1001 идея интересного занятия с детьми

УРОК-СОРЕВНОВАНИЕ

«ЗНАТОКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ»

Пешкова Елена Александровна, МАОУ лицей №82, учитель физики, г. Нижний Новгород

Предмет (направленность): физика.

Возраст детей: 8 класс.

Место проведения: класс.

Мероприятие проводится в 8 классе после изучения темы «Электрическая цепь и ее составляющие».

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Электрическая цепь и ее составные части. Схемы электрических цепей».

Вид урока: урок-соревнование «Знатоки электрических цепей».

Продолжительность: 45 минут

Цель урока: систематизировать и закрепить знания обучающихся по теме «Электрическая цепь и ее составные части».

Задачи урока:

образовательные:

  • проверить степень владения обучающимися знаниями условных обозначений, применяемых на электрических схемах;

  • сформировать умение читать электрические схемы; собирать электрические цепи по схеме; чертить электрические схемы по рисункам;

  • обеспечить отработку полученных знаний и умений; совершенствовать навыки решения задач разного типа и уровня.

развивающие:

  • создать условия для развития мышления (учить анализировать, обобщать и систематизировать,доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы);

  • создать условия для развития познавательного интереса и элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);

  • создать условия для развития групповой самоорганизации;

  • создать условия для развития коммуникативных способностей, умения логически излагать свои мысли.

воспитательные:

  • воспитывать положительную мотивацию к изучению физики; культуру умственного труда;

  • содействовать формированию у обучающихся умения совместной работы в группе при рациональном разделении труда, умения внимательно слушать учителя и друг друга; формирование способности эффективно использовать время на уроке;

  • воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников, уважительного отношения к мнению другого человека; личной ответственности за выполнение коллективной работы.

Диагностика умений и навыков:

К моменту проведения урока учащиеся овладели следующими знаниями, умениями и навыками:

  1. Знают понятия «Электрический ток», «Источник тока», виды источников тока: их устройство и принцип работы;

  2. Знают основные элементы электрической цепи и их условные обозначения на схемах;

  3. Умеют читать и составлять простейшие электрические схемы.

Методы обучения: частично-поисковые, эвристические.

Форма организации учебной деятельности: коллективная.

Оборудование: учебник «Физика 8», А.В.Перышкин [3]; дидактические материалы (пакеты с заданиями, карточки с условными обозначениями элементов на схемах); доска (интерактивная доска), мультимедийное обеспечение; приборы для сборки электрический цепи (3 комплекта): источник электропитания, резистор, лампочки – 2 шт., ключ – 2 шт., соединительные провода.

Структура урока:

Этап урока

Содержание

Время

1

Организационный момент

Приветствие участников соревнования;

Пояснение порядка проведения мероприятия.

5 мин

2

Повторение пройденного материала — разминка

Повторение условных обозначений, применяемых на схемах.

7 мин

3

Проведение соревнования

Получение пакетов с заданиями;

Выполнение заданий;

Проверка правильности выполнения заданий.

28 мин

4

Подведение итогов

Выводы по итогам соревнования;

Оценивание работы на уроке.

3 мин

5

Домашнее задание

Запись домашнего задания.

2 мин

Подготовка к мероприятию:

При подготовке к уроку учащиеся самостоятельно изучают информацию §33 учебника [3], выучивают условные обозначения, применяемые на схемах (рис.48), разбираются в правилах составления простейших электрических схем.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель приветствует участников соревнований и делит класс на 3 группы-команды (по рядам). В течение 1 минуты группа выбирает себе название и девиз. По истечении отведенного времени, команды взаимно приветствуют друг друга.

Далее учитель поясняет правила проведения соревнования:

  • Для проведения разминки команда должна представить одного участника – знатока условных обозначений, применяемых на схемах.

  • После проведения разминки участники каждой команды получают пакет, который содержит 7 заданий:

  1. Кроссворд на знание условных обозначений, применяемых на схемах:

По горизонтали:

По вертикали:

8.

1.

9.

2.

10.

3.

11.

4.

12.

5.

13.

6.

7.

Сетка и ответы:

3

Г

1

2

8

Р

Е

З

И

С

Т

О

Р

Г

З

Н

Р

А

Е

О

Ж

Р

4

М

И

А

П

9

А

К

К

У

М

У

Л

Я

Т

О

Р

О

Ы

О

Е

Г

Р

Д

7

О

О

Ф

В

Х

О

О

10

Б

А

Т

А

Р

Е

Я

Т

Р

А

11

Л

А

М

П

О

Ч

К

А

И

12

М

И

К

Р

О

Ф

О

Н

5

Э

Т

И

З

6

Л

Е

Т

В

К

Е

Л

13

Т

Е

Р

М

О

Э

Л

Е

М

Е

Н

Т

Ь

Л

Н

Ю

Е

Ь

О

Ч

Н

К

Т

  1. Ребус – при расшифровывании которого должно получиться слово, имеющее отношение к электрическим явлениям:

?

1

2

1

3

2

3

1

Ответ: ЭЛЕКТРОН

  1. Домино:

НАЧАЛО

Лампочка

Гальванический элемент

Пересечение проводов

Зажимы

Соединение проводов

Ключ

Звонок

Резистор

Нагревательный элемент

Плавкий предохранитель

Микрофон

Громкоговоритель

Фотоэлемент

Генератор

Батарея элементов

КОНЕЦ

  1. Задачи на умение объяснять принцип работы электрической цепи по схеме:

  1. Объясните действие электрической цепи, позволяющей с обоих концов длинного коридора включать и выключать электрическую лампочку, висящую на его середине. Провода от источника электрического тока присоединены к точкам a и b. [1]

  1. На рисунке дана схема звонковой цепи для связи между двумя пунктами. Нажатие кнопки в любом из пунктов вызывает действие звонка в другом пункте. Объяснить действие такой цепи. [1]

  1. Практическое задание по сборке электрической цепи из приборов, находящихся на столах учащихся:

Соберите электрические цепи по схемам:

Схема 1:

Схема 2:

  1. Задание на умение чертить схемы электрических цепей:

Зарисуйте схемы электрических цепей: [4]

Цепь 1:

Цепь 2:

  1. Задачи на умение читать электрические схемы:

Как надо соединить провода, чтобы подключение ламп соответствовало схемам? [2]

Схема 1:

Схема 2:

  • Полученные задания команда может выполнять как совместно, так и разделить их между участниками группы – продумайте, как рационально использовать отведенное время и способности участников.

  • Команда, которая даст правильный ответ на любое из заданий первой получает жетон. По количеству набранных жетонов и можно дать оценку работы группы.

  1. Повторение пройденного материала – разминка

Представители от каждой команды выходят к доске и получают задание. Из предложенных карточек (напечатаны на листах формата А4) выбрать:

Участник команды 1 ряда: все, что относится к источникам тока;

Участник команды 2 ряда: все, что относится к потребителям;

Участник команды 3 ряда: все, что относится к элементам управления и проводам.

Лампочка

Зажимы

Громкоговоритель

Нагревательный элемент

Гальванический элемент

Ключ

Фотоэлемент

Плавкий предохранитель

Соединение проводов

Звонок

Генератор

Микрофон

Пересечение проводов

Резистор

Батарея элементов

Причем нужно отождествить название и условное обозначение на схеме. Например: Лампочка -> .

По итогам разминки, участник, выбравший правильные карточки, получает 1 жетон для своей команды.

Примечание: если в классе есть интерактивная доска, то при проведении разминки можно воспользоваться ей. При этом карточки не распечатываются, а выводятся на экран.

  1. Проведение соревнования

Команды получают пакеты с заданиями. При выполнении задания участники команды поднимают руку и сообщают свой ответ учителю. Команда, которая первая даст правильный ответ, получает жетон. Если ответ неправильный, другая команда может попробовать свои силы в ответе на этот вопрос.

  1. Подведение итогов

Оценка работы учащихся, подсчет числа заработанных баллов (жетонов). Рефлексия: обсуждение мероприятия.

  1. Домашнее задание

§33, упражнение 13. [3]

Задача: Придумайте схему электрической цепи, состоящую из источника тока, двух лампочек, кнопки, электрического звонка и переключателя. Цепь предназначена для вызова хозяина дома или для получения информации, что хозяина дома нет. Цепь должна работать следующим образом. Когда переключатель находится в одном из фиксированных положений, то нажатие на кнопку должно привести в действие звонок и лампочку, освещающую табло с надписью «Сейчас открою, подождите». Если же переключатель находится в другом фиксированном положении, то нажатие на кнопку должно привести в действие другую лампочку, помещенную под табло с надписью «Хозяина нет дома». Звонок при этом не должен сработать. [1]

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Билимович Б.Ф., , Город издания, Физические викторины в средней школе. Пособие для учителей. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Просвещение, 1977.

  2. Грачев А.В., Погожин В.А., Боков П.Ю., Физика: 8 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.

  3. Перышкин А.В., Физика. 8кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

  4. Ханнанов Н. К., ЦОР «1С: Образование 4. Дом: физика, 8кл», «1С-Паблишинг», 2007−2009.

10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here