Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Хандальская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _________И.А.Ягупова «____»____________20___г.
| «Утверждаю» Директор МКОУ Хандальской СОШ__________С.В.Леванович Приказ №___от «__»_____20___г.
|
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Подвижные игры»
для 1 класса
на 2013-2014 учебный год
Спортивно-оздоровительное направление
Автор – составитель:
Учитель физической культуры:
Гаева М.А.
с. Хандальск 2013, г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программа формирования универсальных двигательных действий, примерной программы спортивно-оздоровительного воспитания младших школьников, авторской программы «Подвижные игры», автор Воронина Г.А. Имеет спортивно — оздоровительную направленность.
Актуальность программы.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
«Подвижные игры» — внеурочная деятельность для учащихся начальной школы, дополняющая уроки физической культуры. Использование данного курса способствует повышению уровня двигательной активности до уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей; обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ученика.
Общая характеристика программы.
Программа направлена на повышение двигательных умений и навыков на начальном этапе физического развития младшего школьника, разработана с учетом возростных и индивидуальных особенностей детей и рассчитана на 3 года.
Программа адаптирована для детей младшего школьного возраста и соотнесена с требованиями федерального государственного образовательного стандата начального общего образования.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
— укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств
— развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
— развитие сообразительности, творческого воображения;
— развитие коммуникативных умений;
— воспитание внимания, культуры поведения;
Формы организации внеурочной деятельности:
— Форма организации работы по программе коллективная, групповая и индивидуальная.
Принципы программы:
-
включение учащихся в активную деятельность;
-
доступность и наглядность;
-
связь теории с практикой;
-
учет возростных и индивидуальных особенностей.
Место программы в учебном плане:
Программа разработана для учащихся 1-го класса, реализуеться во внеурочное время. Занятия проводяться во второй половине дня. Время занятия — 35 минут, 1 час в неделю, всего 33 часа.
Планируемые результаты усвоения программы
Личностные результаты:
-снижение заболеваемости;
-формировать физические качества;
-воспитывать культуру общения;
— воспитывать любовь и уважение к окружающим;
— сблизить и сплотить детский коллектив;
— развивать самооценку у младших школьников;
Метапредметные:
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действий
Предметные результаты:
-
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
-
бережно обращаться с инвентарем и оборудованием;
-
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять объективное судейство;
-
соблюдать требования техники безопасности;
-
применять жизненно важные двигательные уменя и навыки различными способами, в различных условиях.
Предпологаемый результат деятельности:
-
Повышение уровня физической подготовленности младших школьников.
-
Повышение уровня качества знаний по вопрсам здоровья и его сохранения
-
Снижение последствий умственной нагрузки.
-
Способствовать развитию коллективизма в детском коллективе.
Учебно-тематический план
Название раздела | Количество часов | Примечания | |
1 | Бессюжетные игры | 9 |
|
2 | Игры-забавы | 7 |
|
3 | Народные игры | 8 |
|
4 | Любимые игры детей | 9 |
|
Содержание программы
Название раздела. Тема раздела. | Всего часов | |
1 | Бессюжетные игры | 9 |
| Данные игры типа ловишек, перебежек, салок. Отличается наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Развиваются: самостоятельность, глазомер, быстрота и ловкость движений, ориентировка в пространстве. Дети учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх данного раздела дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мяч, шар, скакалка). Использование простых движений: бега, ловля. |
|
2 | 2. Игры-забавы
| 7 |
| Учащимся даются понятия: игры-забавы, аттракционы, они часто проводятся на спортивных праздниках, на вечерах досуга. Двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, выполнить движение с закрытыми глазами) |
|
3 | 3. Народные игры
| 8 |
| Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности. |
|
4 | 4. Любимые игры детей
| 9 |
| Все игры коллективные. Дети выступают в роли ведущих, объясняют и проводят игру. Педагог следит за ходом игры, дает советы. У детей появляется интерес к самостоятельному проведению игры, сохраняется эмоционально-положительное настроение и хорошие взаимоотношения играющих. этом испытать радость. |
|
Требования к занимающимся:
Занимающиеся должны знать:
-
правила игр;
-
о способах и особенностях движений и передвижений;
-
о работе мышц, систем дыхания, кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем.
Занимающиеся должны уметь:
-
выполнять основные движения, перемещения, упражнения по разделам программного материала;
-
общаться и взаимодействовать со сверстниками;
-
проявлять положительные качества личности;
-
проявлять дисциплинированность и сдержанность.
Календарно — тематическое планирование
№ занятия | Название раздела Тема раздела | Характеристика деятельности учащихся | Дата | Примечание | ||
План | Факт | |||||
|
| Бессюжетные игры (9 ч) |
|
|
|
|
1 | 1 | «Вороны и Воробьи» | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями. | 03.09.13 |
|
|
2 | 2 | « Ловишки -перебежки» | Проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленных целей. | 10.09 |
|
|
3 | 3 | «Паровизик» | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. | 17.09 |
|
|
4 | 4 | «Белые медведи» | Активно включаться в общение. | 24.09 |
|
|
5 | 5 | «На одной ноге» | Проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленных целей. | 01.10 |
|
|
6 | 6 | «Петушиный бой» | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. | 08.10 |
|
|
7 | 7 | «Веселый бег» | Активно включаться в общение. | 15.10 |
|
|
8 | 8 | «Попади в след» | Формирование уважительного отношения к иному мнению. | 22.10 |
|
|
9 | 9 | Повторение игр | Активно включаться в общение. Умение доказывать свою точку зрения | 29.10 |
|
|
|
| Игры-забавы (7 ч) |
|
|
|
|
10 | 1 | «Охота на тигра» | Формирование уважительного отношения к иному мнению. | 12.11 |
|
|
11 | 2 | «Донеси рыбку» | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями. | 19.11 |
|
|
12 | 3 | «Черепаха -путешественница» | Проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленных целей. | 26.11 |
|
|
13 | 4 | «Собери орехи» | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. | 03.12 |
|
|
14 | 5 | «Повяжу я шелковый платочек» | Активно включаться в общение. | 10.12 |
|
|
15 | 6 | «Дриблинг» | Формирование уважительного отношения к иному мнению. | 17.12 |
|
|
16 | 7 | Повторение игр | Организовывать и проводить со сверстниками игры. | 24.12 |
|
|
|
| Народные игры (8 ч) |
|
|
|
|
17 | 1 | Р.Н.И «Краски» | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. | 14.01 |
|
|
18 | 2 | Р.Н.И «Стадо» | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями. | 21.01 |
|
|
19 | 3 | Тадж. нар. Игра «Горный козел» | Активно включаться в общение. | 28.01 |
|
|
20 | 4 | Укр. нар. Игра «Хлебец» | Проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленных целей. | 04.02 |
|
|
21 | 5 | Чеченская народн. игра«Игра в башню» | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре др.народа. | 11.02 |
|
|
22 | 6 | Дагест. народн. Игра «Достань шапку» | Активно включаться в общение. | 18.02 |
|
|
23 | 7 | Бурятская народн. Игра «Волк и ягнята» | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. | 25.02 |
|
|
24 | 8 | Повторение игр | Формировать чувство гордости за свою Родину, формирование ценности многонационального российского общения | 04.03 |
|
|
|
| Любимые игры детей (9 ч) |
|
|
|
|
25 | 1 | «Увернись от мяча» | Активно включаться в общение. | 18.03 |
|
|
26 | 2 | «Сильный бросок» | Формирование уважительного отношения к иному мнению. | 01.04 |
|
|
27 | 3 | «Космонавты» | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями. | 08.04 |
|
|
28 | 4 | «Второй лишний» | Проявлять дисциплинированность и упорство в достижении поставленных целей. | 15.04 |
|
|
29 | 5 | «Два мороза» | Общаться и взаимодействовать со своими сверстниками. | 22.04 |
|
|
30 | 6 | «Большой мяч» | Формирование уважительного отношения к иному мнению. | 29.04 |
|
|
31 | 7 | «Шлепанки» | Активно включаться в общение. | 06.05 |
|
|
32 | 8 | «Прятки» | Проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями. | 13.05 |
|
|
33 | 9 | Повторение | Измерять (познавать)индивидуальные показатели физического развития (длина, масса тела).Развитие основных качеств. | 20.05 |
|
|
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Примечания | |
Учебник по физической культуре 1-4 класс |
|
Учебно методические пособия и рекомендации |
|
Образовательная программа |
|
Музыкальный центр |
|
Аудиозаписи |
|
Козел гимнастический |
|
Перекладина гимнастическая (пристеночная) |
|
Стенка гимнастическая |
|
Скамейка гимнастическая (жесткая) |
|
Комплект навесного оборудования (перкладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты) |
|
Мячи (набивной 1 кг., мяч малый резиновый, мячи баскетбольные, мячи волейбольные, футбольные |
|
Скакалка детская |
|
Мат гимнастический |
|
Гимнастический мостик |
|
Кегли |
|
Обруч пластиковый детский |
|
Планка для прыжков в высоту |
|
Стойки для прыжков высоту |
|
Флажки стартовые, разметочные |
|
Рулетка измерительная |
|
Набор инструментов для подготовки прыжковой ямы |
|
Лыжи детские с креплениями и палками |
|
Сетка волейбольная |
|
Стол для игры в настольный теннис |
|
Сетка и ракетки для игры в настольный теннис |
|
Футбол |
|
Литература:
Для учителя:
-
Ковалько В. И. «Здоровье — сберегающие технологии», Москва «Вако», 2008 г.
-
Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение»,2005 г.
-
Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми», Москва «Просвещение»,2008 г.
-
Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2006 г.
Для учащихся:
-
Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой.- М., 2005г.
-
Вавилова Е. Н. Бегай, прыгай, метай.- М., 2006 г.
-
Семенов С. С. Городки.- М., 2005 г.
-
Гришина В. С. Румяные щечки.- М., ФиС, 2008 г.