МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЁДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Диагностическая работа
для текущего контроля знаний по географии
обучающихся в 5-х классах
подготовила
учитель биологии
Трухина Лариса Визольдовна
Сургутский район
Городское поселение Фёдоровский
2013 год
Спецификация
диагностической работы
для текущего контроля знаний по географии
обучающихся в 5-х классах
-
Назначение диагностической работы
Диагностическая работа проводиться с целью выявление уровня сформированности предметных умений по географии. Оценка уровня обученности школьников по географии в соответствии с требованиями к подготовке обучающихся.
-
Документы, определяющие содержание и структуру работы
Содержание рубежного теста определяется Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 № 1089) и охватывает учебный материал, изученный за время обучения в первой четверти 5 класса по темам: «Введение», «Земля как планета Солнечной системы» общеобразовательной программе.
-
Структура работы
Каждый вариант рубежного теста (всего 2 варианта) состоит из 14 основных заданий, из которых 3 задания развёрнутым ответом.
Из представленных заданий:
— 9 задания с выбором единственного верного ответа из трех предложенных;
— 1 заданий с выбором трех вариантов ответов из шести предложенных.
— 1 задание на установление соответствий.
— 3 задание с развернутым ответом, в котором требуется записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.
-
Время выполнения работы
На выполнение всей работы отводится 45 минут
-
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Каждое задание части А оценивается в 1 балл. Задание (В1) с выбором трех вариантов ответов из шести предложенных в 3 балла. Задание (В2) на установление соответствий в 8 баллов. Задания части С в зависимости от полноты ответа от 1 до 3 баллов за каждое задание.
-
Распределение заданий проверочной работы по содержанию
Проверочные материалы включают основные элементы содержания тем «Введение», «Земля как планета Солнечной системы» изученных в первой четверти.
Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице.
-
№
п./п.
Содержательные блоки (разделы)
Число заданий в варианте
1
География — одна из наук о планете Земля
1
2
Наблюдение метод географической науки
1
3
Земля среди других планет Солнечной системы
5
4
Движение Земли по околосолнечной орбите
3
5
Суточное вращение Земли
4
Итого
14
7. Распределение заданий по видам умений и способам действий
-
Основные умения и способы действия
Число заданий
Максимальный первичный балл
Требования знать и понимать
9
9
Требования уметь
5
20
Требования использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
0
0
Итого
14
29
8. Распределение заданий по уровню сложности
-
Уровень сложности заданий
Число заданий
Максимальный первичный балл
Базовый
9
9
Повышенный
2
11
Высокий
3
9
Итого
14
29
Кодификатор:
Код контролируемого элемента | Контролируемое содержание | |
1. |
| Введение |
| 1.1 | География – одна из наук о природе. |
| 1.2 | Наблюдения — метод географической науки. |
2. |
| Земля как планета Солнечной системы |
| 2.3 | Земля среди планет Солнечной системы |
| 2.4 | Земля среди планет Солнечной системы |
| 2.5 | Суточное вращение Земли |
| 2.6 | Движение Земли по околосолнечной орбите |
| 2.7 | Суточное вращение Земли |
| 2.8 | Движение Земли по околосолнечной орбите |
| 2.9 | Суточное вращение Земли |
| 2.10 | Земля среди других планет Солнечной системы |
| 2.11 | Земля среди других планет Солнечной системы |
| 2.12 | Земля среди других планет Солнечной системы |
| 2.13 | Движение Земли по околосолнечной орбите |
| 2.14 | Суточное вращение Земли |
Демонстрационный вариант
диагностической работы для учащихся 5 классов по темам:
«Введение»,
«Земля как планета Солнечной Системы».
Уровень А
Планируемый результат: знать и объяснять существенные признаки понятий.
-
География
-
наука о веществах и их превращениях
-
наука о Земле
-
наука о небесных телах
2. Присутствие учителя в классе можно определить с помощью:
-
Наблюдения
-
Эксперимента
-
Рассуждения
-
Измерения
3. Центром нашей Солнечной системы является
-
Земля
-
Солнце
-
Луна
4. В состав солнечной системы входят
-
9 планет
-
10 планет
-
8 планет
5. Точки пересечения поверхности Земли с воображаемой осью ее вращения называются
-
северный полярный круг
-
географическими полюсами
-
южный полярный круг
6. День летнего солнцестояния
-
21 марта
-
23 сентября
-
22 июня
7. На глобусе внизу находится полюс
-
южный
-
северный
8. Вследствие того что Земля движется вокруг Солнца на нашей планете происходит
-
смена дня и ночи
-
магнитные бури
-
смена времен года
9. Тропик – это:
а) точки пересечения поверхности Земли с воображаемой осью ее вращения;
б) воображаемые окружности на поверхности Земли, расположенные на одинаковом; расстоянии севернее и южнее экватора.
в) остатки небесного тела, достигшие поверхности Земли.
Уровень В
Планируемый результат: приводить примеры планет земной группы, устанавливать взаимосвязи между планетами и группами, к которым они относятся.
Выберите три правильных ответа из шести предложенных
В1. К планетам земной группы относят
-
Землю
-
Нептун
-
Венеру
-
Марс
-
Сатурн
-
Юпитер
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
В2. Установите соответствие между планетами и группами, к которым они относятся. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
Планеты Группы
-
Юпитер 1) планеты земной группы
-
Меркурий 2) планеты гиганты
-
Сатурн
-
Венера
-
Уран
-
Марс
-
Нептун
-
Земли
б | в | г | д | е | ж | з | |
2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 |
Уровень С
Планируемый результат: использовать понятия для решения учебных задач по изучению географических следствий вращения Земли вокруг своей оси и движения Земли по околосолнечной орбите.
-
Какую форму имеет Земля? Каков радиус Земли по современным данным? Сравните значение длины радиуса Земли, определенные Эратосфеном (6311км) и современными учеными.
-
Почему весной продолжительность светового дня возрастает, а осенью уменьшается?
-
В каком направлении вращается Земля вокруг своей оси. Перечислите географические следствия осевого вращения Земли.
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Каждое задание части А оценивается в 1 балл. За выполнение задания с выбором ответа выставляется один балл при условии, что указан только один номер правильного ответа. Задание (В1) с выбором трех вариантов ответов из шести предложенных в 3 балла. Задание (В2) на установление соответствий в 8 баллов. Задания части С в зависимости от полноты ответа от 1 до 3 баллов за каждое задание.
Ответ | |
| б |
| а |
| б |
| в |
| б |
| в |
| а |
| в |
| б |
| а, б, в |
| а б в г д е ж з 2 1 2 1 2 1 2 1
|
| Земля сплюснута у полюсов. Радиус Земли по современным данным 6371км. Радиус Земли определенный Эратосфеном отличается на 60 км. от современного. |
| Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за год. Сохраняя постоянный наклон оси, земля освещается по – разному. Когда к солнцу обращено северное полушарие, оно больше получает тепла и света – здесь лето. В южном полушарии в это время – зима. |
| Земля вращается вокруг своей оси против часовой стрелки, т.е. с запада на восток. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси: 1. Вращение Земли влияет на ее форму: она немного сплюснута у полюсов. 2. Из-за вращения Земли все движущиеся по ее поверхности тела отклоняются в Северном полушарии вправо по ходу своего движения, а в Южном — влево. Благодаря вращению Земли происходит смена дня и ночи.
|
Литература
-
География. Начальный курс: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.А. Летягин. – М.: Вентана — Граф,2012.
-
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев,
Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова
-
География. Планета Земля. Тетрадь – экзаменатор. 5-6 класс / В.В. Баранов, изд-во «Просвещение». — М.: Просвещение, 2012.