Барышенская Е. Н. МОУ «Дубовская СОШ Белгородского района Белгородской области»
КОНТРОЛИРУЕМ ЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Барышенская Е. Н
Данный урок физики является заключительным по теме «Основы молекулярно-кинетической теории». В течение урока учащимся предлагается выполнить пять заданий, уровень сложности которых они выбирают в начале урока самостоятельно.
Физика, 10 класс 1 четверть
Тема зачета на уроке: Основы молекулярно-кинетической теории.
Тип урока: Зачетный урок.
Цель урока:
-
повторить и обобщить материал по теме «Основы молекулярно-кинетической теории »,
-
оценить знания учащихся.
Задачи урока:
-
Дать возможность учащимся самостоятельно выбрать уровень сложности предлагаемых заданий по теме «Основы молекулярно-кинетической теории».
-
Выявить недостатки в знаниях и способах действий учащихся.
-
Обеспечить развитие у школьников способности к самостоятельным оценочным действиям.
-
Дать качественную оценку работы учащихся.
Оборудование: индивидуальные пакеты с дифференцированными заданиями.
Этапы урока:
-
Организационный: настрой на работу.
-
Самостоятельное выполнение контрольного задания.
-
Физкультминутка.
-
Самоконтроль.
-
Анализ и коррекция.
-
Этап подведения итогов учебного занятия.
-
Этап рефлексии.
Ход урока
-
Организационный этап.
-
Подготовка учащихся к работе на уроке. Обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на учебном занятии.
-
Психологическая подготовка учащихся к зачётной работе.
-
Раскрытие общей цели урока и ознакомление учащихся с планом работы.
-
Выбор учащимися уровня сложности предлагаемых заданий, получение индивидуального пакета с заданиями.
-
Самостоятельное выполнение контрольного задания.
Задание №1: Проверка знания величин, единиц измерения и формул.
Учащимся предлагается заполнить таблицу, учитывая, что на «удовлетворительно» заполняется 1-4 строки, на «хорошо» заполняется 1-6 строки, на «отлично» 1-8 строки. В таблице на доске правильные ответы закрыты бумагой.
наименование величины | обозначение | формула | единица измерения | |
1 | Количество вещества |
|
|
|
2 | Молярная масса |
|
|
|
3 | Молекулярная масса |
|
|
|
4 | Масса вещества |
|
|
|
5 | Число молекул |
|
|
|
6 | Постоянная Авогадро |
|
|
|
7 | Давление газа |
|
|
|
8 | Относительная молекулярная масса |
|
|
|
Задание №2: Физический диктант «Закончи фразу».
Учащимся предлагается закончить фразу. На «удовлетворительно» — с 1 по 3, На «хорошо» — с 1 по 4, На «отлично» — с 1 по 5.
В основе молекулярно-кинетической теории лежат три экспериментально доказанных положения…
-
Предположение, что все тела состоят из отдельных неделимых частиц, высказывалось…
-
Беспорядочное движение молекул доказывается наблюдением…
-
Броуновское движение – это…
-
Опыт со свинцовыми цилиндрами доказывает, что…
Задание №3: Решение общей задачи соответствующей сложности.
Учащимся предлагается решить задачу выбранной сложности, условие которой заранее написано на доске.
«Удовлетворительно» — определите массу молекулы кислорода.
«Хорошо» — определите массу молекулы SO2.
«Отлично» — масса 14,92•105 молекул инертного газа составляет 5 кг. Какой это газ?
Задание №4: Решение индивидуальной задачи.
Учащимся предлагается решить индивидуальную задачу выбранной сложности. Примеры задач:
«Удовлетворительно» —
-
Рассчитайте число атомов в железном шарике массой 50г.
-
Рассчитайте число атомов в куске свинца массой 1кг.
-
Какое количество вещества содержится в железной отливке массой 5,6кг?
-
Какое количество вещества содержится в медной отливке массой 128г?
-
Сколько молекул содержится в углекислом газе массой 2г?
-
Сколько молекул содержится в гелии массой 2г?
«Хорошо» —
-
В баллоне объёмом 5•10-3м3 находится 1моль газа. Какова концентрация молекул в баллоне?
-
Определить количество вещества и число молекул, содержащих 440г. углекислого газа.
-
Определить количество вещества и число молекул, содержащихся в 320г. кислорода.
-
В колбе содержится 5•1025 атомов гелия. Какова средняя кинетическая энергия каждого атома, если давление в колбе 105Па, а объём колбы 2л.
-
Определите число атомов в 2м3 меди, если его плотность 9000кг/м3.
«Отлично» —
-
Как изменится давление газа, если средняя квадратичная скорость его молекул возрастёт в 2 раза?
-
Как изменится давление газа, если средняя квадратичная скорость его молекул возрастёт в 10 раза?
-
Как изменится давление газа, если средняя квадратичная скорость его молекул уменьшится в 15 раза?
-
В запертом сосуде давление газа возросло в 3 раза. Как изменилась средняя кинетическая энергия молекул?
-
В запертом сосуде давление газа возросло в 2 раза. Как изменилась средняя кинетическая энергия молекул?
-
В запертом сосуде давление газа уменьшилось в 3 раза. Как изменилась средняя кинетическая энергия молекул?
Задание №5: Творческое задание «Собери решение задачи».
Учащимся предлагается по конверту, в котором находится текст задачи. Каждый конверт имеет свой номер. Задача решена, но каждое действие решения находится на отдельной небольшой карточке. Каждая карточка пронумерована. Учащимся предлагается сложить карточки в нужной последовательности так, чтобы получилось верное решение задачи и в ответе выписать номера этих карточек. Для более объективной оценки знаний учащихся некоторые карточки содержат ошибки.
Всем учащимся, выбравшим одинаковый уровень сложности, предлагается одна и та же задача, но учеников данного уровня, как правило, несколько, поэтому во избежание списывания учитель заранее нумерует карточки решения задачи по-разному. Учитель имеет верную комбинацию цифр для каждого варианта, поэтому может легко проверить правильность решения задач.
На «отлично»: Каково давление газа, если средняя квадратичная скорость его молекул 600м/с, а его плотность 1,4кг/м3?
Вариант №2 | Вариант №3 | |
1. P=2/3nE
| 8. P=2/3nE
| P=2/3nE
|
2. n=N/V | 4. n=N/V
| 1. n=N/V
|
3. m=m0N | 2. m=m0N
| 9. m=m0N
|
4. n=N/m/ρ=Nm/ρ | 1. n=N/m/ρ=Nm/ρ
| 3. n=N/m/ρ=Nm/ρ |
5. P=1/3m0nυ2 | 6. P=1/3m0nυ2
| 10. P=1/3m0nυ2 |
6. V=m/ρ | 7. V=m/ρ | 11. V=m/ρ
|
7. n=N/m/ρ=Nρ/m
| 5. n=N/m/ρ=Nρ/m
| 6. n=N/m/ρ=Nρ/m |
8. P=1/3•1,4•600= 280(Па) | 3. P=1/3•1,4•600= 280(Па) | 5. P=1/3•1,4•600= 280(Па) |
9. P=1/3m0N/mρυ2 | 10. P=1/3m0N/mρυ2 | 7. P=1/3m0N/mρυ2 |
10. P=1/3ρυ2 | 11. P=1/3ρυ2 | 4. P=1/3ρυ2 |
11. P=1/3•1,4•6002= 178(кПа)
| 9. P=1/3•1,4•6002= 178(кПа)
| 8. P=1/3•1,4•6002= 178(кПа)
|
Ошибки: 1, 4, 8, | Ошибки: 8, 1, 3, | Ошибки: 2, 3, 5,
|
Ответ: 5,2,6,7,9,3,10,11 | Ответ: 6,4,7,5,10,2,11,9 | Ответ: 10,1,11,6,7,9,4,8 |
На «хорошо»: Вычислите средний квадрат скорости движения молекул газа, если его масса 3кг., объём 6л. и давление 200кПа.
Вариант №2 |
Вариант №3 | |
1. n=V/N
| 8. n=V/N
| 2. n=V/N
|
2. P=1/3m0nυ2
| 4. P=1/3m0nυ2
| 1. P=1/3m0nυ2
|
3. P=2/3nE
| 2. P=2/3nE
| 9. P=2/3nE
|
4. υ2=3PV/m
| 1. υ2=3PV/m
| 3. υ2=3PV/m
|
5. υ2=3P/m0n | 6. υ2=3P/m0n | 10. υ2=3P/m0n |
6. n=N/V
| 7 n=N/V
| 8.
n=N/V
|
7. υ2=m0N/3PV
| 5. υ2=m0N/3PV
| 6. υ2=m0N/3PV
|
8. υ2=3PV/m0n
| 3. υ2=3PV/m0n
| 5. υ2=3PV/m0n
|
9. υ2=3•2•105•6/3= 12•105(m2/c2) | 10. υ2=3•2•105•6/3= 12•105(m2/c2) | 7. υ2=3•2•105•6/3= 12•105(m2/c2) |
10. υ2=3•2•105/6•3= 0,3•105(m2/c2) | 9. υ2=3•2•105/6•3= 0,3•105(m2/c2) | 4. υ2=3•2•105/6•3= 0,3•105(m2/c2) |
Ошибки: 1, 3, 7, 10 | Ошибки: 8, 2, 5, 9 | Ошибки: 2, 9, 6, 4 |
Ответ: 2, 5, 6, 8, 4,9 | Ответ: 4, 6, 7, 3, 1, 10 | Ответ: 1, 10, 8, 5, 3,7
|
Пример задачи:
На «удовлетворительно»: Какова средняя квадратичная скорость движения молекул газа, если имея массу 3кг., он занимает объём 6м3 при давлении 200кПа?
Вариант №2 | Вариант №3 | |
1. ρ=V/m
| 8. ρ=V/m
| 2. ρ=V/m
|
2. P=1/3mυ2/V
| 4. P=1/3mυ2/V
| 1. P=1/3mυ2/V
|
3. P=1/3ρυ2
| 2. P=1/3ρυ2
| 4. P=1/3ρυ2
|
4. υ2=3mV/P
| 1. υ2=3mV/P
| 3. υ2=3mV/P
|
5. υ2=3•2•105•6/3= 12•105(m2/c2) | 6. υ2=3•2•105•6/3= 12•105(m2/c2) | 7. υ2=3•2•105•6/3= 12•105(m2/c2) |
6. υ2=3PV/m
| 3. υ2=3PV/m
| 8. υ2=3PV/m
|
7. ρ= m /V
| 5. ρ= m /V
| 6. ρ= m /V
|
8. P=1/3m0nυ2
| 7. P=1/3m0nυ2
| 5. P=1/3m0nυ2
|
Ошибки: 1, 4, 8. | Ошибки: 8, 1, 7 | Ошибки: 2, 3, 5
|
Ответ: 3, 7, 2, 6, 5. | Ответ: 2, 5, 4, 3, 6 | Оответ: 4, 6, 1, 8, 7 |
3. Физкультминутка прерывает выполнение заданий в связи с его большим объемом и проводится на 20 минуте урока
С учащимся проводится разминка для глаз. В кабинете физики на одной из стен имеются изображения трёх голубей разного цвета. Под спокойную музыку учащимся предлагается зафиксировать внимание на одном из них, затем закрыть глаза, медленно повернуть голову и мысленно перенести изображение голубя на противоположную стену. То же самое проделывается с остальными изображениями голубей. Тем самым обеспечивается отдых глазам и головному мозгу.
4. Самоконтроль
После выполнения заданий учащиеся переходят к самоконтролю. Учитель на доске открывает ранее закрытые графы таблицы. Учащиеся самостоятельно проверяют правильность выполнения задания, вносят коррективы в неверные записи.
Задание № 2,4,5 проверяются учителем после урока.
5. Анализ и коррекция
Учитель открывает обратную сторону доски, на которой приводится решение задания №3. Учащиеся парами меняются тетрадями и проверяют друг друга по образцу.
6-7. Рефлексия, подведение итогов
В пакетах с заданиями находятся карточки «Оцени свою работу». Учащимся предлагается оценить свою работу на уроке по трёх-балльной шкале. — — Необходимо поставить точки на предложенных радиусах окружности.
— Точка, лежащая ближе к центру, означает «плохо»,
— на окружности – «хорошо»,
— между ними – «средне».
Затем предлагается соединить точки между собой и оценить площадь полученной фигуры. Чем больше площадь, тем лучше учащиеся подготовлены к уроку.
Пример карточки «Оцени свою работу»
А
Б
С
Д
О
ОА – степень твоей подготовки к уроку
ОБ – степень твоей самостоятельности
ОС – степень твоей работоспособности
ОД – степень усвоения материала
Резюме:
Предложенная форма проведения зачетного урока позволяет объективно оценить знания учащихся, самостоятельно выбрать им уровень сложности заданий, а также развивает интерес к изучению физики. Применение в старших классах зачетной системы контроля знаний совершенствует развитию самооценок и самоконтроля.