Управление образования города Снежинска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя (полная) общеобразовательная школа №117

Внеклассное занятие по физике в 8 классе

по теме: Экскурсии по городу “Электризация”

Учитель физики:

Дмитракова Л.Н.

Предмет: физика.

Тема: “Экскурсии по городу “Электризация””.

Класс: 7.

Учитель физики: Дмитракова Л.Н.

Тип урока: урок-конференция (комбинированный, внеклассное занятие).

Цели урока:

— расширение и углубление знаний учащихся по теме “Электризация тел. Два рода электрических зарядов”, полученных на уроке и в ходе самостоятельной работы;

— развитие у учеников познавательного интереса, расширение кругозора учащихся, формирование научного мировоззрения;

— познакомить учащихся с историей зарождения учения об электричестве, сформировать у учащихся понятие о статическом электричестве и его практическом значении.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, приборы для проведения простых опытов, показывающих электризацию различных тел, два рода электрических зарядов и взаимодействие наэлектризованных тел.

Для проведения данного занятия был выдвинут вопрос: “Как было открыто статическое электричество и каково его использование на практике?”. Для проведения урока был выдвинут проект “Город “Электризация””. Учащиеся работали по группам:

1 группа – экскурсоводы исторического музея;

2 группа – сотрудники экспериментальной лаборатории. Работали с опытами по электризации тел. Изготовили из пенопласта “живых человечков”;

3 группа – работники различных предприятий (аэродрома, ткацкой фабрики, электроворсового цеха, хлебозавода, консервного завода, лакокрасочного цеха, тепловой электростанции).

На этом занятии ребята представляют отчеты о результатах своих работ в виде кратких докладов, а также на основе итоговой презентации, созданной с помощью учителя.

В процессе работы по проекту учащиеся открыли для себя возможности, которыми располагает личностно-ориентированное обучение, объединяющее разные педагогические технологии, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.

Материалы, представленные в данном проекте, могут быть использованы учителем при объяснении нового материала (или при закреплении).

Урок-конференция “Экскурсии по городу “Электризация””

Цели урока:

— обучающая:

сформировать у учащихся понятие о статическом электричестве и его практическом использовании, продолжить формирование теоретических знаний о статическом электричестве;

— развивающая:

развивать умение видеть вокруг электрические явления, уметь объяснять их, развивать умение сравнивать, сопоставлять изучаемые явления, факты, делать выводы, развивать кругозор учащихся, развивать навыки самостоятельной работы с литературой, интернетом, выбирать главное.

— воспитательная:

вырабатывать культуру умственного труда, умение работать в коллективе, воспитывать чувство ответственности за результаты своей деятельности.

План урока

I Актуализация знаний учащихся:

— опыты;

— вводная беседа (слайды).

II Изучение новых знаний:

— исторический музей;

— аэродром;

— ткацкая фабрика;

— электроворсовый цех;

— хлебозавод;

— консервный завод;

— лакокрасочный цех;

— тепловая электростанция.

III Закрепление:

— викторина.

IV Домашнее задание – отчет об экскурсиях.

V Итоги урока. Рефлексия.

Ход урока

1 Опыты по статическому электричеству;

2 Вводная беседа;

3 Исторический музей;

4 Аэродром;

5 Ткацкая фабрика;

6 Электроворсовый цех;

7 Хлебозавод;

8 Консервный завод;

9 Лакокрасочный цех;

10 Тепловая электростанция;

11 Викторина;

12 Отчет об экскурсиях;

13 Итоги урока. Рефлексия.

Цель урока: познакомить учащихся с историей зарождения учения об электричестве. Сформировать у учащихся понятие о статическом электричестве и его практическом значении.

Вводная беседа:

1 Что называется электризацией?

2 От какого греческого слова происходит термин “Электричество”?

3 Одно или оба тела электризуются при трении?

4 Какие два рода зарядов существуют в природе? Из каких опытов следует, что их действительно два?

5 Заряд какого знака получает стеклянная палочка, потертая о шелк? Эбонитовая палочка, потертая о мех?

6 Как взаимодействуют одноименные заряды? Разноименные заряды?

7 Как называется этот прибор?

8 Какое явление происходит, если поднести наэлектризованную палочку к струйке воды?

1 группа. Исторический музей

История изучения электричества

1) Легенда о Фалесе Милетском

Способность тела после натирания притягивать мелкие предметы была известна в VI веке до н.э.. Греческий философ Фалес Милетский обнаружил, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойства притягивать пушинки, соломинки.

Легенда гласит, что дочь Фалеса пряла шерсть янтарным веретеном. Уронив его однажды в воду, стала обтирать веретено шерстяным хитоном и заметила, что к веретену пристало несколько шерстинок, и чем сильнее она вытирала веретено, тем больше налипало шерстинок. Девушка рассказала об этом явлении отцу, тот не замедлил провести эксперимент с различными изделиями из янтаря и обнаружил, что все они после натирания вели себя одинаково.

Именно от слова «янтарь» произошло слово «электричество» (греч. ellektron – янтарь).

2) Уильям Гильберт

Первые научные представления об электричестве были изложены придворным врачом английской королевы Елизаветы Уильямом Гильбертом (1544 – 1603 г.г.), который доказал, что способностью натертого янтаря обладают стекло, сургуч, сера и притягивают они не только соломинки, но и металлы, дерево, листья, камешки, комочки земли и воду.

3) Отто Герике

Первую электрическую машину в 1650 году построил немецкий ученый Отто Герике. Сначала он изготовил из серы большой шар. Натирая рукой шар, Герике наблюдал притяжение к нему легких предметов. Для большего удобства ученый установил шар на оси в особом станке. Вращая с помощью рукоятки шар и прижимая к нему ладонь, его можно было наэлектризовать. Наблюдая притяжение легких тел к наэлектризованному шару, он заметил, что пушинки и кусочки бумаги, коснувшись шара, отскакивали от него. Герике удалось даже заставить пушинку, коснувшуюся шара, плавать над электризованным шаром в воздухе.

4) Стефан Грей

В 1729 г. английский физик Стефан Грей открыл существование проводников и непроводников электричества. Грей установил, что электричество распространялось по металлическим проволокам, угольным стерженькам, пеньковой бечевке, но оно не передавалось по каучуку, воску, шелковым нитям, фарфору, которые могут служить изоляторами, предохраняющими от утечки электричества. К числу хороших проводников, как показали опыты Грея, принадлежат ткани тела человека и животных.

Шарль Дюфе

Французский физик Шарль Дюфе в 1730 г. изучил взаимодействие наэлектризованных тел. Он впервые заметил, что натертые шелком стеклянные палочки отталкиваются друг от друга, а к эбонитовой палочке притягиваются. Дюфе объяснил это явление тем, что существуют два рода электричества – «стеклянное» и «смоляное».

5) Бенжамин Франклин

Американский физик и политический деятель Бенжамин Франклин в 1778 г. Изменил понятие «стеклянное» электричество на положительное, а «смоляное» назвал отрицательным электричеством.

6) Аэродром

Вы видите, что самолет заправляют топливом. В основу авиатоплива входит керосин, который является диэлектриком. Что может произойти с керосином из-за трения о шланг?

В соприкосновении жидкости с твердым телом и последующее соединение сопровождается электризацией. Особенно это опасно, если перевозятся горючие жидкости.

А вот на пути у нас машина, которая перевозит топливо. Почему сзади у таких машин можно увидеть цепь?

Цепь изготовлена из металла и является проводником электричества. Весь заряд накапливаемый из-за трения топлива о бак, уходит через цепь в землю. Шины не проводят заряд, так как материал, из которого они сделаны, является диэлектриком.

7) Ткацкая фабрика

При протягивании через станки ткань электризуется из-за трения и начинает сильно загрязняться и даже искрить. Во избежание этого в помещениях стараются поддерживать определенную влажность, а все оборудование заземлять.

Влажный воздух не позволяет электрическому заряду накапливаться на предметах, так как является проводником, ткань меньше электризуется и не притягивает к себе пыль. А чтобы заряд не накапливался на оборудовании, станки заземляют.

8) Электроворсовый цех

В этом цехе изготавливают искусственный мех, бархат, плюш, замшу, ковры, одеяла. Между двумя металлическими заряженными электродами движется ткань, на которой нанесен слой клея, сверху на ткань продувается ворс – короткие волокна или частички шерсти. В электрическом поле ворсинки движутся в строго определенном направлении и оседают на ткань плотним слоем.

Подобным же образом делают наждачную бумагу.

9) Хлебозавод

Мука относится к горючим веществам. Находясь в воздухе во взвешенном состоянии, она может воспламениться. Как с этим бороться? Чтобы мука не воспламенялась, воздух увлажняют, а оборудование заземляют.

В бункере, где происходит смешивание муки и воды и замес теста, воду заряжают отрицательно.

Чтобы процесс замеса шел быстрее, муку заряжают положительно. При получении муки электризация вредна, а при замесе теста — полезна.

10) Консервный завод

Здесь производят замечательную копченую рыбу. Копчение — это пропитывание продукта древесным дымом. При электрокопчении частицы дыма заряжают положительно, а отрицательным электродом служит, например, тушка рыбы. Все электрокопчение продолжается несколько минут.

11) Лакокрасочный цех

Движущиеся на конвейере окрашиваемые детали заряжают положительно, а частицам краски придают отрицательный заряд, и они устремляются к положительно заряженной детали. Слой краски на ней получается тонкий, равномерный и плотный. Расход краски снижается, так как она осаждается только на детали.

12) Тепловая электростанция

Как ловят пыль?

Электрические фильтры улавливают 99% золы, содержащейся в выходных газах.

Викторина

1) Назовите английского физика, открывшего существование проводников и непроводников электричества.

2) Назовите французского ученого, впервые изучавшего взаимодействие одноименно и разноименно заряженных тел.

3) Какой ученый изучал электризацию с помощью вращающегося шара из серы?

4) Кто автор термина ”Электричество”?

5) Назовите американского ученого, придумавшего термины ”положительное” и ”отрицательное” электричество.

Домашняя викторина

1) С какой целью на предприятиях приводные ремни натирают пастой, проводящей электрические заряды, а шкивы заземляют?

2) Чем объяснить, что при промышленном изготовлении пороха его обволакивают порошком графита?

3) Антенны нередко электризуются движущимися массами пыли и сухого снега. Может ли это сказаться на работе радиоприемников?

4) Фотолюбитель перематывал в темноте пленку на катушку кассеты. Пленка легла свободно, и он стал ее натягивать, чтобы уплотнить намотку. В результате пленка оказалась засвеченной. Объясните причину этого явления.

Домашнее задание – заполните таблицу “Отчет об экскурсиях”, сделайте домашнюю викторину.

Вред электризации

Польза электризации

Аэродром

Ткацкая фабрика

Хлебозавод

Консервный завод

Лакокрасочный цех

Тепловая электростанция

Электроворсовый цех

Литература:

1 М.Н.Алексеева. Физика — юным. Книга для внеклассного чтения. Москва ”Просвещение” 1980.

2 И.И.Мокрова. Физика. 8 класс. Поурочные планы по учебнику А.В.Перышкина. Волгоград 2003.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here