Конспект урока по предмету «Окружающий мир»
МОУ СОШ № 18 г. Сыктывкара 2 «б» класс
Программа А.А. Вахрушева «Школа 2100»
Студентка КГПИ фПиП 625 группы
Кынева Татьяна Олеговна
Методист: Кабатова Жанна Вячеславовна
Учитель школы: Калинина Анна Юрьевна
Дата: 5.04.2013
Время: 12.00
Тема урока «Путешествие второй тучки по Европе»
I. Цели урока:
Педагогическая: создать условия для знакомства с важнейшими странами северной Европы, населяющими их людьми и их достижениями.
Ученическая: в результате освоения данного модуля ученик научится называть и показывать на карте страны Северной Европы, называть главные достопримечательности, особенности климата и рельефа.
II. Планируемые образовательные результаты
Предметные результаты изучения темы — формирование знаний и умений:
1-я Линия развития – знакомство с целостной картиной мира.
-
познакомить с важнейшими странами Европы (Нидерланды, Дания, Швеция, Норвегия), населяющими их людьми и их достижениями;
-
найти родину представленных окружающих нас предметов, героев произведений;
-
научить использовать карты для получения информации.
2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру:
-
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Личностные результаты—
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
— целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)
— планирование (составление плана выполнения задания в группах)
— контроль (самопроверка задания выполненного самостоятельно)
— коррекция (соотнесения знания, «открытого» детьми, с выводом, данным в учебнике)
— оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)
Познавательные УУД:
1.Общеучебные универсальные действия:
— формулирование темы урока
— поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями, политической картой)
— умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
— смысловое чтение как осмысление цели чтения
2.Универсальные логические действия:
— анализ объектов с целью выделения существенных признаков
— синтез как составление целого из частей
— выбор оснований для сравнения
— подведение под понятия, распознавание объектов
— установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств
— выдвижение гипотез
3. Постановка и решение проблемы:
— самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
Коммуникативные УУД:
-
умение слушать и вступать в диалог
-
участвовать в коллективном обсуждении проблем
-
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
III. Технологии развития УУД, используемые в рамках урока:
-
Технология проблемно — диалогического обучения
-
Технология продуктивного чтения (чтение вывода с учебника С.57)
-
Технология оценки учебных успехов (рефлексия)
-
Технология групповой работы
-
Здоровьесберегающие технологии (физ.минутка)
-
Информационно-коммуникативные технологии (мультимедийная презентация)
-
Игровые технологии
IV. Методы обучения:
-
Словесные – рассказ, беседа, объяснение
-
Наглядные – демонстрация (презентации, наглядных пособий, иллюстраций)
-
Практические – нет
V. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, работа у доски.
VI. Оборудование:
Для учителя – мультимедийный проектор
Для учащихся – на парту: сигнальные карточки, карточки с заданиями.
VII. Литература
Для учителя – Вахрушев А.А. Окружающий мир. Методические рекомендации для учителя к учебнику «наша планета Земля», 2 класс. – М.: Баласс, 2012. – 416 с. (С. 331 – 332).
Интернет ресурсы:
-
Горина Т.В. Конспект урока. Путешествие тучки по Европе. [Электронный ресурс]. – http://festival.1september.ru/articles/510374/
-
Пяткова Н.И. Презентация к конспекту урока. Путешествие тучки по Европе. [Электронный ресурс]. –http://bondareva.net/index.php?option=com_content&view=article&id=13:2012-02-24-07-27-20&catid=17:2012-02-26-17-20-38&Itemid=3
Для учащихся – 1) Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 2 класс. («Наша планета Земля»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (С. 56 – 57).
2) Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс («Наша планета Земля»). – М.: Баласс, 2008. – 80 с. (С. 60 – 61).
VIII. Тип урока: комбинированный
IX. Структура урока (этапы) / урок 45 минут:
-
Организационный момент (1 мин.)
-
Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
-
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии (5 мин.)
-
Выявление места и причины затруднения (2 мин.)
-
Построение проекта выхода из затруднения (Целеполагание) (2мин.)
-
Реализация построенного проекта (12 мин.)
-
Первичное закрепление во внешней речи (6 мин.)
-
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3мин.)
-
Включение в систему знаний и повторение (3 мин.)
-
Рефлексия учебной деятельности (3 мин.)
-
Домашнее задание (1мин.)
-
Организованный конец урока (0,5 мин.)
X. Оформление классной доски:
Путешествие по Северной Европе Какие страны находятся в Северной Европе?
| 5 апреля
|
| Д./З. Уч.стр.56-57 ответить на вопросы |
ХОД УРОКА
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Олеговна, и сегодня я проведу урок окружающего мира.
| |||
II. Мотивация к учебной деятельности | О чем вы говорили на прошлом уроке? (о странах Европы) В каких странах Европы вы побывали? (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина) | ||
III. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | Сейчас проверим, как вы запомнили эти страны. Я вам буду читать предложение, если вы согласны с ним- поднимаете правую руку, если нет, то делаете один хлопок и поясняете, чем вы не согласны. Итак, слушаем: 1.Главный город Великобритании- Лондон. (поднимают руку) 2.Народная сказка про трех поросят родилась в Париже. (хлопок) А где же родилась эта сказка? Народная сказка про трех поросят родилась в Великобритании. 3.Колизей находится в Риме.(поднимают руку) А как называется страна? (Италия) 4.Самые высокие горы в Европе- Альпы.(поднимают руку) 5.Эйфелева башня находится в Германии. (хлопок) А где находится Эйфелева башня? (во Франции г.Париж) Молодцы! Как вы думаете, зачем мы выполняли это задание? (чтобы вспомнить знания, которые получили на прошлом уроке). Ребята, вы уже изучили очень много разного и интересного на уроках окружающего мира и с каждым днем узнаете все больше и больше. Сегодня мы тоже узнаем с вами много нового, а поможет нам в этом маленькая тучка. Она будет путешествовать и мы вместе с ней. А на прошлом уроке, путешествовала с вами тучка? (да) Сегодня вместе с нами отправляется в путешествие вторая тучка. (Слайд 1) + вывесить тучку на доску. Ребята, знаком ли вам такой сказочный герой, как Карлсон? А сказки «Гадкий Утенок», «Дюймовочка»? (да) А хотите узнать, в какой стране они появились? (да) Так вот в этом нам поможет наша тучка-путешественница. Она будет пролетать, над северной Европой вместе с нами смотреть, что там есть интересного и из какой же страны наши любимые герои сказок. (показать на слайде, где находится Северная Европа) Ребята, так какая у нас сегодня тема урока? (Путешествие второй тучки по Северной Европе) (вывесить тему урока )
| ||
IV. Выявление места и причины затруднения | Какой вопрос поставим перед собой? (Какие страны находятся в Северной Европе?) (на доске) А зачем люди путешествуют? (чтобы увидеть красивые места, т.е. достопримечательности и т.д.) О чем бы вам хотелось узнать, посетив страну? (узнать название стран, определить столицу, особенности климата, какие интересные животные обитают здесь, рассмотреть флаг страны, узнать о памятниках и интересных местах, какие знаменитые люди здесь жили и живут) Итак, отправляемся в путешествие вместе с тучкой. Сначала давайте прочитаем в учебнике, где родилась вторая тучка- Стр. 56 (первый абзац) Где родилась вторая тучка? (над Атлантикой) В какой части Европы мы сегодня побываем? (побываем вдоль северных берегов Европы) | ||
V. Построение проекта выхода из затруднения | Давайте составим план, по которому будем работать. Что мы должны узнать о странах? (на доске) 1.Название Какая карта нам в этом поможет? (политическая карта) Что обозначают на политической карте? (страны) Что еще мы должны узнать? 2.Столица 3.Флаг 4.Достопримечательности Ребята, а что такое достопримечательность? ( это то, чем она примечательна и что ее отличает от других стран, например это могут быть здания, памятники, парки, интересные места) 5.Животные 6.Знаменитые люди Вот на этот план будем опираться. | ||
VI. Реализация построенного проекта. Групповая работа. | Будем работать по парам. Каждой паре я раздам информацию о стране, ваша задача, ознакомиться с этой информацией, выделить главное. Поработаем самостоятельно: прочитайте про себя данную информацию, выделите главное. Даю одну минутку. *После чтения: Все ознакомились с информацией? А работать мы будем так: в ходе урока я буду называть номер карточки, а вы прочитаете всему классу эту информацию, а я буду показывать иллюстрации. Итак, начнем. Откройте учебники на странице 56. Давайте прочитаем, какую страну сначала увидела тучка. Читаем второй абзац. Итак, какую же страну увидела тучка? (Нидерланды) (Слайд 2 ) А где пролетала тучка? (над Северным морем) И что она там увидела? (Скопление кораблей в порту) А что такое морской порт? (место, служащее для укрытия судов от непогоды, для выполнения перегрузочных операций, а также для ремонта, снабжения топливом и всем необходимым для плавания). (слайд 3) А для чего нужны ветряные мельницы, дамбы и пропеллеры? ( для осушения земель, так как эта страна находится ниже уровня моря) А что такое дамбы? Дамба- это гидротехническое сооружение, которое ограждает от водных стихий. (Слайд 4 ) Давайте поближе познакомимся с этой страной. Обратимся к карточкам. Даю слово ребятам, кому попалась карточка №1
Обратимся к политической карте, найдем эту страну. Стр.116 (слайд 8 ) *показать на карте Хорошо, чем еще славится эта страна? Читают ребята, у кого карточка №2 Вот какая интересная страна, хотели бы вы побывать в Нидерландах? Но это еще не все, дополняют ребята, у которых карточка №3 Вот сколько интересного, мы узнали о стране Нидерланды. Ребята, что вам больше всего понравилось в этой стране? Если бы вам дали творческое задание проиллюстрировать страну, что бы вы нарисовали? (флаг, поля с тюльпанами, может, где то и велосипед нарисовать) Хорошо, но тучка на этом не остановилась и полетела дальше, а куда она попала, сейчас узнаем, прочитайте на стр.56 последний абзац. Какую страну разглядела тучка? (страну, где жил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен) А страна эта называется Дания. (Слайд 16) Найдем эту страну на политической карте (стр.116) (показать на слайде указкой) Как называется столица Дании? (Копенгаген) Сейчас мы познакомимся с этой страной. Читают ребята, у которых на парте карточка №4
Хорошо, обратимся к карточке №5 Чем эта страна похожа на Нидерланды? (эти страны находятся вдоль северных берегов Европы, самый распространенный вид транспорта- велосипед, животный мир схож) Придя домой, чтобы вы рассказали об этой стране своим друзьям, родителям? Чем сразу запомнится эта страна? (тем, что здесь родился великий сказочник Ганс Христиан Анднрсен) Тучка полетела дальше, давайте прочитаем, куда она попала (читаем на стр.57 первый абзац). Над каким городом пролетела тучка? (Стокгольм) Это столица Швеции. (слайд 21) Какой сказочный герой жил в этой стране? (Карлсон) (слайд 22) А как сказка называется? (Малыш и карлсон, который живет на крыше) Даю слово ребятам, у кого карточка № 6 Давайте обратимся к политической карте на стр.116 и найдем эту страну. (слайд 26) Это еще не все, обратимся к карточке №7 Вот мы познакомились еще с одной Европейской страной. Чем запомнится вам эта страна? Возникло ли у вас желание побывать в этой стране? Прочитайте главный вопрос нашего урока- Какие страны находятся в Северной Европе? Назовите страны, в которых мы уже побывали. (Швеция, Дания, Нидерланды) И на этом тучка не остановилась и полетела дальше, давайте прочитаем, куда она попала (стр.57 второй и третий абзац). Я буду читать, а вы следите за мной. Что увидела тучка? (север Скандинавского полуострова). Что интересного сказано про берега этой страны? (что его берега изрезаны фьордами- узкими и глубокими заливами со скалистыми берегами).(слайд 28) Как эта страна называется? (Норвегия) (слайд 29) Назовите столицу Норвегии. Что для этого нужно сделать? (обратиться к политической карте) Найдите на карте эту страну. Назовите столицу Норвегии (Осло) Давайте посмотрим, чем интересна эта страна. Даю слово ребятам, у которых карточка под №8 Что интересного отметили для себя? (что в Норвегии правит король) Чем же известна эта страна расскажут нам ребята, у которых карточка под №9 А еще, ребятки, Норвегия считается родиной мужественных викингов и троллей.(слайд 32)
Норвежцы заметили на своей земле многочисленных странных созданий, которые обладали сверхъестественной силой, но в тоже время были очень осторожны, и не давали себя обнаружить. Люди стали звать их Троллями. Постепенно Тролли стали появляться в сказках. Вот какая интересная страна. Давайте немножко отдохнем, сделаем физ.минутку. Физ.минутка: «Буратино» Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в стороны развел – Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
| ||
VII. Первичное закрепление во внешней речи | Ребята, о чём мы с вами узнали, путешествуя вместе с тучкой? (о таких странах, как: Нидерланды, Дания, Швеция, Норвегия) Какая страна вам больше всего понравилась, и вы бы хотели туда отправиться в путешествие? А чем она вам понравилась? Сейчас проверим, как вы запомнили эти страны. Тучка вам приготовила такое задание. Посмотрите на слайд. (слайд 33) Задание называется, назови столицу. Вам необходимо назвать столицу странам. Называем столицы стран.
Давайте проверим.
| ||
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Молодцы! Откройте рабочую тетрадь на стр.61 Читаем, что нужно сделать.(нарисовать на контурной карте маршрут двух тучек, подписать страны) В этом вам поможет политическая карта, откройте ее на стр.116 Ребята, работали ли вы на контурной карте? (нет) А что такое контурная карта? (Контурная карта — это особый вид географических карт, позволяющий изобразить любые географические объекты, явления, процессы, события с помощью условных обозначений) Для работы на контурной карте лучше использовать простые и цветные карандаши. Все географические названия пишутся с заглавной буквы. Названия стран обозначаем на контурной карте печатными буквами. И обозначаем их там, где они находятся, помощником будет служить политическая карта. Сначала мы должны найти эту страну на политической карте, затем подписать на контурной. Посмотрите на слайд, как я обозначила страну Швецию (слайд 34) И вы так должны отмечать страны на своих контурных картах. Сейчас выберите страну, которая вам больше всех сегодня понравилась, и подпишите ее на контурной карте. Остальное постарайтесь сделать самостоятельно дома, подпишите все страны в которых мы побывали. | ||
IX. Включение в систему знаний и повторение Работа в парах | Молодцы, справились с заданием. А теперь поработаем в парах. Ваша задача придумать вопросы на сегодняшнюю тему. Даю минутку. Итак, читаем вопрос и говорим, кому задаем. Молодцы! Ребята, а появилась ли у кого-то мечта побывать в Европе? Расскажите про свою мечту. Где бы вы хотели побывать, с кем, в какое время года, какие достопримечательности увидеть? Хорошо, спасибо!
| ||
X. Рефлексия учебной деятельности | А какую цель мы ставили перед собой? (продолжить дальше знакомиться со странами Европы) Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока? (да) А ответили ли мы на главный вопрос нашего урока? Кто еще раз красиво ответит на этот вопрос? (В Северной части Европы находятся такие страны: Нидерланды, Дания, Швеция, Норвегия) Что было для вас самым интересным на уроке? Что было сложным? Вызвало затруднения? Ребята, у вас на партах лежат сигнальные карточки- тучки. Сейчас мы попробуем оценить свою работу на уроке с помощью этих карточек. Нарисуйте на тучке улыбочку, если вам очень понравилось сегодняшнее путешествие, и вы сможете, придя домой рассказать много интересного об этих странах своим близким. Нарисуйте немножко грустный смайлик, если у вас остались еще вопросы, вам что-то стало не понятно. И нарисуйте совсем грустный смайлик, если вы не поняли, тему и вам было не интересно на уроке. Покажите свои тучки. Я очень рада, что большинство подняли тучки с улыбочкой. | ||
XI. Домашнее задание | Запишите домашнее задание: Подобрать дополнительный материал об изученных странах; учиться показывать изученные на уроке страны на карте и называть их столицы, ответить на вопросы в учебники стр.56 и стр.57 (слайд35 ) | ||
XII.Организованный конец урока | На этом наш урок подошел к концу! Спасибо за работу! До свидания! (слайд 36) |