Волейбол в 9 классе.
В 9 классе учебной программой предусмотрено изучение передачи мяча сверху двумя руками во встречных колоннах: у сетки и через сетку; передачи мяча через сетку в прыжке; передачи мяча сверху двумя руками, стоя спиной в направлении передачи; приём мяча отражённого сеткой; многократного приёма мяча снизу; нижней подачи на точность; командных тактических действий: в нападении – со второй передачи через игрока передней линии, в защите – углом вперёд; для закрепления изученного применяются двусторонние игры.
Начинают уроки, как правило, с перемещений.
Перемещения
В процессе уроков учитель физической культуры комбинирует различные варианты упражнений, которые были изучены в 8 классе.
1. Упражнения в перемещениях – из уроков в 8 классе по разделу «Волейбол»
2. Бег с изменением направления: обегание расставленных стоек, набивных мячей, других предметов вначале на неограниченной площади, затем в пределах границ игровой площадки.
3. По зрительному сигналу бег на 10 – 15 м из различных исходных положений: стойка волейболиста, сидя, лёжа, лицом и спиной к стартовой линии. Упражнение выполняется шеренгами по 4 – 6 человек в каждой.
4. Челночный бег 20 – 30 м (расстояние отрезков 5 – 10 м). То же, но передвижение приставными шагами: в одну сторону правым боком вперёд, в другую – левым боком вперёд.
5. Перемещения приставными шагами, бег скрестным шагом в парах с бросками и ловлей набивного мяча.
6. Броски и ловля набивного мяча во встречных колоннах: без перехода и с переходом во встречную колонну после броска мяча (бежать вправо).
7. Эстафеты с бегом. То же, но с включением «челночного участка» (например, от лицевой линии бежать к средней, затем вернуться к линии нападения, снова к средней и оттуда к лицевой линии).
Передача мяча сверху двумя руками во встречных колоннах
Обучение технике передач в той или иной мере должно иметь место в каждом уроке. Это относится и к упражнениям в бросках и ловле набивного мяча двумя руками (см. наш журнал 1986, № 1, 3).
Передача мяча во встречных колоннах параллельно сетке и через сетку. Навыком передачи мяча во встречных колоннах учащиеся овладевают в 8 классе, о чём рассказано в статье, напечатанной в предыдущем номере журнала. В 9 классе этот навык совершенствуется в условиях, приближённых к игровым. Здесь рекомендуются следующие упражнения.
1. Упражнения 3 – 5 с набивными мячами из 8 класса.
2. Упражнения 6 – 8 из 8 класса.
3. Передачи мяча в парах. Учащиеся располагаются в зонах 3 – 4, 3 – 2 и в глубине площадки. Смена проводится так, чтобы дать возможность всем учащимся побывать у сетки. Данное упражнение лучше выполнять на дополнительных сетках или на двух площадках.
4. Передачи мяча в парах через сетку. Учащиеся располагаются в зонах 4 – 2, 3 – 3, 2 – 4. Организация выполнения такая же, как в упражнении 3.
5. Две колонны учащихся располагаются в зонах 2 и 4. Из зоны 2 первый в колонне занимающихся бросает набивной мяч в зону 4 и уходит назад в конец своей колонны. Учащийся из зоны 4 бросает мяч в зону 2 и уходит в конец своей колонны и т. д. После выполнения серии бросков колонны меняются местами.
6. Учащиеся располагаются так же, как и в упражнении 5. Игрок в зоне 2 подбрасывает набивной мяч над собой, ловит и бросает в зону 4, затем бежит в противоположную колонну. В зоне 4 учащийся ловит мяч, бросает его над собой и после ловли бросает в зону 2, после чего бежит в зону 2 и встаёт в конец колонны и т. д.
7. То же, что и в упражнении 5, но занимающиеся выполняют передачу волейбольного мяча сверху двумя руками.
8. То же, что и в упражнении 6, но игроки выполняют передачу мяча сверху двумя руками над собой и во встречную колонну.
9. То же, что и в упражнении 8, но передача в противоположную колонну сразу, без передачи над собой.
10. Встречные колонны расположены по обе стороны сетки, в зонах 2 – 4. Передача мяча через сетку, после передачи учащийся уходит в конец своей колонны.
11. То же, но после передачи игрок уходит в противоположную колонну (с правой стороны).
12. Соревнование: кто дольше «продержит» мяч при передаче во встречных колоннах параллельно сетке (а), через сетку (б).
Передача мяча через сетку в прыжке
Учащимся, конечно, хочется быстрее научиться играть в «большой» волейбол, где самым эмоциональным моментом является нападающий удар. Однако научиться этому на уроках всем учащимся 9 класса не просто, этим они будут заниматься на уроках в 10 – 11 классах. Учителю физической культуры следует учесть, что в 9 классе вполне доступным является передача мяча через сетку в прыжке, которая вначале заменяет нападающий удар.
Прыжок перед передачей лучше делать с одного – двух шагов, при этом отталкиваются двумя ногами и производят небольшой взмах руками. В прыжке по сравнению с передачей в опорном положении руки больше вытянуты вверх, а в ударном движении характерна более активная работа рук. Передача выполняется в высшей точке подъёма тела. При приземлении надо сгибать ноги в коленях, нельзя приземляться «жёстко», на прямые ноги.
Для освоения передачи мяча в прыжке используются следующие упражнения.
1. У стены (расстояние до 1 м) бросок набивного мяча (1 кг) в прыжке и ловля после приземления. Бросок мяча вверх в стену стоя на площадке, а ловля – в прыжке.
2. В парах, чередование броска и ловли в прыжке.
3. Передача в прыжке мяча, подвешенного на шнуре.
4. Передача мяча в прыжке с собственного подбрасывания (у стены, в парах).
5. Передача мяча в прыжке, мяч набрасывает партнёр, затем посылает передачей.
6. То же, что и в упражнении 3, но у сетки (передача подвешенного мяча, находясь лицом к сетке).
7. То же, что и в упражнении 4, но у сетки (передача мяча через сетку).
8. То же, что и в упражнении 5, но у сетки (передача через сетку).
9. Комбинированные групповые упражнения, составленные на основе изученных в 5 – 8 классах. Например: из зоны 6 передача мяча в зону 3, из зоны 3 – в зону 4, оттуда в прыжке через сетку мяч направить в зону 2 (3, 4) и т. п. Составляя подобные игровые комбинации, учитель творчески использует всё богатство ранее изученных упражнений.
Передача мяча стоя спиной к цели (назад за голову)
Этот способ передачи применяется в тех случаях, когда для нападающего удара мяч следует направить наиболее подготовленному, сильнейшему игроку команды, а пасующий стоит к нему спиной, или из тактических соображений: соперники ждут передачи в одном направлении, а мяч посылают в другом. В исходном положении учащийся поднимает руки выше, чем при передаче вверх – вперёд, располагая кисти тыльной частью над головой, которая в свою очередь наклоняется назад для лучшего контроля передачи. Туловище и руки несколько смещаются назад, ноги в устойчивом положении, одна (обычно левая) впереди. Передача осуществляется за счёт наклона туловища назад – вверх, а также вращения рук в плечевых суставах, а не за счёт разгибания рук в локтевых суставах. При выполнении этой передачи надо располагаться боком к сетке, в противном случае мяч или «не дойдёт» до сетки или перелетит через неё.
При обучении технике передачи мяча назад стоя спиной к цели рекомендуется использовать те же упражнения, что и при обучении передаче лицом к цели, но с учётом особенностей техники этого приёма. Рекомендуем использовать следующие упражнения.
1. В парах подбрасывание набивного мяча над собой, поворот на 180, ловля мяча и бросок партнёру, стоя спиной к нему.
2. В тройках. Игрок 1 бросает набивной мяч игроку 2, который в свою очередь бросает мяч игроку 3, стоя к нему спиной, затем поворачивается лицом к игроку 3 и мяч перебрасывает в обратном направлении: игрок 3 бросает мяч игроку 2 и т. д.
3. Передача подвешенного волейбольного мяча.
4. В парах. Игрок 1, стоя спиной к игроку 2, подбрасывает волейбольный мяч над собой и выполняет передачу партнёру. Игрок 2 ловит мяч, поворачивается спиной к игроку 1, подбрасывает мяч над собой, выполняет передачу и т. д.
5. То же, что и в упражнении 2, но с волейбольным мячом: игрок 2 выполняет передачи стоя спиной к цели.
6. Упражнения, построенные на основе ранее изученных групповых упражнений в передачах. Например, из зоны 4 (расстояние 2 – 3 м от сетки) передача в зону 3, из зоны 3 в зону 2 стоя спиной к ней, из зоны 2 в зону 4 и т. д. То же, но передача из зоны 2 в зону 3, отсюда в зону 4 стоя спиной к ней и т. д.
7. То же, что и в упражнении 6, но после передачи стоя спиной, например, из зоны 2 передача через сетку в прыжке.
Приём мяча, отражённого сеткой
В ходе игры в результате неудачного приёма подачи и в других случаях мяч порой попадает в сетку. Если это третье касание, то мяч проигран. Если же это первое касание (приём подачи) или второе, то положение ещё можно исправить. При этом надо учитывать, вторым или третьим касанием будет приниматься мяч, отражённый сеткой. Если вторым, основная задача будет состоять в том, чтобы «поднять» мяч вверх так, чтобы его можно было третьим касанием послать через сетку или в прыжке, или в «уязвимое» место на площадке соперников. Если же это третье касание, то основная задача – отправить мяч через сетку.
Обучая учащихся, важно помочь им определить место удара мяча в сетку, поскольку от этого зависит направление отскока: при ударе в верхнюю часть мяч опускается почти вертикально вниз, при ударе в нижний край мяч отскакивает в поле. Мяч при ударе в сетке принимают только снизу двумя руками. Не следует торопиться отбить мяч: надо определить его траекторию после отражения сеткой.
Упражнения для обучения приёму мяча, отражённого сеткой, таковы.
1. Игрок 1 с мячом в руках стоит на расстоянии 2 м от сетки, игрок 2 принимает мяч, стоя на расстоянии 1 – 2 м от сетки лицом к ней. Игрок 1 бросает мяч в сетку, игрок 2 принимает его снизу двумя руками. Чем ближе к верхнему краю сетки и сильнее послан мяч, тем труднее его принимать. Мяч надо оставить на своей стороне.
2. Различные варианты упражнения 1: по расстоянию от сетки, месту удара в сетку и т. п.
3. То же, что и в упражнениях 1, 2, но мяч надо послать через сетку.
Учителя физической культуры, как правило, для повышения плотности урока заблаговременно устанавливают две сетки (дополнительные). Если же нет возможности установить в спортивном зале дополнительную сетку, можно использовать стену (деревянный щит), нанеся на неё цветным мелком «сетку» и затем выполнять упражнения. Надо учесть, что в этом случае отскок будет зависеть от того, под каким углом к «сетке» послан мяч и с какой скоростью (вначале чуть снизу вверх, потом горизонтально и несколько сверху вниз).
Учитывая, что приём мяча от сетки встречается в игре не так уж часто, упражнения следует давать в уроках как дополнительные к основным, при разделении учащихся на группы.
Многократный приём мяча снизу двумя руками
Рекомендуемые упражнения здесь следующие.
1. В парах, один учащийся набрасывает мяч, другой отбивает его сразу двумя руками.
2. То же, но первый раз приёмом снизу мяч послать вверх перед собой, вторым ударом снизу направить его партнёру.
3. У стены многократное отбивание мяча снизу двумя руками в стену.
4. То же, но перемещаясь вправо, влево.
5. Многократное отбивание мяча снизу двумя руками перед собой вверх.
Нижняя прямая подача на точность
Учащимся надо прививать умение видеть, что происходит на стороне соперников: где находятся слабые игроки, знать уязвимые места на площадке, где сложно принимать мяч (у боковых и лицевой линий). Стремление подавать точно повысит внимание и сосредоточенность учащихся на подаче и тем самым уменьшить число ошибок.
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
Упражнения.
1. Подача нижняя прямая в правую часть площадки.
2. То же, в левую часть.
3. Подача в дальнюю от сетки половину площадки.
4. То же, в ближнюю часть.
Упражнения в подачах лучше выполнять на двух площадках (можно уменьшенного размера). Подачи целесообразно сочетать с приёмом подачи. При хорошей организации учащихся и внимательном их отношении к упражнениям можно одновременно с двух сторон сетки подавать и принимать мяч. К этому надо добавить, что занимающиеся в 9 классе уже достаточно хорошо владеют навыком подачи и приёма подачи.
5. На рис. 1. показано размещение игроков при подачах и приёме подачи. Подача выполняется из зон 1 и 5, на приёме подачи по трое учащихся: в зонах 5, 1 и 6. По два учащихся стоят у сетки с каждой стороны, они ловят мячи от игроков, принимающих подачу, и отправляют их подающим игрокам (своим и чужим, в зависимости от конкретной обстановки).
Технические действия (система игры)
Ученики 9 класса должны овладеть основами организации командных тактических действий в нападении через игрока передней линии и в защите – углом вперёд.
Система игры в нападении через игрока передней линии состоит в том, что передачу на удар, или, как ещё говорят, вторую передачу, выполняет один из игроков, который в данный момент по расстановке находится у сетки. Это игроки 3-й, 2-й, и 4-й зон. При приёме подачи или мяча от команды соперников игроки стремятся направить мяч к сетке, у начинающих обучение это игрок зоны 3, который и выполняет вторую передачу.
На рис. 2 показано расположение игроков и направление первых и вторых передач мяча. Предлагаем основные упражнения.
1. Шестеро учащихся располагаются в расстановке для приёма подачи (см. наш журнал, 1984, № 3). С другой стороны площадки учащиеся выполняют подачи. При приёме подачи мяч посылают в зону 3, из зоны 3 в зону 4 или 2 – куда обращён лицом этот учащийся.
2. То же, но вторая передача выполняется стоя спиной к той зоне, куда будет послан мяч.
Система игры в защите углом вперёд состоит в том, что игроки располагаются в защите так, что игрок зоны 6 находится ближе к сетке, чем к лицевой линии (рис. 3). В дальнейшем, когда учащиеся освоят блокирование (в 11 классе), игрок зоны 6 будет осуществлять страховку блокирующих. Сейчас он активно участвует в защите, принимая мяч в своей зоне. Упражнения для освоения данной системы защиты такие.
3. Шестеро учащихся находятся в защитной расстановке углом вперёд, на противоположной стороне площадки игроки выполняют групповое упражнение с передачей мяча через сетку (в опорном положении, в прыжке) из числа изученных. Защищающаяся команда принимает мяч и направляет его к сетке в зону 3. Учащийся ловит мяч и бросает его через сетку, где упражнение повторяется. После нескольких попыток учащиеся совершают переход, как при выигрыше подачи, упражнение повторяют снова и т. д.
4. Сочетание упражнений 1, 2 из нападающих действий и в защите углом вперёд.
Примерное содержание уроков в 9 классе
На уроках физической культуры в 9 классе при изучении приёмов игры в волейбол соблюдаются основные требования, которые изложены в предыдущих статьях, опубликованных в № 1 и 3 за 1986 год.
Урок 1. Упражнения 1, 5 из раздела «Перемещения»; 1, 2 из раздела «Передача»; 1, 2 из раздела «Подача»; 1, 2 из раздела «Подготовительные игры».
Урок 2. Упр. 1, 6 — «Перемещения»; 1, 2 — «Передача»; 1 — «Приём от сетки»; 3 — «Подача»; 2 — «Подготовительные игры».
Урок 3. Упр. 2, 6 – «Перемещения»; 3, 5 – «Передача»; 2 – «Приём от сетки»; 4 – «Подача»; 3 – «Подготовительные игры».
Урок 4. Упр. 3, 5 – «Перемещения»; 3, 5 – «Передача»; 1 – «Передача стоя спиной к цели»; 1, 2 – «Приём от сетки»; 1, 2 – «Многократный приём снизу».
Урок 5. Упр. 1, 4 – «Перемещения»; 6, 4 – «Передача»; 2, 3 – «Передача стоя спиной к цели»; 4 – «Подготовительные игры».
Урок 6. Упр. 2, 7 – «Перемещения»; 7, 8 – «Передача»; 1, 2 – «Передача в прыжке»; 3, 4 – «Передача стоя спиной к цели».
Урок 7. Упр. 3, 6 – «Перемещения»; 12 – «Передача»; 2, 3, 4 – «Передача в прыжке»; 3 – «Многократный приём снизу»; 4 – «Подготовительные игры».
Урок 8. Упр. 4, 6 – «Перемещения»; 8, 4 – «Передача»; 5 – «Передача в прыжке»; 3 – «Приём от сетки»; 4 – «Многократный приём снизу».
Урок 9. Упр. 5, 7 – «Перемещения»; 9 – «Передача»; 4, 5 – «Передача стоя спиной к цели»; 5 – «Многократный приём снизу»; 4 – «Подготовительные игры».
Урок 10. Упр. 1, 3 – «Перемещения»; 6, 7 – «Передача в прыжке»; 3, 4 – «Подача»; 1 – «Тактические действия в нападении».
Урок 11. Упр. 4, 2 – «Перемещения»; 10 – «Передача»; 6 – «Передача стоя спиной к цели»; 3 – «Приём от сетки»; 5 – «Подача»; 2 – «Тактические действия в нападении».
Урок 12. Упр. 5, 7 – «Перемещения»; 10 – «Передача»; 9 – «Передача в прыжке»; 5 – «Многократный приём снизу»; 3 – «Тактические действия в защите»; 4 – «Подготовительные игры».
Урок 13. Упр. 3, 7 – «Перемещения»; 12б – «Передача»; 7 – «Передача стоя спиной к цели»; 3 – «Тактические действия в защите»; 4 – «Подготовительные игры».
Урок 14. Упр. 6, 4 – «Перемещения»; 11 – «Передача»; 9 – «Передача в прыжке»; 7 — «Передача стоя спиной к цели»; 5 – «Подача»; 2, 4 – «Тактические действия в нападении»; 2 – «Тактические действия в защите».
Урок 15. Упр. 3 – «Перемещения»; 4 – «Подготовительные игры». Определяется степень освоения учащимися приёмов игры.
Урок 16. Во вводной части выполняются упражнения, разученные на предыдущих уроках. Основная часть урока уделена учебной игре в волейбол. Определяется степень освоения учащимися навыков игры в волейбол.