Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г. Миасса Челябинской области

Технологическая карта урока-конференции

«Магнитное поле в действии» (физика, 9 класс)

Физика 9 класс

Автор: учитель физики

высшей квалификационной категории

МКОУ «СОШ №3» г. Миасса

Асташова Светлана Юрьевна

Технологическая карта урока № 36/9

Класс: 9

УМК: Громов С.В., Родина Н.А.

Тема урока: Магнитное поле в действии.

Тип урока: конференция, урок обобщения и углубления знаний.

Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, вырабатывая по ним собственную точку зрения, учатся лаконично и выразительно излагать свои мысли, готовят презентации по выбранной теме, самостоятельно готовят и демонстрируют эксперимент (в данной конференции это является особо ценным). Различие в суждениях и мнениях учащихся по изучаемым темам и служит основой их всестороннего обсуждения, побуждает участников конференции к дискуссии и более обстоятельному осмыслению и усвоению основных выводов и обобщений. По окончанию конференции может быть выпущена стенгазета с материалами конференции и фотографиями выступлений учащихся.

Данный урок рассчитан на 90 минут и может быть проведен как внеклассное мероприятие по физике.

Цель: Обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электромагнитные явления»

Задачи:

1) Формировать познавательный интерес, интеллектуальные и экспериментальные умения и навыки, закрепить понятия, связанные с электромагнитными явлениями и их проявлениями в жизни человека и применением на практике.

2) Развивать умение выделять главное, работать с дополнительной научно — популярной литературой, умение коротко и чётко излагать свои мысли. Расширять кругозор учащихся, способствовать развитию их интереса к физике.

3) Формировать у учащихся навыки публичных выступлений, коммуникативные навыки работы в группах, парах, умение слушать товарищей и отстаивать своё мнение.

Форма организации познавательной деятельности: групповая.

Оборудование урока: лабораторное и демонстрационное оборудование, необходимое учащимся для демонстрации опытов.

Наглядные пособия: таблицы «Электронно-лучевая трубка», «Магнитоэлектрическая система приборов», «Электромагнитное реле», «Электродвигатель постоянного тока».

Опережающее задание:

Класс делиться на группы по 2-3 человека, за 2 недели до урока группы получают задания по определенной теме. С каждой группой проводится инструктаж по технике безопасности и отрабатывается постановка эксперимента.

п.п

Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемый результат

Универсальные учебные действия

Метапредметный результат

Предметный результат

1.

Организационный

Вступление учителя.

Нас окружают мириады магнитных полей различного происхождения. Мы привыкли к магнитам и даже не подозреваем сколько их вокруг нас. Только в наших квартирах привычные бытовые приборы содержат десятки магнитов. Человек – тоже магнит: биотоки, текущие в нас рождают причудливые пульсирующие узоры магнитных линий. Земля, на которой мы живём, — гигантский магнит. Солнце – жёлтый плазменный шар – ещё более грандиозный магнит. Галактики и туманности, едва различимые радиотелескопами, — непостижимые по размерам магниты…

Сегодня мы вспомним, что же такое магнитное поле и какую роль оно играет в нашей жизни, рассмотрим приборы и устройства, в основе работы которых лежит действие магнитного поля.

Смыслообразование:

«какое значение, смысл имеет для меня знание о магнитном поле».

2.

Актуализация опорных знаний учащихся

Короткий фронтальный опрос по основным понятиям темы, чтобы актуализировать знания учащихся.

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной форме.

Развитие монологической, умения выражать свои мысли.

Знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений.

Умения и навыки применять полученные знания для решения практических задач в повседневной жизни.

Регулятивные:

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

3.

Выступления групп учащихся, сопровождающиеся презентацией и демонстрацией эксперимента.

Выступления учащихся, в которых они более подробно, конкретно и глубоко остановятся на действии магнитного поля в различных областях нашей жизни.

I группа:

Магниты на производстве.

— Магниты на заводе: электромагнитный подъёмный кран, магнитный стол, магнитный конвейер, магнитная дефектоскопия (демонстрация подъёма груза при помощи электромагнита из кабинета физики).

— Магнитный сепаратор в сельском хозяйстве и горнодобывающей промышленности.

— Магнитные мины в военном деле.

— Электромагнитное реле.

Магниты в быту.

II группа: Устройство и принцип работы электрического звонка (демонстрация работы звонка на модели).

III группа: История появления и развития телеграфа (демонстрация работы телеграфного аппарата на модели). Телетайп.

IV группа: История появления и развития телефона. Устройство и принцип работы телефона. (Сборка одним из учащихся модели телефона из конструктора. Демонстрация его действия: выходит с трубкой в коридор и произносит фразу, сказанную изобретателем телефона 10 марта 1876 года, а другой учащийся, получивший это сообщение, озвучивает классу: «Говорит Белл. Если Вы меня слышите, то подойдите к окну и помашите мне шляпой».)

V группа: Действие магнитного поля на движущийся заряд.

Принцип работы и применение электронно-лучевой трубки. Принцип работы и применение генератора электрического тока (демонстрация работы модели генератора электрического тока).

VI группа: Действие магнитного поля на электрический ток

(прямой проводник и рамку с током – демонстрация учащихся). Устройство и принцип работы электроизмерительных приборов и электродвигателя (демонстрация работы модели электродвигателя).

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности.

Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.

Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий.

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника.

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, планировать и выполнять эксперименты, объяснять полученные результаты и делать выводы.

Умения и навыки применять теоретические знания по физике на практике.

Умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Формирование убеждения в высокой ценности науки, в развитии материальной и духовной культуры людей.

Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Регулятивные:

-целеполагание;

-планирование;

-прогнозирование;

Волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

-планирование (определение целей, функций участников, способов взаимодействия);

-постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации);

-разрешение конфликтов.

Познавательные:

Общеучебные

-формирование познавательной цели;

-поиск и выделение информации;

знаковосимволические;

— моделирование;

Логические.

Личностные.

4.

Закрепление полученных новых знаний

А теперь посмотрим, помогут ли знания о магнитных полях, полученные на уроках и на сегодняшней конференции, объяснить некоторые простые занимательные опыты. Даётся задание для групп. Через несколько минут ребята должны дать ответы на поставленные вопросы.

Примеры заданий:

— Два прямых постоянных магнита закрепить в штативе вертикально, располагая их по одной линии, разноимёнными полюсами навстречу друг другу. Гвоздь длиной 7-10 см поставить между магнитами остриём вниз так, чтобы зазор между шляпкой и верхним магнитом был 4-5 мм. Если внести в этот зазор линейки из алюминия, дерева, пластмассы и т.д., гвоздь остаётся на месте. Но если внести стальную линейку, гвоздь падает. Как объяснить наблюдаемое явление.

Ответ: Сначала гвоздь располагается вдоль магнитных линий между полюсами магнитов. Сталь экранирует магнитное поле, поэтому при внесении стальной линейки гвоздь падает.

— Имея в наличии 2 стальные спицы (одна намагничена, другая – нет), определите, какая из спиц является намагниченной.

Ответ: К намагниченной спице притягиваются все части ненамагниченной спицы. У намагниченной же имеется нейтральная линия, которая не обладает магнитными свойствами.

— Если поднести к нижнему концу штатива магнитную стрелку на подставке, она повернётся к нему южным полюсом, а к верхнему концу штатива – северным полюсом. Объясните странное поведение магнитной стрелки.

Ответ: Все железные предметы находятся в магнитном поле Земли. Под действием этого поля штатив намагничивается, причем нижняя часть его обнаруживает северный магнитный полюс, а верхняя – южный.

— 5-6 керамических кольцеобразных магнита надеваются на вертикально поставленный карандаш. Магниты как бы «висят» в воздухе на некотором расстоянии друг от друга. Объясните явление.

Ответ: Магниты располагаются однородными полюсами друг к другу, поэтому между ними появляются силы отталкивания.

— Если стальную иголку на нити поднести к полюсу магнита, она отклонится от вертикали к магниту. Если поднести к игле пламя спички, игла снова примет вертикальное положение. Почему?

Ответ: При нагревании до температуры Кюри ферромагнитные свойства исчезают.

— Дугообразный магнит удерживает железные предметы (гвоздики) у своих полюсов сбоку. Если поднести сверху второй такой же магнит полюсами к первому, железные предметы отпадают. Почему?

Ответ: С внешней стороны магнитное поле ослабевает.

— Как устроена и каков принцип действия игрушки-маятника, которую принесли из дома?

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.

Освоение приемов и действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника.

Овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Знание о природе важнейших физических явлений и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений.

Умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, планировать и выполнять эксперименты, объяснять полученные результаты и делать выводы.

Умение применять теоретические знания по физике на практике.

Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы.

Регулятивные:

-оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Целеполагание:

постановка учебной проблемы на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Планирование:

составление плана и последовательности действий.

5.

Подведение итогов

Итак, сегодня мы более подробно познакомились с тем, где и как работает магнитное поле, увидели, как широко применяются в нашей жизни электромагнитные явления. Надеюсь, что полученные знания принесут вам практическую пользу. Спасибо всем за работу.

Выступление группы оценивается по определенным критериям по пятибалльной шкале:

  1. Ораторское мастерство

  2. Выдержанность регламента.

  3. Организация работы в группе, распределение материала между участниками команды.

  4. Глубина раскрытия темы.

  5. Качество подготовки демонстрации.

  6. Умение отвечать на дополнительные вопросы.

Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.

Развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы.

Регулятивные:

-оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Использованный материал:

  1. А.В. Перышкин Физика. 8 класс. М.: Дрофа,2011

  2. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Физика. 9 класс. М.: Дрофа,2011

  3. В.И. Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение,2007

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here