Ларина Гайша Абзаловна,

учитель физики муниципального

бюджетного общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной

школы № 30 посёлка Молодёжного

муниципального образования

Белореченский район,

Краснодарский край

УРОК — РОЛЕВАЯ ИГРА

по физике в 9 классе

Тема: РАДИОАКТИВНОСТЬ КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО СЛОЖНОГО СТРОЕНИЯ АТОМОВ

Авторская разработка

2011-2012 гг.

Урок № 55* Предмет физика Класс 9

Тема урока: Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

Тип урока: урок изучения нового материала в форме ролевой игры «Заседание Учёного Совета»

Цели: формирование у учащихся предметных, метапредметных, личностных компетенций в процессе внеаудиторной и аудиторной работы [3].

знать: историю открытия и исследования явления естественной радиоактивности, его значение для изучения строения атома.

уметь: классифицировать учебный материал по значимости, по содержанию, анализировать, излагать информацию, выделять главное.

Оборудование, наглядные пособия: 1/ таблица 18 «Радиоактивность», 9 класс, 2/ опорная таблица «Вглубь атома», 3/ таблица Менделеева, 4/обучающий диск №7 «Электронные уроки и тесты» (ЭУТ), раздел 7 «Элементы атомной физики»: 7.1.1 «Строение атома и атомного ядра», 7.1.2 «Радиоактивность»; 5/ авторский сборник самостоятельных работ (СР) [2], работы № 57, 6/ интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Виды самостоятельных работ: домашняя самостоятельная работа к уроку, § 65,66 [1] (по ролям: А.Беккерель, Э.Резерфорд, Д.Томсон, «журналисты»).

Содержание занятия.

1 .Актуализация прежних знаний.

Цель: подготовка к восприятию нового материала, постановка задач к изучению главы 4.

Средства: 1/ слайд: Демокрит; обсуждение: чей портрет, что связано с именем учёного? ЭУТ 7.1.1, фрагменты: учение Демокрита..

2/ слайд: ХХ век, имена: Беккерель, Резерфорд, Бор, Мария Склодовская, Пьер Кюри, Томсон, Содди, Чедвик…: информация в перспективе: эти учёные коренным образом изменили представления о строении вещества.

2 . Формирование новых знаний.

Цель: урока (что знать, что уметь)

Средства: 1/ постановка проблемной задачи: изучить открытия в области исследования атома и результаты этих исследований, узнать о современной физике и современных исследованиях.

2/ организация деятельности учащихся: ролевая игра «Заседание Учёного Совета».

Учитель знакомит учащихся Рабочие места учащихся расположены в

с программой урока виде зала заседаний

Повестка:

  1. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Доклад: А.Беккерель.

*Нумерация урока дана по календарно-тематическому планированию, разработанному на основе рабочей программы по авторской программе Е.М.Гутник, А.В.Перышкина. Физика. 7-9 классы. – М.: Дрофа, 2008 г.

  1. О результатах исследования радиоактивных излучений. Доклад: ассистенты

Э.Резерфорда.

3. О результатах исследования строения атома. Доклад: Э.Резерфорд.

«Заседание Учёного Совета» проходит в форме выступлений учащихся от имени учёных и исследователей в соответствии с изложением учебного материала в учебнике, § 65,66 [1].

Используются таблицы по физике: № 18, опорная таблица «Вглубь атома», таблица Д.И.Менделеева.

Бадирова Сонгюль рассказы-вает от имени Беккереля об открытии радиоактивности,

знакомит аудиторию с радиоактивными элементами в таблице Д.И.Менделееве

Степанова Валя рассказывает об исследовании свойств радиоактивных излучений

Жавахов Тимур в роли Э.Резерфорда – об исследовании радиоактивности и строения атома

Финаева Надя – об опытах Резерфорда по исследованию строения атома

3.Формирование умений и навыков.

Цель: урока ( что уметь)

Средства: 1/ первичный контроль усвоения материала: ответы на ключевые вопросы по изученному материалу, решение теста (ЭУТ, 7.1.2., выборочно, на интерактивной доске)

Рефлексия: не все на достаточном уровне усвоили материал! Ликвидируем пробелы.

2/ систематизация и обобщение знаний: работа с фрагментами ЭУТ 7.1.1., 7.1.2.

3/ контроль усвоения: решение заданий самостоятельных работ № 57, 58; составление отчётов (по выбору учащихся).

В поиске ответов на вопросы учителя. Часть учащихся решают задания СР-57

Часть учеников выступают в роли журналистов – пишут «статьи» в научные журналы, «репортажи» для информационных программ телевидения об открытии и исследовании радиоактивности

Итоги урока: анализ и оценка работы учащихся, отзывы учащихся об уроке.

Домашнее задание: § 66, 67, устно отвечать на вопросы.

Список использованной литературы:

  1. Пёрышкин А.В. Физика. 9 кл. : учебник для общеобразоват.учреждений / А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

  2. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В.Пёрышкина, Е.М.Гутник «Физика. 9 класс» / О.И.Громцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

  3. Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. – М.: Просвещение, 2009. – 80с. – (Стандарты второго поколения).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here