Методическая разработка
внеклассного мероприятия
для 3-4 классов
по теме «Энергоэффективность»
Цели и задачи: привлечение внимания учащихся к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов; создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии; развивать познавательную активности детей, стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.
Ход мероприятия.
1-й ученик. Внимание! Внимание!
2-й ученик. Мы начинаем наш праздник
1-й ученик: Мы сегодня очень рады
Всех на празднике встречать!
Всех гостей, учителей
Рады в зале принимать!
2-й ученик: Сегодня здесь будет особый урок,
Всем детям и взрослым полезный.
Объем наших знаний велик и широк,
Сейчас мы докажем Вам это.
Учитель. Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем сегодня пойдет речь.
Слайд 1.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это….? (электричество)
Учитель. Действительно за последнее время мы узнали много нового об электроэнергии, воде, тепле. И сегодня на празднике мы постараемся убедить всех в необходимости экономии тех благ, без которых наша жизнь была бы просто невозможна.
Учитель. Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)
Слайд 2.
Энергия — это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что-то поднять, нагреть, осветить. Ничто вокруг нас не совершается без участия энергии.
Учитель.
Человек изобрел много способов, заставляющих механические устройства делать полезную работу с помощью энергии: на верхние этажи домов воду поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию; согревают и освещают теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия и т.д. Неограниченное количество Энергии дает нам солнце. Каждую секунду наша планета получает около 50 млрд.кВт/ч солнечной энергии, что соответствует мощности 150 миллионов крупных электростанций.
— А кто знает, что такое электростанции? (Это крупные предприятия, которые вырабатывают электроэнергию)
— А зачем нам нужна электроэнергия? (Чтобы было тепло в домах, горел свет, …)
Учитель. Верно! Без энергетической подпитки невозможна любая жизнедеятельность, не двигаются автомобили, не горит свет, не работает отопление.
— Давайте представим, что в наших домах погаснет свет и совсем не будет электричества. Как вы думаете, хорошо нам будет с вами или нет? (Ответы детей)
— А как вы думаете, откуда берется электричество? (Ответы детей)
Учитель. Электростанции, которые вырабатывают для нас электричество, используют полезные ископаемые: уголь, нефть, природный газ.
— Подумайте и скажите, где мы встречаемся с электроэнергией? С электричеством? (Ответы детей)
Слайд 3.
Самая большая доля затрат энергии приходится на домашнее хозяйство, т.е. на удовлетворение наших потребностей (кухонные плиты, светильники, телевизоры, пылесосы, и т.д.), на промышленность, на транспорт.
Учитель. Солнце дает нашей Земле энергию, тепло. Энергия, полученная от солнца миллионы лет назад, сегодня возвращается к нам в виде угля и нефти. Но представьте себе, какое количество полезных ископаемых должны добывать люди, чтобы их хватало для электростанций, которые приносят в наши дома тепло и свет.
Известно, что запасы угля и нефти не бесконечны.
— Как вы думаете, ребята, можем ли мы с вами сэкономить полезные ископаемые, которые так нужны для работы электростанций, которые дают нам электроэнергию, так нужную нам? (Ответы детей)
— Да! Если каждый из нас будет экономить электричество в своих домах, не будет включать без необходимости электроприборы, то мы поможем сэкономить богатства нашей Земли (полезные ископаемые)
— Конечно, ученые работают и пытаются использовать солнечную энергию, т.е. ученые считают, что Солнце будет светить еще много миллиардов лет и обеспечивать жизнь на Земле. Уже известны различные возможности использования солнечной энергии. Например, солнечные коллекторы на крышах могут нагревать воду, а солнечные электростанции дают ток без загрязнения окружающей среды, но есть еще и много не решенных задач. Установки для сбора солнечной энергии очень дороги и дают мало энергии. Их строительство потребует гигантских площадей и большого количества материалов. И все же в будущем энергетический голод можно будет удовлетворить с помощью солнечного излучения, где Солнце светит всегда. Тогда нефть мы сэкономим для следующих поколений, а значит, поможем сохранить окружающую среду. В 2030 году только 6% наших энергетических потребностей можно удовлетворять, используя Солнце. Но если люди усовершенствуют технику, в 2130 году эта доля составит уже 70% , А Солнце по-прежнему будет дарить свою животворную силу.
Учитель: — Прочитайте вопросы, записанные на экране.
Слайд 4.
« Какова роль энергии в жизни человека?»
«Как сохранить энергетические ресурсы?» ).
— Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию.
— А что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)
Слайд 5.
Энергосбережение — это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о наших детях.
Учитель. И одно из таких решений — это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.
Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? В этом нам поможет всезнающий человечек Электроша и конечно вы, ребята.
Выходит Электроша.
Электроша: Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.
Слайд 6.
На экране картинка с изображением крана, из крана льется вода.
Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём — и литрами губим.
Знай, экономя водицу–сестрицу,
Ты дашь возможность потомкам напиться.
Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды — это всего лишь дело привычки.
Учитель. Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:
-
Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.
-
Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.
-
А главное — не забывайте выключать воду!
Электроша: Три простых правила — и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.
Учитель: Вот этот предмет
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом.
(Лампочка)
Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)
Электроша:
Слайд 7.
На экране картинка с изображением ярко светящейся лампочки.
Лампа сутки погорит –
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?
Учитель: Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)
Электроша: Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 — 15% ярче грязной, запыленной. И еще – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.
Учитель: Из ванной комнаты мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей требующих нашего внимания.
Полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
(Холодильник)
Слайд 8.
На экране картинка с изображением холодильника.
Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)
Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
«Работать трудно, — говорит, —
Если толстый лёд висит»
Учитель: Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). Послушайте, что нам расскажет Электроша.
Электроша: Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.
Учитель: Ну а эта вещь на кухне просто незаменима. Кто в доме хозяин и умеет экономно пользоваться плитой? (Ответы детей)
Слайд 9.
На экране картинка с изображением электрической плиты.
Предложу один секрет —
Экономный дам рецепт:
Печь включи. Закипит —
Отключи и чуть-чуть
Повремени…
Медленно еда кипит,
Электричество хранит.
Электроша: На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт – часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.
Учитель: Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще две вещи необходимые в доме.
Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг)
Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)
Слайд 10.
На экране картинка с изображением утюга.
И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.
Электроша: Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна «мелочь»: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.
Учитель: Эта вещь девочкам знакома точно.
Слайд 12.
Наэкране картинка с изображением фена.
Фен пыхтит, шумит, гудит,
Угодить он всем желает.
А ты под солнцем голову просуши,
Пусть фен лучше отдыхает.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему лучше волосы сушить естественным способом? (Ответы детей)
Электроша: Горячий воздух, исходящий из фена, не очень-то хорошо влияет на волосы: он делает их сухими и ломкими. Может, лучше, если некуда спешить, просушить волосы под солнцем? Так сохранишь здоровье своих волос и несколько киловатт электроэнергии.
Учитель: Сейчас — зима. А мы с вами путешествуем по теплой квартире. Так вот
Чтоб холодная зима
Не прокралась к нам в дома,
Вы окошки утеплите –
И в тепле себе живите!
Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших квартирах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло? (Ответы детей) Как мы можем сохранить тепло в наших домах? (Ответы детей)
Слайд 13
На экране картинка с изображением девочки. Она плотно закрывает окна.
Учитель: А вот для вас небольшой тест:
-
Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?
-
Вы не забываете закрывать двери в подъезде?
-
Вы не держите форточки постоянно открытыми?
-
На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тепло?
-
У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?
Электроша: Раз вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил «нет», этот тест послужит руководством к действию.
1-й ученик. Запомните, ребята!
Нам электричество надо беречь!
И всюду его понапрасну не жечь!
2-й ученик. Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть.
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.
Дети поют на мотив песни «Если с другом вышел в путь»
Я энергию, друзья,
Берегу серьезно.
Если знаю, что ее.
Получить так сложно
Припев:
Что мне снег, что мне зной
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной.
С электричеством на Ты
Будем вместе с Вами
Если свет гореть не будет.
Днями и ночами.
Припев:
Подведение итогов творческих работ на тему «Энергосбережение». Вручение грамот.
Электроша. А теперь я хочу предложить вам разгадать кроссворды и решить задачи по энергосбережению.
Конкурс «Разгадай кроссворд»
1 – я команда (3 класс)
Кроссворд №1
Загадки «Электричество в нашем доме»
-
2
3
1
4
1
2
3
4
По горизонтали:
-
Влез на стол он из-под лавки, осмотрелся на подставке, гибким хвостиком вильнул, складки с галстука слизнул
-
Очень строгий контролёр со стены глядит в упор, смотрит, не моргает: стоит только свет зажечь или включить в розетку печь – всё на ус мотает
-
Есть у нас в квартире робот, у него огромный хобот, любит робот чистоту и гудит, как лайнер «Ту»
-
В доме комната гуляет, никого не удивляет
По вертикали:
-
Полюбуйся, посмотри – полюс северный внутри! Там сверкает снег и лёд, там сама зима живёт
-
К дальним сёлам, городам кто идёт по проводам? Светлое величество! Это . . . .
-
Она снаружи вроде груши, висит без дела днём, а ночью освещает дом
-
Что за чудо? Что за ящик? Сам — певец и сам – рассказчик, и к тому же заодно демонстрирует кино
По горизонтали: 1.утюг, 2.электросчётчик, 3.пылесос, 4.лифт.
По вертикали: 1.холодильник, 2.электричество, 3.лампочка, 4.телевизор.
2 – я команда (4 класс)
Кроссворд №2
«Электроприборы в нашем доме»
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
| ||
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
| ||||||||||
|
| 2 |
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
| 7 |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
|
|
|
|
По горизонтали:
-
Поможет накипятить воду
-
«Добывает» из фруктов, овощей сок
-
«Голубой огонёк» в квартире
-
Копирует изображение, текст
-
Можем смотреть фильмы по желанию
-
Пробуравит отверстие в чём-либо
-
Все морщинки на ткани разгладит
По вертикали:
-
Соединит, сварит вместе металлические детали
-
И в жару сохраняет продукты свежими
-
Знает обо всём на свете
-
Превращает зёрна в порошок
-
«Брат» холодильника
-
Где прошёл – там пыли нет, пыль и сор его обед
По горизонтали: 1.кипятильник, 2.соковыжималка, 3.телевизор, 4.ксерокс, 5.видиомагнитофон, 6.дрель, 7.утюг.
По вертикали: 1.паяльник, 2.холодильник, 3.компьютер, 4.кофемока, 5.морозильник, 6.пылесос.
Задачи Электроши
1. Предыдущее показание счётчика в домике Кроша составило 360 кВт•ч, а последнее— 500 кВт•ч. Сколько денег должен заплатить Крош за электроэнергию, если 1 кВт• ч стоит 100 сказочных рублей? (14000 сказочных рублей)
2. За 1 час беспрерывно горящих лампочек нужно заплатить 2800 рублей. Сколько нужно заплатить за свет, если он горит 10 часов? (28000 рублей)
3. Одна люминесцентная лампочка за год потребляет 44 кВт•ч энергии. 1 лампа накаливания за тот же период потребляет 263 кВт•ч энергии. Сколько кВт•ч энергии сэкономит семья, которая вместо трёх ламп накаливания использует три люминесцентные лампочки?
4.Маша, уезжая с родителями в деревню на две недели, забыла выключить в своей комнате свет. За это время расходовалось 12 кВт•ч энергии. Сколько денег потеряла Машина семья, если 1 кВт•ч стоит 90 к?
Дети поют “Гимн энергосбережению” (на мотив песни “Будьте здоровы…”
Будьте здоровы,
Живите богато
Пусть будет всегда
У Вас светлая хата
Энергию строго
Вы всю берегите
Часы, киловаты
напрасно не жгите
Как зимней порою
Завоют метели,
Заклейте старательно
Окна и двери.
Пусть в ваших домах
Прозрачной струею
Бьют краны
С холодной и теплой водою
Гостей встречать
Всегда мы рады
Так помните наши
Простые наказы.
Учитель. Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это «завтра»? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее – парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!
Подведение итогов. Рефлексия.
Какие меры будем принимать для сбережения энергии? (Ответы детей)
Учитель: Сегодня на классном часе мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: «Какова роль энергии в жизни человека?» и «Как сохранить энергетические ресурсы и бережно использовать их?» (Ответы детей)
— А какие советы дадите вы своим друзьям и нашим гостям?
Слайд 14.
На экране появляются плакаты:
-
Уходишь из дома – погаси свет!
-
Не включай свет, когда солнце светит и в комнате светло.
-
Если ты учишь уроки за столом, включи настольную лампу и выключи верхний свет.
-
Чаще протирайте лампочки и плафоны.
-
Используйте энергосберегающие лампы.
Используемая литература:
1.Журнал «Начальная школа», №4, 2008
2.Энергия вокруг нас: Учебный модуль. — Брянск: БРОО «Виола», 2003.
3.Грачева, Е. Энергосбережение для всех и каждого /Е. Грачева. — Челябинск, ОГУП «Энергосбережение».2002.