Министерство Образования Ростовской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснокутская средняя общеобразовательная школа

Урок повторения:

«Плотность вещества»

7 класс

Автор: Ульянова Ольга Ивановна

Учитель физики МБ ОУ «Краснокутская СОШ»

Боковского района Ростовской области

Характеристика урока.

  • Урок проводится в 7 классе, который занимается по учебнику «Перышкин А.В. Физика. 7 класс. Изд. дом. «Дрофа» 2 часа в неделю. На изучение темы программой отводится 5 часов. Место данного урока в системе занятий – урок №4.

  • К этому уроку учащиеся знают: что такое плотность вещества; единицы ее измерения в СИ и внесистемные единицы; как определить объем и массу, используя формулу плотности.

  • На данном уроке отрабатываются умения решать задачи по теме «Плотность вещества».

  • Тип урока: комплексное применение знаний.

Задачи урока.

  • Углубить и закрепить знания учащихся по данной теме, способствовать формированию умений применять полученные знания в новой ситуации.

  • Внести вклад в развитие коммуникативных способностей учащихся, умения пользоваться справочной таблицей в учебнике (таблицей плотностей).

  • Продолжить формирование культуры общения и умения работать в режимах «учитель – класс», «учитель – ученик».

Основные этапы урока.

  1. Организационное начало урока, целеполагание, мотивация, сравнение «текущего состояния» с планируемыми целями.

  2. Организация рефлексии и обратной связи, коррекция промежуточных результатов.

  3. Завершение урока, подведение итогов.

Содержание урока.

  1. Организационное начало урока, целеполагание, мотивация, сравнение «текущего состояния» с планируемыми целями.

    • Оргмомент – 1 мин.

    • Целеполагание – 2 мин.

    • Актуализация знаний – 6 мин.

На этапе актуализации знаний проводится проверка знаний определений физических величин, их обозначений, единиц измерения в СИ (плотности, массы, объема), формул для расчета. Без знаний этого материала невозможно организовать решение задач. Учащимся предлагается тест с выбором ответа в двух вариантах. Содержание одного варианта теста:

Тест.

    • Сколько граммов содержит 0,025кг?

      1. 25г

      2. 250г

      3. 2500г

    • По какой формуле вычисляют плотность вещества?

  1. m / V

  2. V t

  3. S / V

  • В каких единицах в СИ измеряют массу?

      1. г

      2. т

      3. кг

  • Какой буквой обозначают объем тела?

1. m

2. V

3. S

  • На рисунке показан набор тел одинаковой массы. Плотность тела …

1. 2. 3.

1. максимальна у первого

2. максимальна у третьего

3. максимальна у среднего

  1. Организация рефлексии и обратной связи, коррекция промежуточных результатов.

  • Применение знаний и умений: решение задач – 25 мин.

Главное на этом этапе: создание условий для успешной работы. С этой целью учащимся даются задания с постепенно возрастающей сложностью.

Задача №1.

Клубень картофеля массой 59 г имеет объем 50 см3. Определите плотность картофеля.

Задача №2.

Кусок металла массой 461,5 г имеет объем 65 см3. Что это за металл?

Задача №3 (Проблемная задача).

Сколько кубометров газа выделит в городе, загрязняя среду, автомобиль, израсходовавший за день 20 кг бензина? Плотность газа равна 0,002 кг/м3.

Организация работы с задачами:

Задача №1 заранее решена и записана на доске с ошибкой. Ученики должны найти ошибку, исправить ее и объяснить.

Задачу №2 решает ученик у доски, «проговаривая» ход своих рассуждений и действий.

Задачу №3 класс должен сообща разобрать и наметить путь решения; затем решение до конца все доводят самостоятельно и сообщают свои ответы.

Решение экспериментальных задач:

Для эксперимента на каждую парту выдаются: весы с разновесами, линейка, брусок правильной формы, измерительный цилиндр, твердое тело неправильной формы, нить.

Задание №1. Измерение объема тела.

Если тело имеет форму прямоугольного параллелепипеда, то его объем равен произведению трех смежных сторон: V = abc

Учащиеся выполняют работу: вычисляют объем бруска правильной формы по плану:

  1. Линейкой измерить длину (а), ширину (b) и толщину (с) бруска.

  2. По формуле V = abc рассчитать объем бруска.

Задание №2: Определить плотность тела и узнать, из какого материала он сделан.

Учащиеся выполняют работу: вычисляют плотность бруска правильной формы по плану:

  1. Определить массу бруска с помощью весов.

  2. По формуле ρ= mV определить плотность вещества.

  3. Сравнить полученное значение с данными таблицы плотностей и сделать вывод о веществе бруска.

  1. Завершение урока, подведение итогов.

    • Информация о домашнем задании – 2 мин.

Определить массу воздуха в комнате.

  1. Измерьте длину (а), ширину (b) и высоту (с) вашей комнаты.

  2. Вычислите объем комнаты: V = abc

  3. Вычислите массу воздуха в вашей комнате по формуле: mV, где ρ – плотность воздуха, ее можно принять равной 1,3 кг/м3

(Учащиеся, как правило, бывают весьма удивлены, выяснив, что масса воздуха в комнате равна нескольким десяткам килограммов).

    • Подведение итогов и рефлексия – 4 мин.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here