Конспект урока по физике в 8 классе

Кошикова Виктория Александровна,

учитель физики

МБОУ СОШ № 47 города Белгорода
Белгородской области

Тема урока: «Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия».

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия

Цель урока: организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.

Ход урока

1. Организационный этап

2. Актуализация субъектного опыта учащихся

Фронтальный опрос

  1. Как называются частицы, из которых состоят вещества? (молекулы)

2. Как изменится объем тела при уменьшении и увеличении температуры вещества? (при увеличении температуры – увеличивается, а при уменьшении — уменьшается)

3. Что такое диффузия? (процесс проникновения молекул одного вещества между молекулами другого)

4. Какие три состояния вещества вы знаете? (твердое, жидкое, газообразное)

5. Одинаково ли быстро протекает диффузия в газах, жидкостях и твердых телах? (наиболее быстро в газах, затем в жидкостях, а лишь потом в твердых телах)

6. Имеются ли различия между молекулами льда, воды и пара? (нет)

7. Как расположены и как движутся молекула газа, жидкости и твердого тела? (молекулы газа – хаотично движутся, жидкости – находятся в узлах кристаллической решетки и могут перемешаться с одного места на другое, а молекулы твердого тела – находясь в узлах кристаллической решетки лишь вращаются и колеблются, но покидать свои места не могут )

3. Изучение новых знаний и способов деятельности

В окружающим мире происходят различные явления, которые связанны с нагреванием и охлаждением тел.

Ощущения тепла и холода является субъективным фактором, что можно доказать с помощью опытов:

1. три сосуда с водой (холодной, горячей и комнатной температуры). Поместить одну руку в холодную воду, вторую в горячую, а затем обе руки в теплую. Опишите свои ощущения.

2. дотроньтесь одной рукой до крышки парты, а второй до ее ножки. Опишите свои ощущения.

Вопрос: С помощью ощущений возможно судить о температуре тел?

Для измерения температуры были созданы приборы, которые называются термометры.

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия, 8 класс

Демонстрация термометра:

— цена деления

— точность измерения

— диапазон температур

Примеры шкал: Цельсия, Фаренгейта, Кельвина.

Вопрос: При какой температуре диффузия происходит быстрее и почему?

Ответ: При высокой, т.к. скорость движения молекул и температура связанны между собой.

Беспорядочное движение молекул называется тепловым движением. Оно никогда не прекращается.

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия, 8 класс

Внутренняя энергия – это суммарная энергия движения и взаимодействия всех частиц, из которых состоит тело.

Тело всегда обладает внутренней энергией.

U-внутренняя энергия (Дж)

U>0 Всегда!

Закон сохранения энергии: полная энергия равна сумме механической и внутренней энергий и она остается постоянной при всех взаимодействиях.

4. Первичная проверка понимания изученного

Ответьте на вопросы:

1. Какое движение называют тепловым? (беспорядочное движение молекул)

2. Что понимают под внутренней энергией? (суммарная энергия движения и взаимодействия всех частиц, из которых состоит тело)

3. В чем различие между механической и внутренней энергиями? (Механическая энергия — это энергия движения тела (кинетическая) и взаимодействия тела с другими телами (потенциальная). А внутренняя — энергия, обусловленная тепловым движением молекул тела).

5. Закрепление изученного

Работа по сборнику задач Лукашик № 915, 918, 919

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия, 8 класс

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия, 8 класс

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия, 8 класс

6. Итоги, домашнее задание

п.1,2

7. Рефлексия

Список использованной литературы

1. Перышкин А.В . Физика. 8 класс. — М.: Дрофа, 2009.

2. Громов С.В., Родина Н.А. Физика. 9 класс – М.: Просвещение, 2002.

3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 класс – М.: Просвещение, 2008.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here