Урок: географии.

Класс: 5 а

Учитель: Сергеева С.В.

Тема: Горные породы и минералы.

Тип урока: урок формирования знаний с элементами практической работы.

Представление о результатах:

Личностные результаты: проявление учебно-познавательных мотивов; стремление к приобретению новых знаний. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Метапредметные  результаты:

Познавательные УУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; анализировать и осмысливать текст, давать определения понятиям, структуировать, выделять главное и второстепенное в тексте.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, то есть определение цели, функций участников, способов взаимодействия, аботать в группе, устанавливать рабочие отношения, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. 
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися , и того, что еще не известно; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.

Предметные результаты:  выделять, описывать и объяснять существенные признаки минералов и горных пород. Умение составлять геологическую коллекцию, описывать образцы горных пород.

Цель урока: формирование  представлений об основных группах горных пород и их происхождении.

Технология: ИКТ, системно-деятельностный подход.

Оборудование:  коллекции горных пород,Приложение 1Приложение 2Приложение 3


п/п

Этап урока

Взаимодействие в образовательном процессе

Действия педагога

Действия обучающегося

1

Самоопределение к деятельности

Уточнять и конкретизировать действия учащихся.

Проверьте, ребята, всё ли у вас готово к уроку.

— Сегодня мы работаем в группах, посмотрите на столе у вас лежит памятка – правила работы в группах.

Контролируют свою готовность к уроку.

Читают правила работы.

2

Актуализация знаний, мотивация

Повторение изученного

На протяжении нескольких уроков мы ведём речь о Внутреннем строении Земли, повторим.

1. У доски назвать часть Земли и из скольких частей она состоит. Кратко охарактеризуйте эти части.

2. – Как называются зоны взаимодействия литосферных плит?
– Какие явления в этих зонах происходят?

3. Каких типов бывает земная кора.Чем океаническая земная кора, отличается от материковой?

4. Где чаще происходят землетрясения и извержения вулканов? Почему?

 

.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

ядро, мантия, земная кора

Сейсмические зоны.
– Вулканизм, землетрясения

В океанах, там кора тоньше

3

Постановка учебной задачи

Организация ситуации формулирования проблемы

Итак, мы знаем, что верхняя часть литосферы – земная кора. Она бывает 2 типов. Что нам необходимо еще узнать о земной коре?

Правильно:
– Из чего состоит земная  кора? вы затрудняетесь ответить на этот вопрос?
– Какова тема нашего урока?
– Сформулируйте цель.

Цель урока: узнать о разнообразии горных пород и минералов и определить, какие горные породы бывают по своему происхождению.

Дети формулируют проблему.

«Из чего состоит земная кора»
– формирование  представлений об основных группах горных пород и их    происхождении

4

Решение учебной задачи

Земная кора состоит из разнообразных горных пород и минералов. Со многими из них мы часто встречаемся в повседневной жизни: поваренная соль, графит, тальк, пемза, мрамор и многие другие. Горные породы и минералы имеют разный состав, внешний вид, цвет.

1. Минералы – однородные по своим свойствам вещества. 
Действительно, минералы бывают различной твердости. Самый 
мягкий – тальк – такой мягкий, что его легко поцарапать ногтем. 
Полная противоположность – 
алмаз, он тверже всех минералов.     Есть минералы, которые называются слюдой.  Они обладают необыкновенным свойством – от них можно осторожно отделить тонкую пластинку, от которой можно отделить еще более тонкую.
Можно ли есть камни? Конечно, существуют минералы, пригодные в пищу – 
поваренная соль, графит – в карандашах Танзанит встречается в природе практически в 1000 раз реже, чем бриллиант. И это естественно, поскольку существует только одно место в мире, где можно найти эти камни. Их добывают в предгорьях Килиманджаро, а количество камней, которые поступают в продажу, крайне ограничено. 
Вывод (учитель и учащиеся): В мире существует около 3000 минералов. Большинство минералов встречаются в твердом состоянии. Минералы могут быть и в жидком и газообразном состоянии.
Все они отличаются друг от друга по цвету, форме, плотности, твердости. 
Минералы встречаются в твердой оболочке Земли как самостоятельно, так и в соединении друг с другом
Горные породы – природные тела, состоящие из нескольких минералов (гранит – полевой  шпат, слюда, кварц)

Перед вами образцы, горных пород, определите их название по описанию.

Проверяет правильность определения горных пород.

Все горные породы  и минералы отличаются. Чем? Почему?


ГП: магматические, осадочные, метаморфические.
Магматические горные породы 
образуются при застывании магмы мантии, поднимающейся из глубин Земли.  
Если изливание магмы происходит в глубине, то такие горные породы называются
глубинные, их остывание происходит медленно, и образуются крупнокристаллические породы (гранит)
Если происходит изливание на поверхность, то такие горные породы называются
излившиеся, их остывание происходит быстро и кристаллы образуются мелкие, (базальт,  без кристаллов – обсидиан).
Осадочные  горные породы.  Как только образовались магматические горные породы, за них берутся внешние силы земли: ветер, текучие воды, солнце, микроорганизмы. По их законам земная поверхность должна быть идеально ровной и гладкой. Поэтому они начинают разрушать горы, скалы, их обломки измельчать и переносить на разные участки земной поверхности, заполнять впадины и низины на суше; осаждать на дне океанов и морей и других водоемов. 
Одни возникли в результате жизнедеятельности организмов и образовались из остатков растений и животных, отлагающихся на дне водоемов. На них можно увидеть остатки древних растений и насекомых. Их назвали 
органическими(известняк – ракушечник, торф, мел, каменный уголь)
Происхождение других связано с неживой природой, поэтому они получили название
неорганические:
В свою очередь их разделили еще на две группы: те, которые образовались из обломков разрушенных скал, осели во впадинах и уплотнились в горные породы, назвалиобломочными (щебень, галька, песок)                                                              А те, которые образовались из химических веществ, содержащихся в воде морей и океанов, уплотнились, осели на дно и превратились в горные породы, назвалихимическими (гипс, каменная соль)
Метаморфические. Горные породы обладают прочностью, но при попадании в другие условия их состав и свойства начинают меняться. Так, в результате тектонических движений горные породы могут быть перемещены с поверхности земли в ее глубины. Под давлением пластов других пород, воздействия высоких t глубин Земли, новых потоков магмы горные породы изменяются и превращаются в совершенно другие, которые называются метаморфическими (с греческого «метаморфоз» – превращение).  Гранит – гнейс ,  известняк – мрамор

Запись темы, определений в опорном конспекте (Приложение 3)

Минералы – однородные по своим свойствам вещества.
(тальк, алмаз, слюда)

 

 

Горные породы – природное соединение минералов

Цветом, твердостью, прозрачностью, блеском.
– Разное происхождение ГП и М.Заполнение схемы в опорном конспекте.

Практическая работа. Почувствуйте себя геологами.
«Определитель горных пород», используя фотографии в учебнике ( стр 42-43) и определитель горных пород учащиеся в группах определяют название горных пород.

Отмечают правильные ответы на листе самоанализа.

Распределите горные породы, которые лежат перед вами на 3 группы.

5

 – А сейчас, ребята, для закрепления изученного материала проведем практическую работу. Почувствуйте себя геологами!

У каждого горная порода или минерал. Вы должны охарактеризовать его по разным признакам и определить какое происхождение имеет данная порода. 

1 группа – мрамор
2 группа – мел
3 группа – гранит

Оцените  свою деятельность в выполнении практической работы.

Практическая работа.
«Определитель горных пород» (Приложение 2
 )
Учащимся предлагаются ГП, они определяют  их происхождение.

6

Итог занятия. Рефлексия деятельности

Ребята, как вы думаете, работая на уроке, мы достигли поставленной цели?
– Из чего же состоит земная кора?
– По какому признаку мы объединили ГП в 3 группы?
Домашнее задание: параграф 8, ознакомиться с  «Школой географа-следопыта».
Оцените  свою работу на уроке.

Я узнал…

Я учился…

Я понял…
Урок окончен.

Да.

Из горных пород и минералов.
– По происхождению.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here