Урок: географии.
Класс: 5 а
Учитель: Сергеева С.В.
Тема: Горные породы и минералы.
Тип урока: урок формирования знаний с элементами практической работы.
Представление о результатах:
Личностные результаты: проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; анализировать и осмысливать текст, давать определения понятиям, структуировать, выделять главное и второстепенное в тексте.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, то есть определение цели, функций участников, способов взаимодействия, аботать в группе, устанавливать рабочие отношения, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися , и того, что еще не известно; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
Предметные результаты: выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород. Умение составлять геологическую коллекцию, описывать образцы горных пород.
Цель урока: формирование представлений об основных группах горных пород и их происхождении.
Технология: ИКТ, системно-деятельностный подход.
Оборудование: коллекции горных пород,Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Этап урока | Взаимодействие в образовательном процессе | ||
Действия педагога | Действия обучающегося | ||
1 | Самоопределение к деятельности | Уточнять и конкретизировать действия учащихся. – Проверьте, ребята, всё ли у вас готово к уроку. — Сегодня мы работаем в группах, посмотрите на столе у вас лежит памятка – правила работы в группах. | Контролируют свою готовность к уроку.
Читают правила работы. |
2 | Актуализация знаний, мотивация | Повторение изученного – На протяжении нескольких уроков мы ведём речь о Внутреннем строении Земли, повторим. 1. У доски назвать часть Земли и из скольких частей она состоит. Кратко охарактеризуйте эти части. 2. – Как называются зоны взаимодействия литосферных плит? 3. Каких типов бывает земная кора.Чем океаническая земная кора, отличается от материковой? 4. Где чаще происходят землетрясения и извержения вулканов? Почему?
. | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы – ядро, мантия, земная кора – Сейсмические зоны. В океанах, там кора тоньше
|
3 | Постановка учебной задачи | Организация ситуации формулирования проблемы Итак, мы знаем, что верхняя часть литосферы – земная кора. Она бывает 2 типов. Что нам необходимо еще узнать о земной коре? Правильно: Цель урока: узнать о разнообразии горных пород и минералов и определить, какие горные породы бывают по своему происхождению. | Дети формулируют проблему. «Из чего состоит земная кора» |
4 | Решение учебной задачи | Земная кора состоит из разнообразных горных пород и минералов. Со многими из них мы часто встречаемся в повседневной жизни: поваренная соль, графит, тальк, пемза, мрамор и многие другие. Горные породы и минералы имеют разный состав, внешний вид, цвет. 1. Минералы – однородные по своим свойствам вещества. Перед вами образцы, горных пород, определите их название по описанию. Проверяет правильность определения горных пород. – Все горные породы и минералы отличаются. Чем? Почему?
| Запись темы, определений в опорном конспекте (Приложение 3) Минералы – однородные по своим свойствам вещества.
Горные породы – природное соединение минералов – Цветом, твердостью, прозрачностью, блеском.
Практическая работа. Почувствуйте себя геологами. Отмечают правильные ответы на листе самоанализа. Распределите горные породы, которые лежат перед вами на 3 группы. |
5 |
| – А сейчас, ребята, для закрепления изученного материала проведем практическую работу. Почувствуйте себя геологами! У каждого горная порода или минерал. Вы должны охарактеризовать его по разным признакам и определить какое происхождение имеет данная порода. 1 группа – мрамор Оцените свою деятельность в выполнении практической работы. | Практическая работа. |
6 | Итог занятия. Рефлексия деятельности | – Ребята, как вы думаете, работая на уроке, мы достигли поставленной цели? Я узнал… Я учился… Я понял… | – Да. – Из горных пород и минералов. |