактивными моделями. Концентрирует своё внимание на задании. Размышляет. Анализирует. Делает вывод по этому виду работы. | Интерактивная беседа с постановкой проблемных вопросов. Моделирование Сравнение. Демонстрация приборов.
| Умение осуществлять анализ объектов. Преобразование информации из одной формы в другую. Умение оформлять свои мысли в письменной форме. | Освоение учебной информации на уровне «знания». Освоение отдельных терминов, понятий, высказываний. Освоение этой же учебной информации на уровне «понимания».
|
Интерактивная доска. ЦОР (сл.2-8) Презентация (сл.3-5) Демонстрационные приборы (психрометр, гигрометр) |
Динамическая пауза | 1 | Организует этап физической разрядки | Выполняет упражнения | Игровой метод | Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке | Снятие мышечного и умственного напряжения | Музыкальное сопровождение. Презентация «Физкультминутка» |
9 | Организует деятельность учащихся в группах. Контролирует выполнение экспериментальной работы «Исследование факторов, влияющих на скорость испарения». Побуждает к высказыванию своего мнения. | Выполняет задания по карточкам. Проводит эксперимент. Слушает высказывания сверстников. Формулирует выводы. Записывает выводы в тетрадь. | Прием «Учимся вместе»
Обобщение выводов | Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Осознанное построение речевого высказывания. Умение оформлять свои мысли в письменной форме. | Умеет выполнять инструкции. Умеет работать в группе. Развивает речь, письмо, память. Умеет обобщать выводы. | Лабораторное оборудование (Стекло предметное, стаканы с горячей и холодной водой, масло растительное, кусочек ваты, термометры) Дидактические карточки с заданиями. | |
Формирование навыков и умений | 8 | Организует индивидуальную практическую работу учащихся «Измерение влажности воздуха в классе» с использованием психрометрической таблицы.
Предлагает решить качественные задачи. | Отрабатывает навыки пользования психрометрической таблицей, психрометром. | Прием «Вопрос-ответ» | Умение решать проблемы. Способность самооценки своих действий. | Активация новых знаний. Освоение учебной информации на уровне «умения».
| Раздаточный материал «Психрометрическая таблица». Лабораторное оборудование психрометр. Интерактивная доска. Авторский флипчарт. |
Подведение итогов, рефлексия | 2 | Возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям. Подводит итоги урока, организует беседу, связывая результаты урока с его целями.
| Оценивает свое понимание материала. Соотносит «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Вносит изменения, дополнения.
| Прием «Кластер»
| Самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД, умение вносить коррективы
| Удовлетворение от проделанной работы, понимание того, что усвоено, а что ещё нужно усвоить | Интерактивная доска. ЦОР (сл. В) |
Информация о домашнем задании | 1 | Объясняет домашнее задание. п.16-17, вопросы Дает творческие (доклад) и практические задания на основе изученной информации. | Задает вопросы, выбирает уровень домашнего задания | Дифференциация заданий, применение творческих заданий. | Формирование самостоятельности в выборе уровня задания | Задание записано в дневник | Презентация (сл.7) |
ХОД УРОКА.
МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ДАННОМ УРОКЕ: | ||
Описание технологии и методики моей работы | Использование на этапах урока | Достигаемые результаты |
Технология критического мышления Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление – это способность ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. | Прием «Мозговой штурм» на этапе актуализации знаний. Прием «Кластер» на этапе рефлексии. Графическая систематизация материала в кластеры. | Умение работать с информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. |
Технология обучения в сотрудничестве Цель – развитие способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся. Педагогика сотрудничества основана на принципах: взаимозависимость членов группы; личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы; совместная учебно-познавательная деятельность в группе; | Прием «Учимся вместе» при выполнении экспериментальной работы. Класс разбивается на разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала.
| Ученик осознает ответственность и за свои успехи, и за успехи своих товарищей. Члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Вырабатывается способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Совместная работа учащихся выполняется под руководством и контролем учителя, но без его непосредственного участия. |
Проблемно-исследовательские технологии Отправной точкой процесса ученического познания в проблемном обучении является создаваемая проблемная ситуация и формулируемая на ее основе учебная проблема. Проблемная ситуация вызывает у учащихся познавательную потребность в приобретении знаний, направляет их мысли на объект познания. Так создаются условия для целенаправленного и мотивированного усвоения учащимися нового материала. | Способ создания проблемной ситуации на данном уроке: побуждение учащихся к выдвижению гипотез и предварительных выводов. Использован на этапах актуализации знаний и получения новых знаний.
| Работа по формированию познавательной самостоятельности учащихся через технологию проблемного обучения позволяет учащимся самостоятельно открывать субъективно новые знания, развивает все компоненты учебной деятельности, творческие способности, воспитывает инициативную личность, обеспечивает более качественное усвоение знаний.
|
Технология уровневой дифференциации Дифференциация обучения – это создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета их особенностей. Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение. В любой системе обучения присутствует дифференцированный подход. Поэтому технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.
| На уроках стараюсь создать условия, при которых каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на разных уровнях в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности. Каждый ученик, опираясь на свой субъективный опыт, возможности, степень усвоения изученной темы, выбирает уровень домашней работы.
| Данная технология помогает ученикам поставить перед собой цель, и определить каких результатов они ожидают от обучения. Создание на уроке оптимальных условий для умственного развития каждого ученика. Создание условий для формирования и развития творческой активности учащихся с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей.
|
Метод проектов Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. | Я применяю следующую схему:
| В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого. Применение проектной деятельности на уроках позволяет учащимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, формирует самостоятельность и инициативность школьников. При парной или групповой работе над проектом затрагиваются и человеческие отношения – терпимость друг к другу, толерантность. |
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики открывает широкие возможности для построения учебного процесса, учитывающего индивидуальные возможности и склонности обучающихся, их включения в самостоятельную исследовательскую деятельность, что, в свою очередь, способствует созданию условий для максимальной реализации каждого.
|
Для вовлечения в активную учебную деятельность на разных этапах урока использую:
| Повышение эффективности образовательного процесса; возможность моделировать объекты и явления; возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач; повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов; развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся; формирование навыков работы с информацией. |
Здоровьесберегающие технологии При проведении уроков соблюдаю основные правила: соответствие обучения возрастным особенностям; доброжелательное отношение к учащимся; работа с акцентом на ситуацию успеха; соблюдение требований к объему учебной нагрузки; рациональное чередование видов учебной деятельности; проведение физкультминуток; соблюдение требований к состоянию учебных помещений (мебель, освещенность, воздушно-тепловой режим). | Сохраняется психологический комфорт на уроке, достигается успешность учащихся в учебной деятельности, снижается утомляемость учеников, прививаются навыки здорового образа жизни. |
Методы и приёмы использования информационных технологий на уроках физики.
Целью моей работы является формирование у учащихся ключевых компетенций через использование методов и приёмов современных образовательных технологий, к которым в частности относится ИКТ.
Компьютерные технологии я применяю практически на каждом этапе урока. Повышенная необходимость в использовании мультимедийных продуктов на уроках физики обусловлена самой спецификой предмета: при изучении таких разделов, как «Молекулярно-кинетическая теория», «Термодинамика», «Оптика», «Ядерная физика» целый ряд физических явлений можно наблюдать только на базе научных лабораторий со специальным оборудованием. Чтобы включить детей в активную деятельность на уроке, мною используются различные методы и приёмы применения информационных технологий.
Объяснительно-иллюстративный метод.
Для вовлечения учащихся в активную учебную деятельность я использую интерактивную доску ActivInspire. Разрабатываю и применяю флипчарты, создающие информационную поддержку при подготовке и проведении уроков.
Презентации, составленные в Power Point моими учениками, позволяют развивать у учащихся логическое мышление, а в процессе демонстрации они приобретают опыт публичных выступлений.
Все учащиеся принимают активное участие в подборе материала. Затем, систематизируя и обобщая полученную информацию из разных источников, самостоятельно готовят презентацию с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, тем самым, представляя результат своей деятельности.
Применение мультимедийных учебников на уроке позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия.
Современные мультимедийные ресурсы, имеющиеся в моем распоряжении:
-
Электронные учебники, охватывающие курс физики 7 – 11 классов.
-
Цифровые образовательные ресурсы, разработанные ООО «Физикон», а также коллекции ЦОР в сети Интернет.
-
Готовые программные продукты по физике.
-
Презентации к урокам.
-
Web-сайты.
-
Разнообразные компьютерные тренажеры (на CD и в сети Интернет).
-
Виртуальные музеи и лаборатории сети Интернет.
Исследовательско-поисковый метод.
Ориентирован на активное применение средств вычислительной техники и Интернет ресурсов. При проведении исследовательских работ ученик выступает в роли исследователя, анализирует результаты своего эксперимента и делает выводы. Учитель на таких уроках выступает в роли консультанта.
Решение учащимися задач с недостающими данными требует также поиска сведений, сопоставления, характеристик, анализа, поиска ответов на вопросы учителя. Таким образом, исследовательско-поисковый метод повышает самостоятельность учащихся в добывании знаний и самооценке, а также практическую направленность в обучении.
Метод контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
Позволяет организовать различные формы проверки знаний, умений и навыков учащихся. Для проверки усвоения учебного материала использую различные типы заданий. Мультимедийные курсы подготовки к ГИА помогают мне выявить пробелы в знаниях у учащихся и скорректировать работу по их ликвидации. Результаты ГИА в 2012 учебном году: 100% качество знаний учащихся по физике.
Реализация каждого метода в практической деятельности состоит в совокупности отдельных методических приёмов, нацеленных на формирование умений работы с различными источниками информации.
Словесные приемы.
При использовании словесного приёма предлагаю текстовое сообщение в распечатанном виде для каждого учащегося. Учащиеся выполняют устную или письменную работу.
Наглядные.
Использую компьютерные приложения, экранные средства, Интернет-ресурсы. Данные ресурсы содержат доступный, интересный иллюстративный материал.
Практические.
Данный приём позволяет учащимся познакомиться с учебным материалом, изложенном на диске и выполнение по этому материалу учебных заданий, анализ предложенного материала. А также самостоятельная подготовка к решению задач, автоматическая проверка правильности выполнения.
Применение информационных технологий на уроках направлено на совершенствование существующих технологий обучения. У учащихся повышается интерес к учебе, появляется возможность реализовать дифференцированный подход к обучению. Ученик становится активным участником учебного процесса, создаются условия для развития творческих способностей личности, формируется современный стиль мышления, облегчается процесс сбора и хранения информации. Существенно упрощается процесс контроля знаний учащихся. Современные информационные технологии открывают возможность принципиального подхода к обучению.