Барышенская Е. Н. МОУ «Дубовская СОШ Белгородского района Белгородской области»

КОНТРОЛИРУЕМ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Барышенская Е. Н

Данный урок физики является заключительным по теме «Основы молекулярно-кинетической теории». В течение урока учащимся предлагается выполнить пять заданий, уровень сложности которых они выбирают в начале урока самостоятельно.

Физика, 10 класс 1 четверть

Тема зачета на уроке: Основы молекулярно-кинетической теории.

Тип урока: Зачетный урок.

Цель урока:

  • повторить и обобщить материал по теме «Основы молекулярно-кинетической теории »,

  • оценить знания учащихся.

Задачи урока:

  • Дать возможность учащимся самостоятельно выбрать уровень сложности предлагаемых заданий по теме «Основы молекулярно-кинетической теории».

  • Выявить недостатки в знаниях и способах действий учащихся.

  • Обеспечить развитие у школьников способности к самостоятельным оценочным действиям.

  • Дать качественную оценку работы учащихся.

Оборудование: индивидуальные пакеты с дифференцированными заданиями.

Этапы урока:

  1. Организационный: настрой на работу.

  2. Самостоятельное выполнение контрольного задания.

  3. Физкультминутка.

  4. Самоконтроль.

  5. Анализ и коррекция.

  6. Этап подведения итогов учебного занятия.

  7. Этап рефлексии.

Ход урока

  1. Организационный этап.

  • Подготовка учащихся к работе на уроке. Обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на учебном занятии.

  • Психологическая подготовка учащихся к зачётной работе.

  • Раскрытие общей цели урока и ознакомление учащихся с планом работы.

  • Выбор учащимися уровня сложности предлагаемых заданий, получение индивидуального пакета с заданиями.

  1. Самостоятельное выполнение контрольного задания.

Задание №1: Проверка знания величин, единиц измерения и формул.

Учащимся предлагается заполнить таблицу, учитывая, что на «удовлетворительно» заполняется 1-4 строки, на «хорошо» заполняется 1-6 строки, на «отлично» 1-8 строки. В таблице на доске правильные ответы закрыты бумагой.

наименование величины

обозначение

формула

единица

измерения

1

Количество вещества

2

Молярная масса

3

Молекулярная масса

4

Масса вещества

5

Число молекул

6

Постоянная Авогадро

7

Давление газа

8

Относительная молекулярная масса

Задание №2: Физический диктант «Закончи фразу».

Учащимся предлагается закончить фразу. На «удовлетворительно» — с 1 по 3, На «хорошо» — с 1 по 4, На «отлично» — с 1 по 5.

В основе молекулярно-кинетической теории лежат три экспериментально доказанных положения…

    1. Предположение, что все тела состоят из отдельных неделимых частиц, высказывалось…

    2. Беспорядочное движение молекул доказывается наблюдением…

    3. Броуновское движение – это…

    4. Опыт со свинцовыми цилиндрами доказывает, что…

Задание №3: Решение общей задачи соответствующей сложности.

Учащимся предлагается решить задачу выбранной сложности, условие которой заранее написано на доске.

«Удовлетворительно» — определите массу молекулы кислорода.

«Хорошо» — определите массу молекулы SO2.

«Отлично» — масса 14,92•105 молекул инертного газа составляет 5 кг. Какой это газ?

Задание №4: Решение индивидуальной задачи.

Учащимся предлагается решить индивидуальную задачу выбранной сложности. Примеры задач:

«Удовлетворительно» —

  1. Рассчитайте число атомов в железном шарике массой 50г.

  2. Рассчитайте число атомов в куске свинца массой 1кг.

  3. Какое количество вещества содержится в железной отливке массой 5,6кг?

  4. Какое количество вещества содержится в медной отливке массой 128г?

  5. Сколько молекул содержится в углекислом газе массой 2г?

  6. Сколько молекул содержится в гелии массой 2г?

«Хорошо» —

  1. В баллоне объёмом 5•10-3м3 находится 1моль газа. Какова концентрация молекул в баллоне?

  2. Определить количество вещества и число молекул, содержащих 440г. углекислого газа.

  3. Определить количество вещества и число молекул, содержащихся в 320г. кислорода.

  4. В колбе содержится 5•1025 атомов гелия. Какова средняя кинетическая энергия каждого атома, если давление в колбе 105Па, а объём колбы 2л.

  5. Определите число атомов в 2м3 меди, если его плотность 9000кг/м3.

«Отлично» —

  1. Как изменится давление газа, если средняя квадратичная скорость его молекул возрастёт в 2 раза?

  2. Как изменится давление газа, если средняя квадратичная скорость его молекул возрастёт в 10 раза?

  3. Как изменится давление газа, если средняя квадратичная скорость его молекул уменьшится в 15 раза?

  4. В запертом сосуде давление газа возросло в 3 раза. Как изменилась средняя кинетическая энергия молекул?

  5. В запертом сосуде давление газа возросло в 2 раза. Как изменилась средняя кинетическая энергия молекул?

  6. В запертом сосуде давление газа уменьшилось в 3 раза. Как изменилась средняя кинетическая энергия молекул?

Задание №5: Творческое задание «Собери решение задачи».

Учащимся предлагается по конверту, в котором находится текст задачи. Каждый конверт имеет свой номер. Задача решена, но каждое действие решения находится на отдельной небольшой карточке. Каждая карточка пронумерована. Учащимся предлагается сложить карточки в нужной последовательности так, чтобы получилось верное решение задачи и в ответе выписать номера этих карточек. Для более объективной оценки знаний учащихся некоторые карточки содержат ошибки.

Всем учащимся, выбравшим одинаковый уровень сложности, предлагается одна и та же задача, но учеников данного уровня, как правило, несколько, поэтому во избежание списывания учитель заранее нумерует карточки решения задачи по-разному. Учитель имеет верную комбинацию цифр для каждого варианта, поэтому может легко проверить правильность решения задач.

На «отлично»: Каково давление газа, если средняя квадратичная скорость его молекул 600м/с, а его плотность 1,4кг/м3?

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

1.

P=2/3nE

8.

P=2/3nE

P=2/3nE

2.

n=N/V

4.

n=N/V

1.

n=N/V

3.

m=m0N

2.

m=m0N

9.

m=m0N

4. n=N/m/ρ=Nm

1. n=N/m/ρ=Nm/ρ

3. n=N/m/ρ=Nm/ρ

5.

P=1/3m02

6.

P=1/3m02

10.

P=1/3m02

6.

V=m/ρ

7.

V=m/ρ

11.

V=m/ρ

7.

n=N/m/ρ=Nρ/m

5. n=N/m/ρ=Nρ/m

6. n=N/m/ρ=Nρ/m

8. P=1/3•1,4•600=

280(Па)

3.

P=1/3•1,4•600=

280(Па)

5.

P=1/3•1,4•600=

280(Па)

9.

P=1/3m0N/mρυ2

10. P=1/3m0N/mρυ2

7. P=1/3m0N/mρυ2

10.

P=1/3ρυ2

11.

P=1/3ρυ2

4.

P=1/3ρυ2

11. P=1/3•1,4•6002=

178(кПа)

9. P=1/3•1,4•6002=

178(кПа)

8. P=1/3•1,4•6002=

178(кПа)

Ошибки: 1, 4, 8,

Ошибки: 8, 1, 3,

Ошибки: 2, 3, 5,

Ответ:

5,2,6,7,9,3,10,11

Ответ:

6,4,7,5,10,2,11,9

Ответ:

10,1,11,6,7,9,4,8

На «хорошо»: Вычислите средний квадрат скорости движения молекул газа, если его масса 3кг., объём 6л. и давление 200кПа.

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

1.

n=V/N

8.

n=V/N

2.

n=V/N

2.

P=1/3m02

4.

P=1/3m02

1.

P=1/3m02

3.

P=2/3nE

2.

P=2/3nE

9.

P=2/3nE

4.

υ2=3PV/m

1.

υ2=3PV/m

3.

υ2=3PV/m

5.

υ2=3P/m0n

6.

υ2=3P/m0n

10.

υ2=3P/m0n

6.

n=N/V

7

n=N/V

8.

n=N/V

7.

υ2=m0N/3PV

5.

υ2=m0N/3PV

6.

υ2=m0N/3PV

8.

υ2=3PV/m0n

3.

υ2=3PV/m0n

5.

υ2=3PV/m0n

9.

υ2=3•2•105•6/3=

12•105(m2/c2)

10. υ2=3•2•105•6/3=

12•105(m2/c2)

7.

υ2=3•2•105•6/3=

12•105(m2/c2)

10.

υ2=3•2•105/6•3=

0,3•105(m2/c2)

9. υ2=3•2•105/6•3=

0,3•105(m2/c2)

4.

υ2=3•2•105/6•3=

0,3•105(m2/c2)

Ошибки:

1, 3, 7, 10

Ошибки:

8, 2, 5, 9

Ошибки:

2, 9, 6, 4

Ответ:

2, 5, 6, 8, 4,9

Ответ:

4, 6, 7, 3, 1, 10

Ответ:

1, 10, 8, 5, 3,7

Пример задачи:

На «удовлетворительно»: Какова средняя квадратичная скорость движения молекул газа, если имея массу 3кг., он занимает объём 6м3 при давлении 200кПа?

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

1. ρ=V/m

8. ρ=V/m

2. ρ=V/m

2. P=1/3mυ2/V

4. P=1/3mυ2/V

1. P=1/3mυ2/V

3. P=1/3ρυ2

2. P=1/3ρυ2

4. P=1/3ρυ2

4. υ2=3mV/P

1. υ2=3mV/P

3. υ2=3mV/P

5. υ2=3•2•105•6/3=

12•105(m2/c2)

6. υ2=3•2•105•6/3=

12•105(m2/c2)

7. υ2=3•2•105•6/3=

12•105(m2/c2)

6. υ2=3PV/m

3. υ2=3PV/m

8. υ2=3PV/m

7. ρ= m /V

5. ρ= m /V

6. ρ= m /V

8. P=1/3m02

7. P=1/3m02

5. P=1/3m02

Ошибки: 1, 4, 8.

Ошибки: 8, 1, 7

Ошибки: 2, 3, 5

Ответ: 3, 7, 2, 6, 5.

Ответ: 2, 5, 4, 3, 6

Оответ: 4, 6, 1, 8, 7

3. Физкультминутка прерывает выполнение заданий в связи с его большим объемом и проводится на 20 минуте урока

С учащимся проводится разминка для глаз. В кабинете физики на одной из стен имеются изображения трёх голубей разного цвета. Под спокойную музыку учащимся предлагается зафиксировать внимание на одном из них, затем закрыть глаза, медленно повернуть голову и мысленно перенести изображение голубя на противоположную стену. То же самое проделывается с остальными изображениями голубей. Тем самым обеспечивается отдых глазам и головному мозгу.

4. Самоконтроль

После выполнения заданий учащиеся переходят к самоконтролю. Учитель на доске открывает ранее закрытые графы таблицы. Учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения задания, вносят коррективы в неверные записи.

Задание № 2,4,5 проверяются учителем после урока.

5. Анализ и коррекция

Учитель открывает обратную сторону доски, на которой приводится решение задания №3. Учащиеся парами меняются тетрадями и проверяют друг друга по образцу.

6-7. Рефлексия, подведение итогов

В пакетах с заданиями находятся карточки «Оцени свою работу». Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке по трёх-балльной шкале. — — Необходимо поставить точки на предложенных радиусах окружности.

— Точка, лежащая ближе к центру, означает «плохо»,

— на окружности – «хорошо»,

— между ними – «средне».

Затем предлагается соединить точки между собой и оценить площадь полученной фигуры. Чем больше площадь, тем лучше учащиеся подготовлены к уроку.

Пример карточки «Оцени свою работу»

А

Б

С

Д

О

ОА – степень твоей подготовки к уроку

ОБ – степень твоей самостоятельности

ОС – степень твоей работоспособности

ОД – степень усвоения материала

Резюме:

Предложенная форма проведения зачетного урока позволяет объективно оценить знания учащихся, самостоятельно выбрать им уровень сложности заданий, а также развивает интерес к изучению физики. Применение в старших классах зачетной системы контроля знаний совершенствует развитию самооценок и самоконтроля.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here