Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Таловская средняя общеобразовательная школа
Урок физики в 7 классе
по теме «Явление тяготения. Сила тяжести»
Подготовила
учитель физики
МБОУ Таловской СОШ
Погориськая И.И.
Тема урока: Явление тяготения. Сила тяжести.
Цели урока:
1. Образовательные
— формирование понятия всемирного тяготения, силы тяжести;
— формировать умение анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку;
— показать взаимосвязь силы тяжести и массы тела.
2. Развивающие:
— развивать такие информационные умения, как работа с текстом, с рисунком;
— развивать умения анализировать, выделять главное;
— прививать навыки исследовательской деятельности;
— развитие интереса к наблюдаемым явлениям;
3. Воспитательные:
— воспитывать умение высказывать свои мысли, выслушивать другое мнение;
— формирование чувства гордости за мудрый родной народ;
— воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
Оборудование: теннисные шарики, штативы, шарики на нити, стаканы с водой; компьютер, медиапроектор, видеофрагмент из фильма «Морозко», компьютерная презентация «Сила тяжести. Всемирное тяготение»
Ход урока.
I Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку
II Актуализация знаний.
Фронтальный опрос:
1. В результате чего может меняться скорость тела?
2. Что такое сила?
3. Сила, как и скорость, является величиной … (векторной).
4. Что означает векторная величина?
5. От чего еще зависит результат действия силы?
6. Как на чертеже обозначают силу?
Работа в группах.
1 группа — из приведенных слов составьте два определения физических величин:
сила, мера, масса, взаимодействия, инертности, характеристика, тел
(Сила – характеристика взаимодействия тел, масса – мера инертности)
2 группа — найдите закономерность и разделите на группы термины:
мензурка, масса, объём, килограмм, кубический метр, весы
( масса, весы, килограмм; объём, мензурка, кубический метр).
Учитель: Ребята, вы получали задание проверить «силовые возможности» своего папы. Мы хотели проверить, сможет ли папа поднять стул, держа его за одну ножку, находящуюся противоположно спинки стула, на вытянутой руке и не сгибать её в локте. (Ребята делятся впечатлениями от проведенного эксперимента. Этот опыт вначале вызвал у некоторых пап затруднение. И ребята с удовольствием объяснили им, что результат действия силы зависит ещё и от точки её приложения).
III Объяснение нового материала.
Учитель: Скоро наступит новый год, а за ним – зимние каникулы. И очень часто по телевизору в это время показывают одну из самых новогодних сказок – «Морозко».
Давай те и мы посмотрим небольшой фрагмент.
(Просмотр фрагмента видео фильма «Морозко», где Иван – вдовий сын проезжает через лес и на него нападают разбойники. Он отбирает у них дубинки и забрасывает далеко вверх. Они улетают, скрываясь с глаз, а Иван говорит: «Ничего, к зиме вернуться». И, когда он вместе с Настенькой, проезжает через этот лес зимой, дубинки действительно возвращаются и «каждая находит голову своего хозяина»).
Обсуждение: Иван подействовал на дубинки с силой и направил их вверх, а что заставило дубинки изменить свою скорость и вернуться назад?
Ученики: другая сила, притяжение со стороны Земли.
Учитель: теперь, я думаю, что вы поняли цель нашего урока, что мы будем изучать сегодня? (Мы познакомимся с силой притяжения или силой тяжести).
Сказки. Сказки, созданные авторами, чьи имена затерялись в глубине времен, в гуще народной, отшлифованные сотнями поколений, они несут в себе заряд мудрости и доброты, столь необходимые людям. Они не просто интересно повествуют нам различные истории, но и объясняют явления природы. Простые, необразованные люди путём точных наблюдений за изменениями в окружающем мире, делали правильные выводы, предположения. По некоторым сказкам можно изучать законы физики. Поэтому и не устают люди удивляться мудрости народной.
Мы познакомились с вами с методами изучения физических явлений.
Что является источником физических знаний?
Ученики: наблюдения и опыты.
Учитель: вот и мы проведем с вами опыты, которые должны подтвердить наши предположения (Экспериментальное исследование)
Ученики проводят опыты по:
1. Движению теннисного шарика брошенного вверх.
2. Движению теннисного шарика, брошенного горизонтально.
3. Падению металлического шарика, подвешенного на нити, после перерезания нити.
Вопрос: Что является причиной изменения скорости движения шарика в этих случаях?
Ответ: Другое тело. Земля.
Вопрос: Приведите примеры, продемонстрируйте, когда скорость тела изменяется в результате действия Земли?
Учащиеся показывают падение ручек, карандашей и т.д.
Разбирают рисунки 61-63 учебника.
Учитель: Земля притягивает к себе все тела: Луну, воду морей и океанов, дома, спутники и т.п.
Прочтите определение этой силы на стр. 58
Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.
Она обозначается буквой F c индексом Fтяж. и направлена к центру Земли.
Учитель: перелейте воду из одного стакана в другой. Почему это возможно?
(проводят эксперимент и пытаются его объяснить).
Благодаря притяжению к Земле течет вода в реках. Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно меняется: сходят с гор лавины, движутся ледники, обрушиваются камнепады, выпадают дожди, текут реки с холмов на равнины, образуются водопады и т.д.
— Все живые существа на земле чувствуют ее притяжение. Растения также «чувствуют» действие и направление силы тяжести, из-за чего главный корень всегда растет вниз, к центру земли, а стебель вверх.
А вы, чувствуете притяжение Земли? Ученик читает шуточное стихотворение:
Я с детства падал столько раз.
С болью и ушибами подчас.
И у меня уж нет сомнения,
Что это сила притяжения.
Давайте попытаемся побороться с силой притяжения — Динамическая пауза:
Мы в ракету дружно сели, (дети приседают)
В космос полететь хотели, (поднимаются, руки вверх)
С притяжением Земли
Мы бороться не смогли.
Шлём вам всем большой привет, (помахать руками)
Опоздавшим места нет (быстро сесть за парту).
Продолжим наши исследования:
1. бросают развернутый лист бумаги одновременно с ластиком
(Наблюдают и делают свои выводы).
2. затем лист бумаги сминают в комок и повторяют опыт
Вывод ребят: сила притяжения зависит от массы тела.
Учитель: про тело с большей массой говорят: оно тяжелее. Тело с меньшей массой будет легче.
Во сколько раз масса одного тела больше массы другого, во столько же раз и сила тяжести, действующая на первое тело, больше силы тяжести, действующей на второе.
Многие наблюдали падение тел на Землю. Но все же сформулировал закон притяжения тел – великий английский ученый Исаак Ньютон. Давайте послушаем легенду об этом открытии.
Выступление ученика:
Ньютон под яблоней сидел.
Вот-вот должна прийти идея.
А плод над ним уже созрел,
К Земле всей массой тяготея.
Умолкли птицы. Тишина.
Зажглись далекие светила.
И спелым яблоком Луна
Повисла в небе и светила.
Он мыслил, а Луна, кружась,
С Землёю Солнце огибала.
Вещей невидимая связь
В ту ночь яснее проступала.
Ньютон взглянул на небосвод…
Но ветка дрогнула – и вот
На землю яблоко упало…
И может быть, самый великий закон —
Всеобщий закон тяготенья:
Вращенье планет объясняет нам он
И яблок румяных паденье!
Учитель: Значит не только Земля притягивает к себе тела?
— Земля и все остальные планеты, движущиеся вокруг Солнца, притягиваются к нему и друг к другу. Не только Земля притягивает к себе тела, но и эти тела притягивают к себе Землю. Притягивают друг друга и все тела на Земле. Например, притяжение со стороны Луны вызывает на Земле приливы и отливы воды, огромные массы которой поднимаются в океанах и морях дважды в сутки на высоту нескольких метров. Поэтому взаимное притяжение тел Вселенной названо всемирным тяготением
Согласно этому закону, установленному И.Ньютоном: силы притяжения между телами тем больше, тем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между ними.
IV Закрепление материала.
Проблемный эксперимент: известно, что авторучка «отказывается» писать на вертикальной плоскости. Проверьте на опыте и объясните, почему так происходит.
(Под действием силы притяжения Земли возникает зазор между пастой и пишущим шариком ручки).
Миром правит тяготенье,
И ему подчинены
Тел свободное паденье
И прилив морской волны.
В окружающей Вселенной
От молекул до планет
Всё подвластно притяженью.
Неужели, даже свет?
Почитай, три с лишним века
Как понятен и знаком,
Верно служит человеку
Притяжения закон.
Вечной пеленой окутан, спит туманный Альбион.
Здесь покоится сэр Ньютон,
Но живет его закон!
V Рефлексия.
Наш урок подошел к концу и мне бы хотелось, чтобы вы сами оценили свою работу, поставив в таблице «+», если вы это делали и «─», если нет.
приводил факты (примеры) | выдвигал предположения | обосновывал предположение | приводил доказательство | проводил экспериментальное доказательство (опыты) |
|
|
|
|
|
VI Домашнее задание.
§ 24, № 291-293