Машакова Ольга Анатольевна учитель биологии ГБОУ гимназии №505 Красносельского района города Санкт-Петербурга
Суханова Элеонора Александровна учитель физики ГБОУ лицея №378 Кировского района города Санкт — Петербурга
Название конкурсной работы:
Методическая разработка урока «Орган зрения и зрительный анализатор»
Предметная область: биология, физика
Участники: 8 класс, 14-15 лет
Введение.
Современный период сосуществования вариативности и инварианта в образовании ставит педагога перед необходимостью поиска и создания такого образовательного пространства, где плодотворно сочетались бы инновационные подходы с требованиями стандарта, либо придали стандарту новую творческую окраску. Уроки в системе дают выход на более высокий уровень осмысления, так как требуют содержательной подготовки детей по отдельным естественным дисциплинам, умения участников урока выделить основную проблему урока. Но урок не заканчивается только на постановке проблемы, весь материал урока и форма его проведения предполагает продолжение, привлекая к участию другие учебные дисциплины, стимулируя ребенка к самообразованию.
Основные направления интеграционных процессов в образовании вытекают из закономерности интеграции в науке, которые выражены в различных видах научного синтеза, в изучении глобальных, комплексных проблем, в возникновении комплексных наук, а так же общенаучных теорий и методов, во взаимодействии наук с другими формами общественного сознания, в системно-комплексном подходе к организации научных исследований. Интеграция ставит своей целью помочь учащимся раскрыть и усвоить фундаментальные законы природы, научно обоснованные теории и концепции, категории и понятия; предполагает применение набора активных методов , способствующих пониманию протекающих процессов и явлений: интегрированные уроки, конференции, лабораторный практикум, межпредметный элективный курс, проектная и исследовательская деятельность. У детей развивается творческий подход к изучаемому материалу, формируется аналитическое мышление, развиваются интеллектуальные способности, повышается мотивация к обучению.
На протяжении нескольких лет учителя биологии и физики работали в творческой группе по теме «Внедрение интеграции в обучение и воспитание в условиях внедрения ФГОС».
Основные этапы деятельности в процессе интеграции таких учебных дисциплин как биология и физика следующие:
-
Анализ логики содержательных блоков внутри каждой учебной программы на предмет их последовательности, информационной насыщенности, корректности изложения, оснащенности учебно-методическими материалами, обеспеченности методами и педагогическими технологиями, диагностируемости.
-
Корректировка каждой учебной программы с целью достижения сводимости различных ее блоков на внутрипредметном и межпредметном уровнях.
-
Создание УМК, сопровождающего данную программу.
-
Создание отдельных интегрированных уроков, имеющих эпизодический характер на первых этапах ее реализации.
-
Создание системы интегрированных уроков, отвечающей как требованиям самостоятельного курса, так и курса сопровождения (элективного курса, занятия в системе дополнительного образования).
-
Поиск, разработка, апробация различных по качеству и смыслу форм диагностики успешности обученности.
-
Индивидуальная работа с детьми в ученических исследовательских обществах по наиболее актуальным и дискуссионным проблемам современного естествознания.
Наиболее значимым результатом работы творческого союза учителя биологии и физики считают создание системы интегрированных уроков, представляющей определенное сочетание традиционного предметного, систематизированного в рамках конкретных наук, и интегрированного надпредметного и межпредметного обучения.
Методическая разработка интегрированного урока для учащихся 8 класса по теме «Орган зрения и зрительный анализатор» как наиболее удачный пример формирования метапредметных действий: выполнение лабораторных, практических работ и познавательных заданий как средств формирования умений по выдвижению и проверке гипотез. Урок способствует развитию читательских умений на основе текстов в различных компонентах УМК и дополнительных источниках информации, используется содержание учебника для поиска, анализа и переработки информации с применением ИКТ.
Цели и задачи урока:
Раскрыть значение зрения; показать строение глаза и раскрыть связь строения и его функции; научить объяснять работу биологического объекта с помощью законов физики, раскрыть работу зрительного анализатора в целом, развивать логическое мышление, умения сравнивать, обобщать, делать выводы; работать над устной речью, учить слушать, комментировать ответ; формировать познавательный интерес к предметам естественнонаучного цикла; воспитывать ответственное отношение к учебному труду, получить возможность развить знания, выстроить индивидуальный маршрут за рамками учебника.
Орган зрения и зрительный анализатор. | |
Форма урока | интегрированный (биология-физика)
|
Цель | Раскрыть значение зрения; показать строение глаза и раскрыть связь строения и его функции; научить объяснять работу биологического объекта с помощью законов физики, раскрыть работу зрительного анализатора в целом. Получить возможность развить знания, полученные на уроке, выстроить индивидуальный маршрут за рамками учебника.
|
Основное содержание урока
Термины и понятия | Содержание темы: Орган зрения. Вспомогательный аппарат глаза (брови, веки, ресницы). Строение и функции оболочек глаза. Склера, роговица, сосудистая оболочка, радужка, зрачок. Сетчатка. Палочки и колбочки сетчатки. Хрусталик, стекловидное тело. Глаз как оптическая система. Зрительный нерв. Зрительный анализатор. Нарушение зрения, их профилактика и исправление.
Биология — аккомодация, белочная оболочка, роговица, сосудистая оболочка, радужка, сетчатка, зрительный нерв, хрусталик, стекловидное тело, палочки и колбочки, острота зрения, близорукость и дальнозоркость, желтое и слепое пятно. Физика – линза, фокусное расстояние, собирающая линза, рассеивающая линза.
|
Оборудование | ПК, мультимедиа проектор, комплект демонстрационного оборудования L-микро «Волновая оптика», графический проектор. |
Планируемые результаты урока:
-
Предметные
Учащиеся должны знать: анализаторы и органы чувств, их значение.
Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора; заболевания, связанные с нарушением работы органов зрения.
Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора.
Объяснять результаты наблюдений.
Уметь построить изображение в собирающей линзе и дать его характеристику.
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора.
-
Личностные
Учащиеся должны уметь: выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств; анализировать и оценивать воздействие факторов риска для здоровья; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов зрения;
-
Метапредметные
Познавательные: учащиеся должны уметь: устанавливать причинно-следственные связи между строением анализатора и выполняемой им функцией; проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
Коммуникативные: согласовывать свои действия при организации и планировании учебного сотрудничества; строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи; корректно задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию, понятные для партнера, аргументировать свою позицию.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, выделять ориентиры действия в новом учебном материале, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в образовательную деятельность с учетом сделанных ошибок.
I этап. Самоопределение к деятельности. | ||||
координатор – учитель биологии Цель – Воспроизвести информацию о строении и функции анализаторов, выяснить верную ли информацию о внешнем мире дают нам анализаторы.
| Воспроизводство конкретных элементов информации по теме анализаторы (фронтальная беседа с постановкой проблемной задачи).
Проблемная задача: Один ученик сказал; «Глаз смотрит, а мозг видит». Как вы понимаете это выражение? Фрагмент фильма ВВС серия «Очевидец» «Зрение» (II 1)
| |||
II этап. Учебно-познавательная деятельность. | ||||
Последовательность изучения. | Обучающие и развивающие задания и упражнения на ЗПУ | Диагностическое задание | ||
Цель: Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора; Распознавать и описывать на таблицах основные части органа зрения и зрительного анализатора; Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов зрения и зрительного анализатора. Уметь построить изображение в собирающей линзе и его характеристику.
| ||||
1.Положение глаз в глазнице
| Учитель демонстрирует череп, показывает глазницы и подчеркивает такие детали: 1. костный футляр, защищающий глаз от повреждений, не мог бы выполнять свою функцию, если бы глазное яблоко не было окружено мощной жировой капсулой, смягчающей возможные толчки и удары; 2. в глубине глазницы имеется отверстие, через которое проходит зрительный нерв, несущий информацию в мозг; 3. в глазницах находится шесть глазных мышц, способных ориентировать глаз в любом направлении. | |||
2. Вспомогательная система глаза (веки, ресницы, брови, слезная железа, слезы) | Как защищено глазное яблоко? Для ответа на вопрос использовать рисунок 100, 101 учебника на стр.245 (I 3) | 1.Вспомните, у каких организмов в эволюционном ряду впервые появляется подвижное веко. С чем это связано? 2.Слезная жидкость, выделяемая слезной железой, выполняет ряд функций. Назовите их. Какова дальнейшая судьба слезной жидкости после того как она омоет переднюю часть глазного яблока? 3.В русских народных сказках встречается красивый сюжет: поплакала прекрасная дева над израненным телом возлюбленного, зажили раны и ожил славный воин. И в этом есть доля правды. В чем она заключается? | ||
3.Оболочки глазного яблока (белочная, сосудистая, сетчатка) | Выяснить, какие оболочки окружают глаз, используя рисунок 102 на стр. 246 и текст учебника (I 3). Связать строение с функцией. | Оказывается, глаза человека и животных не чувствуют ни жары, ни холода. Почему? | ||
(роговица, зрачок, радужка, хрусталик, ресничная мышца, стекловидное тело, сетчатка) Координатор учитель биологии
Координатор учитель физики
| а) используя текст учебника (параграф 49), установить соответствие между элементами строения глаза и их названием. Работа в тетради на печатной основе (I 3)
б) фронтальная беседа (виды изображений в собирающей линзе, какое изображение формируется на сетчатке глаза) в) проследить ход лучей через оптическую систему глаза | 1.Какие, из названных Вами структур, обладают преломляющей способностью? Назовите их. 2.Завершите последовательность «Оптическая система глаза»: Роговица — … — … — сетчатка.
3.Построить изображение в собирающей линзе.
| ||
а) строение сетчатки, палочки, колбочки, слепое пятно, желтое пятно; Координатор учитель биологии
Координатор учитель физики, группа учащихся
б) проводниковая и анализирующая часть зрительного анализатора; Координатор учитель биологии
в) нарушение зрения Координатор учитель физики
| 1.Какие группы зрительных рецепторов можно выделить на основании их строения и функций? Работа с диском (II 2). Тема «Зрительный анализатор» 2. Демонстрационный эксперимент по разложению белого света в спектр. (II 3) Из каких частей состоит зрительный анализатор и как работает его корковая часть? Работа с диском (II 2). Тема «Зрительный анализатор»
Заполнение таблицы в рабочей тетради. Проверка правильности заполнения по презентации. Фрагмент записи программы 1 канала ЦТ «Доброе утро» сюжет: как правильно выбрать очки? Советы Антона Привольного. | 1.Выскажите мнение, почему зрительные рецепторы располагаются не на поверхности, а внутри глаза.
2.Известно, что на сетчатке возникает уменьшенное обратное изображение рассматриваемого предмета. Почему у нас возникает ощущение реальных размеров предмета и правильного его положения в пространстве? 3.Двое учеников поспорили: один утверждал, что глаза сильнее утомляются при рассмотрении мелких предметов, расположенных близко, другой – удаленных предметов. Кто из них прав?
| ||
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. | ||||
Лабораторная работа «Определение ближайшей точки ясного видения. Возрастные особенности аккомодационных способностей глаза», работа проводится по инструкции. Домашнее задание параграф 49 учебника, доделать и оформить лабораторную работу.
| ||||
IV этап. Рефлексивная деятельность. Контроль и оценка результатов деятельности. | ||||
Формы контроля, контрольное задание. | Задания для контроля и оценки результатов деятельности
| |||
координатор – учитель биологии Работа с диском (II.2) «Анализаторы здорового и больных пациентов» рассмотреть рисунок, и указать у кого из пациентов зрение нормальное и какими нарушениями зрения страдают другие. Обсуждение проблемной задачи: Один ученик сказал; «Глаз смотрит, а мозг видит». Как вы понимаете это выражение? Координатор — учитель физики Работа с рисунками |
Установить соответствие между рисунком и названием нарушения зрения. Установить соответствие между видом линзы и названием нарушения зрения, для нарушения которого она используется. |
-
Литература:
1. Демьянков Е.Н. «Биология мир человека» задачи. Дополнительные материалы. 8 класс Москва «Владос», 2004
2. Колесов Д.В. , «Биология. Человек». 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008
3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек». 8 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.:
Дрофа, 2009
-
Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек». 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек». 8 класс: – М.: Дрофа, 2009;
5. Перышкин А.В. «Физика 8»: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013
6. Поваляев О.А., Хоменко С.В. Руководство по выполнению эксперимента «Волновая оптика» — М.: Снарк, 2005
7. Пуговкин А.А., Панина Г.Н. Дидактический материал по курсу «Анатомия и физиология человека» пособие для учителей биологии и учащихся Санкт-Петербург Издательский дом «Книжный мир» 2006
8 . Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1988
II. Источники на электронных носителях и интернет-ресурсы:
-
Эксперимент « Наблюдение дисперсии света». Оптическая схема. Внешний вид установки. Для демонстрации разложения естественного света в спектр при прохождении его через призму собирается установка в соответствии с оптической схемой, представленной на рисунке. Внешний вид установки приведен на следующем рисунке. Источником естественного света является графический проектор.
5. Работа с СD Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье.
Пример оформления учащимися лабораторной работы «Определение ближайшей точки ясного видения. Возрастные особенности аккомодационных способностей глаза»