Конспект урока по физике в 8 классе
Кошикова Виктория Александровна,
учитель физики
МБОУ СОШ № 47 города Белгорода
Белгородской области
Тема урока: «Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия».
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия
Цель урока: организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
Ход урока
1. Организационный этап
2. Актуализация субъектного опыта учащихся
Фронтальный опрос
-
Как называются частицы, из которых состоят вещества? (молекулы)
2. Как изменится объем тела при уменьшении и увеличении температуры вещества? (при увеличении температуры – увеличивается, а при уменьшении — уменьшается)
3. Что такое диффузия? (процесс проникновения молекул одного вещества между молекулами другого)
4. Какие три состояния вещества вы знаете? (твердое, жидкое, газообразное)
5. Одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и твердых телах? (наиболее быстро в газах, затем в жидкостях, а лишь потом в твердых телах)
6. Имеются ли различия между молекулами льда, воды и пара? (нет)
7. Как расположены и как движутся молекула газа, жидкости и твердого тела? (молекулы газа – хаотично движутся, жидкости – находятся в узлах кристаллической решетки и могут перемешаться с одного места на другое, а молекулы твердого тела – находясь в узлах кристаллической решетки лишь вращаются и колеблются, но покидать свои места не могут )
3. Изучение новых знаний и способов деятельности
В окружающим мире происходят различные явления, которые связанны с нагреванием и охлаждением тел.
Ощущения тепла и холода является субъективным фактором, что можно доказать с помощью опытов:
1. три сосуда с водой (холодной, горячей и комнатной температуры). Поместить одну руку в холодную воду, вторую в горячую, а затем обе руки в теплую. Опишите свои ощущения.
2. дотроньтесь одной рукой до крышки парты, а второй до ее ножки. Опишите свои ощущения.
Вопрос: С помощью ощущений возможно судить о температуре тел?
Для измерения температуры были созданы приборы, которые называются термометры.
Демонстрация термометра:
— цена деления
— точность измерения
— диапазон температур
Примеры шкал: Цельсия, Фаренгейта, Кельвина.
Вопрос: При какой температуре диффузия происходит быстрее и почему?
Ответ: При высокой, т.к. скорость движения молекул и температура связанны между собой.
Беспорядочное движение молекул называется тепловым движением. Оно никогда не прекращается.
Внутренняя энергия – это суммарная энергия движения и взаимодействия всех частиц, из которых состоит тело.
Тело всегда обладает внутренней энергией.
U-внутренняя энергия (Дж)
U>0 Всегда!
Закон сохранения энергии: полная энергия равна сумме механической и внутренней энергий и она остается постоянной при всех взаимодействиях.
4. Первичная проверка понимания изученного
Ответьте на вопросы:
1. Какое движение называют тепловым? (беспорядочное движение молекул)
2. Что понимают под внутренней энергией? (суммарная энергия движения и взаимодействия всех частиц, из которых состоит тело)
3. В чем различие между механической и внутренней энергиями? (Механическая энергия — это энергия движения тела (кинетическая) и взаимодействия тела с другими телами (потенциальная). А внутренняя — энергия, обусловленная тепловым движением молекул тела).
5. Закрепление изученного
Работа по сборнику задач Лукашик № 915, 918, 919
6. Итоги, домашнее задание
п.1,2
7. Рефлексия
Список использованной литературы
1. Перышкин А.В . Физика. 8 класс. — М.: Дрофа, 2009.
2. Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 9 класс – М.: Просвещение, 2002.
3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 класс – М.: Просвещение, 2008.