Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

Г. Калуги

Конспект урока по физике
в 7 классе

Урок – игра «Путешествие»

подготовила

учитель физики и математики

Андреева Юлия Вячеславовна

г. Калуга

2013

Игра – путешествие

Цель игры – обобщить, закрепить и углубить знания по темам введение в физику, основы молекулярного строения, приблизить изучаемые на уроках физики законы к окружающему миру, ко всем тем явлениям, которые встречаются каждый день: на улице, на страницах книги, на экране телевизора.
Задачи:
активизация мыслительной деятельности учащихся; создание в представлении учащихся общей картины мира с его единством и многообразием свойств неживой и живой природы; расширить кругозор; повысить познавательный интерес.
воспитание навыков работы в команде (взаимоуважение, взаимопомощь и поддержка).

Игру лучше проводить в конце 1 четверти, как обобщение и контроль первой темы «Введение» и логичный переход к теме «Механика»

Ход Урока.

Мы играем в паровоз,
Не беда, что без колес.
Есть за то труба, гудок.
Мы прибудем точно в срок.
Начинается игра,
Отправляться нам пора…

Г. Носова

На доске нарисована линия и подписаны 1 станция Начальная и конечная 11 — Механическая. Вырезать из бумаги паровоз. Магнитом прикрепить его к 1 станции. Переходя от станции к станции перемещать паровозик по «рельсам». Столы сдвинуты по два. Детей разделить на группы по 4-6 человек.

Станция 1. НАЧАЛЬНАЯ

Найдите пары слов, соединив их стрелками

Тело

Кирпич

Стекло

Серебро

Стол

Пластмасса

Ложка

Стакан

Сталь

Древесина

Шина

Игрушка

Глина

Вещество

резина

гвоздь

Ответ: пары выделены одним цветом. Каждую правильно указанную пару можно оценить в 1 балл. Максимально за задание можно получить 8 баллов

Тело

Кирпич

Стекло

Серебро

Стол

Пластмасса

Ложка

Стакан

Сталь

Древесина

Шина

Игрушка

Глина

Вещество

резина

гвоздь

Станция 2 ПРИБОРОГРАД

Для каждой шкалы определить:

А) цену деления

Б) погрешность отсчета

В) верхнюю границу измерения

Урок-игра по физике "Путешествие" для 7 класса

1. 2.

3. 4.

Ответы занести в таблицу:

Цена деления

Погрешность отсчета

верхняя границы измерения

1

2

3

4

Ответы: за каждую заполненную строчку 3 балла. Максимально за задание 12 баллов

Цена деления

Погрешность отсчета

верхняя граница измерения

1

2 м/с

1 м/с

180 м/с

2

0,1* 1000­= 100

0,05*1000=50

8*1000=8000

3

1/12

1/24

1

4

10

5

130

Станция 3 Вещественная

Опишите вещь: монетку достоинством в 10 рублей используя физические величины

Ответ: масса, объем, (плотность) , толщина, площадь, радиус, диаметр, температура, число насечек на ребре. За каждую физическую величину добавлять 1 балл

Станция 4 Детективное агентство

Хозяйка дома, где был Холмс в гостях, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: «На улице холодно»

Как он это определил?¹

Ответ: Очевидно, по шерсти кошки. При холодной погоде шерсть поднимается «дыбом», чтобы в промежутках между шерстинками и ворсинками оказалось больше воздуха; воздух же – плохой проводник тепла.

Ответ оценивается в 5 баллов

________________________________________________________

¹ задача взята с сайта http://festival.1september.ru/articles/625628/pril3.docx

Станция 5 Эрудит

Разгадать ребусы

Урок-игра по физике "Путешествие" для 7 классаУрок-игра по физике "Путешествие" для 7 класса

Урок-игра по физике "Путешествие" для 7 класса

Ответы:

  1. период; 2 скорость; 3 изобара; 7 физика; 8 вакуум; 21наблюдение.¹

_________________________________________________________________

¹ Ребусы взяты с сайта http://uchifiziku.ru/2011/04/05/rebusy-po-fizike/

Станция 6. ТОЧНАЯ

решить задачу: найти действительный размер молекулы, зная что размер молекулы на фотографии 0,002м, а увеличение микроскопа 100000 раз.

Задачу оценить в 3 балла

Ответ:

Дано

Решение

R=0,002 м

N= 100000

r = R : N

r = 0,002: 100000= 0,00000002 м

Ответ: 0.00000002 м.

r = ?

Станция 7 . Кроссвордёнок

Урок-игра по физике "Путешествие" для 7 класса

1. Величина, характеризующая нагретость тела.

2. Тело, свойство которого изучаются в физике.

3. Источник физических знаний.

4. Физика объясняет причины разных […] природы.

5. Бывает на приборах, имеет цену деления.

6. Наука, изучающая световые, тепловые, механические, звуковые, электрические и магнитные явления.

7. Физическая величина, характеризующая размер тела.

8. Сравнивание с однородной величиной, принятой за единицу.

9. Все то, из чего состоят тела.

10. Какая единица длины принята как основная в международной системе единиц?

________________________________________________________

Кроссворд взят с сайта http://www.koipkro.kostroma.ru/Krasnoe/

Станция 8 МОЛЕКУЛЯРНАЯ

Здесь команды должны решить качественные задачи¹.

Задания.

1. Чем объяснить, что при наступлении засухи листья у многих растений скручиваются?

(У листьев имеется много устьиц:с нижней стороны. Чтобы уменьшить испарение влаги, лист скручивается. Нижняя сторона его слабее нагревается солнцем,·а, следовательно, и меньше испаряет влагу.)

2. Почему яблоко, когда печется, часто лопается?

(Яблоко лопается главным образом потому, что выделяющийся из него сок превращается в пар, который разрывает кожуру.)

3. Из легких человека и животных вместе с выдыхаемым воздухом всегда выдыхаются водяные пары. Почему же мы видим это только в холодное время года?

(В холодное время года происходит конденсация выдыхаемых водяных паров. Образованные при этом мелкие капельки значительно рассеивают световые лучи и становятся видимыми.)

4. Почему даже после сильного дождя лепестки розы остаются всегда сухими?

(Лепестки розы содержат маслянистое вещество, благодаря которому они не смачиваются водой.)

5. Почему утки в сильный мороз охотно лезут в воду?

(Температура воды в сильный мороз значительно выше температуры окружающего воздуха, поэтому в воде птица охлаждается меньше, чем на воздухе.)

_______________________________________________________________________

¹Вопросы взяты с сайта : Ионас И. В. Методическая игра «Путешествие в страну «Физика» http://www.alsak.ru/content/view/314/120/

Станция 9 Город знатоков природы и поэзии

Здесь требуется узнать явление и указать к какому виду физических явлений оно относится¹.

1. Английский поэт Л. Шелли написал следующие строки:

…Я землею рождено, я водою вспоено,
Взращено средь небесной равнины,
Отдыхаю в горах, исчезаю в морях,
Я меняюсь, но нет мне кончины.

Какому природному объекту и явлению посвящены они?

(Ответ. Облако, возникающее в процессе парообразования.)

2. Какое природное явление последует за той ситуацией, которая описана в стихотворении В. С. Шефнера:

На кустиках нежных синеет черника,
Ни шороха ветра, ни птичьего крика.
Над гладкой рекой, над лесными местами
Легла тишина голубыми пластами.
Шагаю – а зной над лесными холмами
Прозрачными к небу восходит волнами,
И зреет зерно неминуемой бури
В дремучем покое, в недвижной лазури.

Каким еще физическим явлением оно обязательно сопровождается?

(Ответ. Это явление – гроза, она сопровождается молнией. Молния – это электрический разряд между двумя облаками или между облаком и землей. Причина возникновения зарядов на облаках – трение их о воздух.)

3. Какое явление природы описал Ф. И. Тютчев в своем стихотворении:

На влажной неба синеве
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим – за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

(Ответ. Это радуга, она возникает при преломлении света в каплях дождя. Это дисперсия – разложение белого света на семь составляющих цветов.)

4. А. С. Пушкин написал в одном из своих стихотворений:

Ревет ли зверь в лесу глухом,
Трубит ли рог, гремит ли гром,
Поет ли дева за холмом –
На всякий звук
Свой отклик в воздухе пустом
Родишь ты вдруг…
Что это за явление, как его объяснить?

(Ответ. Это эхо..)

5. У китайского поэта Цюй Цюбо есть такие строки:

О необъятная страна, Необозримая страна. И для тебя нашлась одежда, Никем не сшитая она, Как бы безбрежний дивный сон Вдруг успокоенной земли – Вокруг на десять тысяч ли Невиданная белизна.

Что это за одежда?

(Ответ. Это снег.)

_____________________________________________________________

¹ Задания взяты из статьи:

Список литературы:
1. Ионас И. В. Методическая игра «Путешествие в страну «Физика» http://www.alsak.ru/content/view/314/120/
2. Ситникова Инесса Анатольевна . Тепловые явления в физике и литературе http://festival.1september.ru/articles/518124/
3. Тихомирова С.А. Физика в загадках, пословицах, сказках, поэзии, прозе и анегдотах: пособие для учителей/ С.А. Тихомирова – М. : Мнемозина, 2008
4. www.koipkro.kostroma.ru/Krasnoe
5. uchifiziku.ru/2011/04/05/rebusy-po-fizike/
6. festival.1september.ru/articles/625628/pril3.docx

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here