Урок физики в 9 классе

«Закон сохранения импульса и механической энергии»

Подготовка к ГИА»

Цели и задачи занятия:

— систематизировать знания учащихся по данной теме;

— решение типовых задач по теме в соответствии с заданиями ГИА;

— способствовать успешной сдачи ГИА;

— развивать взаимоуважение, умение работать в команде;

— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к мнению других,

умения слушать;

Тип урока: обобщающий урок, решение задач

Используемое оборудование: компьютер, интерактивная доска;

Ход урока:

1. Организационный этап:

Сообщение темы и цели урока. Слайд №1

2. Актуализация знаний (повторение изученного материала). Слайд №2:

1. Что называют импульсом тела?

2. Назовите единицы измерения данной физической величины?

3. Какая система называется замкнутой?

4. Чем отличается абсолютно упругий удар, от абсолютно неупругого удара?

5. Сформулируйте закон сохранения импульса.

6. Что называется и как вычисляется кинетическая и потенциальная энергии?

7. Что называется полной механической энергией?

8. Сформулируйте закон сохранения механической энергии.

3. Решение задач:

С помощью интерактивной доски можно проверить ответы и решение задач.

1) Работа в группах. (Ученики делятся на 5 групп и самостоятельно решают предложенные на слайде задачи, так же получают карточки с соответствующими заданиями). Слайд №4

1) 1 группа: Скорость тела возросла в 3 раза. Во сколько раз изменилась кинетическая энергия?

А. увеличилась в 3раза Б. уменьшилась в 3 раза

В. увеличилась в 9 раз Г. уменьшится в 9 раз

Ответ: В

2 группа: Для придания наиболее эффективного ускорения космическому кораблю струя выхлопных газов, вырывающаяся из сопла его реактивного двигателя, должна быть направлена

А. по направлению движения корабля Б. противоположно направлению движения корабля В.перпендикулярно направлению движения корабля Г. под произвольным углом к направлению движения корабля

Ответ: Б

3 группа: Тело свободно падает на Землю. Как изменяются в процессе падения импульс тела и его потенциальная энергия?

А. импульс тела и потенциальная энергия уменьшаются

Б. импульс тела уменьшается, потенциальная энергия увеличивается

В. импульс тела не изменяется, потенциальная энергия уменьшается

Г. импульс тела увеличивается, потенциальная энергия уменьшается

Ответ: Г

4 группа: Камень брошен вертикально вверх. В момент броска он имел кинетическую энергию 30 Дж. Какую потенциальную энергию будет иметь камень в верхней точке траектории полёта?

А. 0 Дж Б. 15 Дж В. 30 Дж Г. 300Дж

Ответ: В

5 группа: Тележка массой m, движущаяся со скоростью v, сталкивается с неподвижной тележкой той же массы и сцепляется с ней. Импульс тележек после взаимодействия равен

А.0 Б.mv/2 В.mv Г. 2mv

Ответ: В

2) Разбор задач у доски. Слайд №5, №6, №7, №8, №9

1. Мальчик массой 40кг запрыгивает на неподвижную тележку, имея скорость 1м/с. С какой скоростью он продолжит движение на тележке, если её масса 10кг.

Ответ: m1v1=(m1+m2)v v = m1v1/ m1+m2 v = 0,8м/с

2. Танк движется со скоростью 18 км/ч, а грузовик со скоростью 72 км/ч. Масса танка 36000кг. Отношение величины импульса танка к величине импульса грузовика равно 2,25. Чему равна, массу грузовика?

Ответ: m1v1/m2v2 = 2,25 m2=m1v1/2,25v2 m2=4000кг

3. На ри­сун­ке пред­став­лен гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти v ве­ло­си­пе­ди­ста от вре­ме­ни t. Найти во сколько раз уве­ли­чи­лась ки­не­ти­че­ская энер­гия ве­ло­си­пе­ди­ста за пер­вые 4 c дви­же­ния

Ответ: в нач. момент времени

через 4 с , значит Е 2/ Е 1= 25

4. Тело бросили с поверхности Земли вертикально вверх. Установите соответствие между физическими величинами и их возможными изменениями при движении тела, считая, что сопротивление воздуха пренебрежительно мало. К каждой позиции левого столбца подберите соответствующую позицию правого столбца.

Физическая величина

Характер изменения физической величины

А. Кинетическая энергия

Б. Потенциальная энергия

В. Полная механическая энергия

1. увеличится

2. не изменится

3. уменьшится

А

Б

В

3

1

2

5. Си­сте­ма со­сто­ит из двух тел 1 и 2, массы ко­то­рых равны 0,5 кг и 2 кг. На ри­сун­ке стрел­ка­ми в за­дан­ном мас­шта­бе ука­за­ны ско­ро­сти этих тел. Чему равен им­пульс всей си­сте­мы по мо­ду­лю?

Ответ:

Для снижения утомляемости глаз целесообразно провести офтальмотренинг. Слайд №10

3) Решение аналогичных задач в группах.

(Задачи предлагаются на слайде и на карточках.) Слайд №12

1 группа: Тележка массой 10 кг, движущаяся по гладкой горизонтальной поверхности со скоростью 5 м/с, сталкивается с неподвижной тележкой такой же массы и сцепляется с ней. Найти скорость тележек после взаимодействия

Ответ: m1v1=(m1+m2)v v = m1v1/ m1+m2 v=2,5 м/с

2 группа: Самолёт летит со скоростью 180 км/ч, а вертолёт со скоростью 90 км/ч. Масса самолёта 3000кг. Отношение импульса самолёта к импульсу вертолёта 1,5. Чему равна масса вертолёта?

Ответ: m1v1/m2v2 = 1,5 m2=m1v1/1,5v2 m2=4000кг

3 группа:

На ри­сун­ке пред­став­лен гра­фик за­ви­си­мо­сти ско­ро­сти ве­ло­си­пе­ди­ста от вре­ме­ни. За пер­вые 2 с дви­же­ния ки­не­ти­че­ская энер­гия ве­ло­си­пе­ди­ста уве­ли­чи­лась.

А.в2раза
Б. в 3 раза

В.в 4 раза

Г. в 9 раз

Ответ: Г.

4 группа: Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции левого столбца подберите соответствующую позицию правого столбца.

Физическая величина

Формула

А. Импульс тела

Б. Кинетическая энергия тела

В. Закон сохранения импульса

1. mv2

2

2. mv

3. m1v1+m2v2=m1v ֜1+m2v ֜2

Ответ: А – 2 Б – 1 В – 3

5 группа:

Мо­дуль им­пуль­са пер­во­го тела равен , а вто­ро­го тела равен . Чему равен мо­дуль им­пуль­са си­сте­мы этих тел после их абсолютно упругого удара?

Ответ:

4. Подведение итогов урока: (выставление оценок)

Литература:

1)Пёрышкин, А.В. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/

А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник.-16-е изд.,стереотип.-М: Дрофа, 2011.

2) Зорин Н.И. ГИА 2013. Физика: тематические тренировочные задания: 9 класс /

Н.И.Зорин. – М.: Эксмо, 2012. – 176с. – (Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме): 9класс:тематическое тренировочные задания).

3)Пурышева Н.С. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой

форме. Физика.2014.Учебное пособие./ Н.С.Пурышева. — Москва: Интеллект- Центр,2014.

4) Кабардин, О.Ф. ГИА 2012. Физика. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме): Типовые тестовые задания /О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.

5)Контрольно – измерительные материалы. Физика: 9 класс/ Сост. Н.И.Зорин.- М.:

ВАКО,2012.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here