Автор Казятин Александр Михайлович
ГБОУ СОШ с. Новодевичье
муниципального района Шигонский Самарской области
Учитель физкультуры и ОБЖ.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «СПРИНТЕРСКИЙ БЕГ»
6 КЛАСС
Раздел программы: Лёгкая атлетика.
Тема урока: Спринтерский бег.
Цель: Развитие скоростных индивидуальных качеств обучающихся.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Обучение технике спринтерского бега – низкого старта, стартового разгона, бега по дистанции.
2. Совершенствование техники бега на короткие дистанции.
Воспитательные:
-
Воспитание дисциплинированности, коммуникативности, толерантности.
-
Воспитание потребности и умения сознательно применять различные упражнения в целях укрепления своего здоровья.
-
Воспитание чувства ответственности, самостоятельности.
Оздоровительные:
1.Формирование мотивации к здоровому образу жизни.
2. Развитие быстроты, ловкости, внимания, координации движений с помощью общеразвивающих упражнений.
Продолжительность: урок 40 мин.
Место проведения: спортивная площадка школы.
Вид урока: образовательно-обучающий и индивидуальной направленности.
Тип урока: обучающий.
Метод проведения: индивидуальный, групповой, фронтальный, поточный, одновременно- поточный, игровой.
Оборудование и инвентарь:
1) мячи набивные- 6 шт.;
2) секундомер – 1 шт.;
3) ноутбук — 1 шт;
4) проектор – 1 шт.
Список литературы:
1. Учебник по физической культуре для учащихся 5,6,7 классов
под редакцией Виленского М.Я. — Москва, изд. «Просвещение», 2007;
2. Бондаренкова Т.В. , Коваленко Н.И. , Уточкин А.Ю. Поурочные планы для преподавателя физической культуры. Волгоград, изд. «Учитель»,2005г;
3. Погадаев Г.И.. Настольная книга учителя физической культуры. Москва, изд. «Просвещение», 2003;
4. Лях В.И. Тестовый контроль на уроках физической культуры в 5-9 классах. — Москва, изд. «Просвещение»,2007.
План урока:
Этап урока | Время (в мин.) | |
1. | Подготовительная часть | 14 |
2. | Основная часть
| 20 |
3. | Заключительная часть | 6 |
| ИТОГО | 40 |
Содержание материала урока и его этапы
Деятельность учащихся | Задачи этапов урока | Дозировка | Организационно-методические рекомендации | |
Подготовительная часть 14 мин
| ||||
1.Построение в одну шеренгу.
2.Сообщение задач урока.
3.Подсчёт ЧСС. | Физорг класса сдаёт рапорт учителю о готовности класса к уроку. Выполнение команд учителя. Измерение ЧСС по пульсу. | Проверка готовности к уроку.
Психофизиологическая подготовка учащихся к освоению содержания урока.
| 1мин | Обратить внимание на спортивную одежду, самочувствие, настроение обучающихся. Техника безопасности на уроке лёгкой атлетики. |
3. Объяснение темы «техника низкого старта, стартового разгона и бега по дистанции» с показом презентации. | Прослушивание материала, просмотр презентации. | Подготовка к теоретическому опросу по основам знаний.
| 5 мин | Обратить внимание на внимательность обучающихся. Метод проведения: групповой. |
5.Строевые упражнения: повороты, перестроения из одной шеренги в две, три. | Выполнение команд учителя. Быть внимательным. | Подготовка организма обучающихся к предстоящей деятельности.
| 2 мин.
| Переход на спортивную площадку.
|
7.Общеразвивающие упражнения в движении: 1) повороты и наклоны головы влево — вправо, вперёд- назад; 2) смена положений рук; 3) наклоны туловища вперёд, влево – вправо; 4) выпады ног вперёд, влево – вправо. | Выполнение команд учителя. Быть внимательными и дисциплинированными. | Подготовка к основной части урока. | 4 мин | Построение в две колонны. Темп спокойный, постепенно несколько увеличить. Метод проведения: индивидуально-групповой. |
8. Обычная ходьба. 9.Восстановление дыхания.
| Выполнение команд и заданий учителя.
| Подготовка к основной части урока.
| 2 мин | Построение в одну колонну. Перестроение из колонны по одному в одну шеренгу.
|
Основная часть 20 мин
| ||||
1.Специальные беговые упражнения: 1) с высоким подниманием бедра; 2) с захлёстыванием голени; 3) семенящий; 5) подскоками. | Выполнение команд и заданий учителя. Выполнив задание, обратно возвращаются шагом, восстанавливая дыхание. | Развитие быстроты, ловкости, координации движений с помощью общеразвивающих упражнений.
| 4 мин |
Перестроение в три колонны, расстояние 20 метров: 1) бег через мячи выполнять в частом и ровном темпе; 2) не наклонять туловище назад; 3) не наклонять туловище вперёд; 4) мягко и свободно производить постановку стопы; 5) следить за выносом махового колена вперёд вверх, необходимо фиксировать фазу полёта. Метод проведения: поточный. |
3. Низкий старт, стартовый разгон. 4. Объяснение очередности прохождения дистанции. 5.Организация двигательной деятельности обучающихся: 1) показ учителем; 2) показ сильнейшими учениками; 3)выполнение обучающимися по команде учителя.
| Выполнение заданий учителя. Занятие исходных позиций на линии старта. | Обучение технике спринтерского бега – низкого старта, стартового разгона, бега по дистанции. Воспитание дисциплинированности, коммуникативности, толерантности. | 10 мин. | Инструктаж по технике безопасности во время бега на короткие дистанции. Перестроение в одну шеренгу на боковой линии футбольной площадки. Дистанция 20 метров.
Приложение 1. |
6. Команда « На старт!» | Обучающийся подходит к стартовой линии, ставит сильнейшую (опорную) ногу носком к линии, не переступая её, другую отставляет назад, упираясь носком в грунт.
| Развитие быстроты, ловкости, внимания, координации движений, технической подготовленности. | Туловище — выпрямить, руки — свободно опустить вдоль тела, голову — держать прямо. Следить, чтобы плечи не выходили далеко вперёд за опорную ногу, что может привести к потере равновесия.
| |
7. Команда «Внимание!» | Обучающийся сгибает сильнейшую ногу в коленном суставе, а ногу, подготовленную для маха, одновременно отставляет назад. | Развитие быстроты, ловкости, внимания, координации движений. | Методические указания: Следить, чтобы плечи не выходили далеко вперёд за опорную ногу, что может привести к потере равновесия.
| |
8. Команда «Марш!» | Выполняются первый и последующие беговые шаги. Первые шаги должны быть быстрыми, мощными, достаточно пружинистыми. Каждый очередной шаг больше, чем предыдущий. При стартовом разгоне бегун находится в согнутом положении. С каждым новым шагом создаётся большая скорость движения вперёд и уменьшается наклон туловища.
| Развитие быстроты, ловкости, внимания, координации движений. | Следить, за работой рук при первых шагах (несинхронная работа рук по отношению к движениям ног) для сохранения равновесия. Голову нужно держать без напряжения, взгляд направить на конец беговой дорожки. Обратить внимание: первые шаги короткие, как можно быстрее бежать со старта за счет частоты шагов. 1-й шаг — 60-70 см, с увеличением шагов туловище принимает постепенно почти вер-тикальное положение
| |
10. Подвижная игра «День и ночь». Формирование двух равноценных команд. | Выбирают двух лидеров- капитанов. Формируют две равноценные команды. | Содействие развитию психических процессов и обучению психофизической саморегуляции. Воспитание дисциплинированности, коммуникативности, толерантности.
| 6 мин | Приложение 2. Предложить: бег, прыжки на левой и правой ноге. |
Заключительная часть 6 мин.
| ||||
1.Упражнения на гибкость: И.п. стойка ноги врозь, руки на поясе. Задание: а) пружинистые наклоны туловища к ногам сериями 2-4 повторений к каждой ноге; б) то же, касаясь ладонью пола; в) то же, но одновременно отводя одноимённую руку вверх в сторону, разноименную — к ноге.
| Учащиеся выполняют упражнения вместе с учителем.
| Сформировать четкое представление о напряженных и расслабленных состояниях мышечных групп.
| 3 мин. | Перенести спортивный инвентарь в указанное учителем место. Построение в одну шеренгу. Выполнение движений с установкой до полного расслабления |
2. Упражнения для восстановления дыхания, для расслабления мышечных групп. 3. Построение. 4. Подсчёт ЧСС. 5. Подведение итогов урока.
| Дискуссия учитель — учащиеся. Учащиеся подводят итоги, высказывают свое мнение. |
| 2 мин. | Отметить учащихся, хорошо справившихся с заданиями урока, правильно выполнивших технику спринтерского бега. Похвалить за работу на уроке и поблагодарить. |
6. Домашнее задание. | Показ упражнений учениками класса. | Формирование мотивации к здоровому образу жизни. | 50 сек. | Повторять упражнения на гибкость; Выполнять наклоны до 10 раз; «мостик», «рыбку»- 5-8 раз и держать 10 секунд. |
7.Организованный выход из спортзала. | Выход из спортзала. | Воспитание дисциплинированности. | 10 сек. | Содействовать положительному настроению на дальнейшие занятия. |
Приложение 1.
Описание заданий обучения технике спринтерского бега – высокого старта, стартового разгона, бега по дистанции.
1. По команде «На старт!» обучающийся подходит к стартовой линии, ставит сильнейшую (опорную) ногу носком к линии, не переступая её, другую отставляет назад, упираясь носком в грунт. Туловище — выпрямить, руки- свободно опустить вдоль тела, голову- держать прямо.
2. По команде «Внимание!» обучающийся сгибает сильнейшую ногу в коленном суставе, а ногу, подготовленную для маха, одновременно отставляет назад.
Методические указания: Следить, чтобы плечи не выходили далеко вперёд за опорную ногу, что может привести к потере равновесия.
3. По команде «Марш!» выполняются первый и последующие беговые шаги.
Методические указания:
-
Следить, за работой рук при первых шагах (несинхронная работа рук по отношению к движениям ног) для сохранения равновесия. Голову нужно держать без напряжения, взгляд направить на конец беговой дорожки.
-
Первые шаги должны быть быстрыми, мощными, достаточно пружинистыми.
-
Каждый очередной шаг больше, чем предыдущий.
-
При стартовом разгоне бегун находится в согнутом положении.
-
С каждым новым шагом создаётся большая скорость движения вперёд и уменьшается наклон туловища.
Приложение 2.
Подвижная игра «День и ночь».
Количество игроков от 5 и более. Для игры требуется ровная площадка размером примерно 30х10 метров. Две команды становятся спиной друг к другу на расстоянии 1,5 — 2 м посередине площадки. Перед каждой командой в 10—15 метров за линией находится ее «Дом». Одна команда — «День», другая — «Ночь». Если ведущий произносит слово «день», команда с этим названием убегает в свой дом, а другая ее догоняет. При слове «ночь» команды меняются ролями. Выигрывает команда, игроки которой осалят большее число соперников. Для соблюдения равных условий важно, чтобы обе команды участвовали в ловле игроков одинаковое число раз. Перед сигналом к бегу можно предложить игрокам несложные упражнения, чтобы отвлечь внимание.