Урок в 7 классе на тему

«Световые явления»

Автор урока:

Сыров Андрей Владимирович

учитель физики и информатики

Сакская общеобразовательная школа

IIII ступеней №2

Сакского городского совета

Автономной Республики Крым

Урок №33-34

Тема. Итоговый урок по теме «Световые явления».

Цель урока.

Образовательная: повторить изучаемые световые явления, попытаться объяснить некоторые оптические явления в природе.

Развивающая: продолжить развивать внимание, логику, умение выражать свои мысли, умение ставить перед собой задачу, находить ответ на поставленную проблему.

Воспитательная: воспитывать умение работать в группе, уважать мнение товарища, расширить кругозор учащихся.

Тип урока: урок – путешествие.

Приборы и материалы:

различные приборы, источник тока (батарейка), компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация, карточки с вопросами.

Ход урока

I. Организационный момент.

1 урок – 30 мин.

Здравствуйте ребята. Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие по планете «Световые явления». Наша цель попасть на континент «Эксперимент». В нашем путешествии вам будут встречаться материки, в каждом из которых вы должны выполнять задания. В Эксперимент вы попадете, если наберете 9 баллов. Итак, мы отправляемся в путь.

II. Изложение материала.

Учитель. Ребята, давайте обратим внимание на наш кабинет.

В кабинете оформлено 5 столов. Каждый стол – это материк (соответствующая табличка с названием материка на столе).

1. Материк «Логика».

Мы бросаем якорь на первой стоянке. Наша стоянка 5 минут.

Учитель. Ребята, на столе вы видите различные приборы. Какие из них не являются оптическими? Почему вы так считаете?

(линза, очки, телефон, микроскоп, компас, зеркало, весы, бинокль, фотоаппарат, амперметр, магнит, телескоп).

За правильный ответ вы получаете 1 балл.

Отправляемся дальше.

2. Материк «Вопросник».

(На столе карточки с вопросами).

Стоянка 20 минут.

Вам предстоит ответить на вопросы местных жителей. Каждый учащийся берет себе карточку, в которой по 5 вопросов и готовится 3 минуты для ответа.

Пример вопросов в карточке.

1) Какие физические тела называют источниками света?

2) Что называется лучом света?

3) Что называют освещенностью?

4) Что такое тень и полутень?

5) Что такое солнечное и лунное затмения?

Постарайтесь работать командой. Так как за все правильные ответы вы получаете 1 балл.

Отправляемся дальше.

2 урок – 30 мин.

3. Материк «Мастеров».

(На столе линейка, транспортир, карандаш, источник света (лампочка), плоское зеркало, экран со щелью, лист бумаги).

Наша стоянка 10 минут.

Ребята. Здесь вам предстоит выполнить задание.

Вам нужно поставить экран со щелью на лист бумаги. Добиться такого расположения лампочки относительно экрана, при котором полоса света на бумаге будет самой тонкой и четкой. Теперь перпендикулярно полосе поставьте вертикально плоское зеркало.

Теперь вам нужно начертить карандашом на бумаге линию, вдоль зеркала. Обозначьте луч, падающий на зеркало, и отраженный луч.

Из точки падения лучей проведите перпендикуляр к линии вдоль зеркала. Измерьте угол падения и угол отражения.

Постарайтесь повторить опыт несколько раз, устанавливая зеркало под разными углами к падающему лучу.

Нарисуйте и заполните в тетрадях таблицу.

опыта

Угол падения, град.

Угол отражения, град

1

2

3

За это задание вы получаете 3 балла.

3. Материк «Задачник».

Стоянка 10 минут.

Вам предстоит решить задачу.

Луч света падает из воздуха в воду под углом 600. Угол между отраженным и преломленным лучами составляет 800. Вычислите угол преломления луча.

За правильный ответ 3 балла.

Отправляемся далее.

4. Материк «Загадка».

Стоянка 5 минут.

Ребята. Тут мы с вами постараемся отгадать загадки.

Работа с интерактивной доской.

Обратите внимание на экран интерактивной доски.

Вы видите слайды, на которых написаны загадки. Следующий слайд – слайд с ответом. Поэтому, мы сможете себя проверить.

В дверь, окно стучать не будет,

А взойдёт и всех разбудит.

(Солнце)

Что такое перед нами?

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу,

И седёлка на носу?

(Очки)

Видно, нет у нее ума:

Ест она сама себя.

(Свеча)

Раскрашенное коромысло

над рекою повисло.

(Радуга)

Попутчица за мною ходит вслед,

Мне от неё ни зла, ни пользы нет.

(Тень)

Придёт в дом — не выгонишь колом.

Пора придёт — и сам уйдёт.

(Солнечный свет)

За правильный ответ 1 балл.

Отправляемся далее.

3 урок – 30 мин.

5. Континент «Эксперимент».

Стоянка 15 минут.

(На столе свеча, линза, экран)

Наконец мы приближаемся к последнему континенту «Эксперимент». Вы очень хорошо справились с предыдущими заданиями. Теперь нужно провести опыт.

Используя свечу, собирающую линзу и экран, получите на экране увеличенное изображение пламени свечи. Заслоните половину линзы непрозрачным экраном. Опишите (в тетрадях) и объясните явление, которое наблюдается.

За правильный ответ 3 балла.

III. Подведение итогов.

Итак, вы достигли цели своего путешествия, успешно справились со всеми испытаниями. Молодцы!!! Выставление оценок.

IV. Домашнее задание.

Повторить §. 26, 27. Упр. №4 стр.183.

Желающим подготовить реферат на темы: «Источники света», «Солнечное о лунное затмения», «Свет в нашей жизни».

V. Рефлексия.

1. Что мне понравилось?

2. Что не понравилось?

3. Чем я был удивлен?

4. Я усвоил, что..?

5. Я не понял…?

Литература.

1. Физика. 7 класс: Учебник / Ф. Я. Божинова, Н. М. Кирюхин, Е. А. Кирюхина. — X.: Издательство «Ранок», 2007.

2. Страница сайта «Физика для лириков и не только» Физика в загадках http://svetik0566.ucoz.ru/index/0-48

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here