Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл

Конспект интегрированного урока по географии, истории и культуре народов
в
8 классе

«Урбанизация в России»

Подготовили:

учитель географии

Порфирьева Лидия Евгеньевна,

учитель истории и культуры народов

Петруханова Эдита Евтихиановна

г. Козьмодемьянск

2014

Тема: Урбанизация в России

Цель: изучение особенностей урбанизации в России

Задачи:

— работа с понятием урбанизация;

изучение форм, темпов урбанизации в России, выявление следствий урбанизации;

совершенствование умений работать с тематическими картами и таблицами, графиками;

знакомство с итогами социального опроса по оценке восприятия городов;

работа над развитием пространственного воображения и логического мышления, совершенствование навыков публичного выступления.

Оборудование:

ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентационный материал;

мультимедийное пособие: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии. 8 класс», атласы;

система голосования MimioVote беспроводной системы опроса, программа MimioCtudio Журнал успеваемости;

молоток аукциониста, жетоны с числами, поднос.

Ход урока

I. Оргмомент: Картографическая разминка. Показать национальные республики, автономные округа и автономную область со столицами.

II. Изучение нового материала.

А) Объяснение д/з. §41 и заполнить таблицу. Для выполнения необходимы учебник “География Марий Эл” Иванов Н.В. и учебник Рома В.Я., Дронова В.П., Бариновой И.И. и Лобжанидзе А.А. 8 класс.

Демографические

показатели

Россия

Марий Эл

Иванов “География Марий Эл”

1. Население (кол-во).

2. Плотность населения.

3. Численность городского населения.

4. Доля городского населения

5. Численность сельского населения

6. Доля сельского населения

Знать города–миллионеры. Использовать таблицу №18 стр.200.

Б) Объяснение материала базируется на презентации.

1. В начале изучения темы один из учеников выступит по вопросу «История создания российских городов».

Древние города в Древней Руси возникли еще в прошлом тысячелетии: к IX веку относятся летописные воспоминания о Новгороде, Смоленске, Муроме. Число городов быстро росло, и к XII в. их насчитывалось около 150. Во время монголо-татарского нашествия более 2/3 городов было разрушено и почти 1/3 из них не возродилось.

По мере укрепления Руси и ее объединения вокруг Москвы стали возникать новые города. В конце 18 в. была проведена реформа административно-территориального деления России, существенно изменившая сеть городов. В ее основу была положена идея создания относительно равномерной сети городов для улучшения управляемости огромной территорией России.

Процессы индустриализации хозяйства России, бурно происходящие после 1861 г., повлекли за собой быстрый рост крупных городов за счет выходцев из села. Еще более интенсивно эти процессы развивались в период социалистической индустриализации, т.е. в 30-ых годах нашего столетия, когда практически все государственные средства были мобилизованы для создания тяжелой промышленности. К концу 30-х годов российское общество совершенно изменило свой характер: почти вдвое выросла доля городского населения.

2. Работа учителя.

XX век и начало XXI века в полной мере называют веком урбанизации.

См. презентацию по теме.

III. Закрепление материала.

С целью проверки усвоения знаний выполняем тестовое задание, используя систему голосования MimioVote беспроводной системы опроса учеников. Осуществляем проверку и выставляем оценки, используя программу MimioCtudio Журнал успеваемости.

Практическая часть урока.

Аукцион выступлений творческих групп с использованием презентаций по теме «Урбанизация в России»

На этом занятии рассматривается вопрос о следствиях урбанизации. У любого города есть проблемы трех направлений: экологические, экономические, социальные.

1. Выступление руководителя аукциона.

Мы обсуждаем очень важную проблему, посвященную урбанизации в России. Рассматривать эту проблему будем посредством организации аукциона ваших сообщений. Как вы знаете, аукцион — это публичная продажа товара с использованием механизма торгов. В качестве товара для продажи будут рассматриваться ваши сообщения. Ознакомьтесь с основными правилами работы нашего аукциона.

К проведению аукциона привлечена счетная палата, которая будет собирать карточки с оценками после представления каждого сообщения, подсчитывать общий балл — начальную цену «лота» (сообщения), определять победителя сегодняшнего аукциона по оценочной карте.

Начнем представление наших «лотов». Регламент для презентации каждого сообщения: 5-7 минут.

2.Презентация первого лота – выступление первой творческой группы по теме «Преимущества городов» с презентацией.

Во время выступления все участники внимательно слушают выступающих и оценивают их сообщения по 5-балльной шкале. Авторы не участвуют в оценке своей работы.

Вопросы ведущего и аукционеров к выступающимпо ключевым понятиям, новым предложениям.

После выступления помощники собирают карточки с оценками и подсчитывают общий балл – это цена первого лота.

Начинается торг: аукционеры могут повысить оценку сообщения на 1 балл, поднимая свою карточку и аргументируя свое действие. Аукционист объявляет конечную цену сообщения: 30 баллов – раз, 30 баллов – два, 30 баллов – три! Продано.

3. Презентация второго лота — выступление второй творческой группы по теме «Недостатки городов» с презентацией.

Алгоритм работы такой же: выступление, вопросы, сбор карточек с оценками, объявление цены лот, торги.

4. Презентация третьего лота — выступление третьей творческой группы по теме «Моя родина — Козьмодемьянск» с презентацией.

5. Подведение итогов торгов, выявление и награждение группы-победителя. Церемония закрытия: аукционист трижды стучит молотком и объявляет о закрытии аукциона.

Список использованной литературы

  1. Алексеев Н.И. Николина В.В. География населения и хозяйство

России 9 класс. Москва, Просвещение, 2012 г.

  1. Дронов В.П., Ром В.Я, Баринова И.И., Лобжанидзе А.А. География

население и хозяйство России 8 класс. Москва, “Дрофа”, 2013 г.

3. Иванов Н.В. География Республики Марий Эл.г. Йошкар-Ола, 2004 г.

4. Пивоваров Ю.Л. Урбанизация России в XX веке: представления и

реальность / Общественные науки и современность – М.: Знание, №1,

2001 г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Анкетные данные учащихся 3-9 классов.

  2. Данные переписи населения с 2003г. по 2013г. по г. Козьмодемьянску (из предварительной публикации).

  3. Мультимедийное пособие: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии. 8 класс»,

  4. Федорова С.Н. «Аукцион педагогических идей», CD, 2014 г.

  5. http://www.rg.ru/2011/03/27/perepis-rosstat-site.html

  6. http://www.globaltrouble.ru/drugie_global_nye_problemy/problema_urbanizatsii.html

  7. http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/urbanizaciya.html

  8. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/results.html


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here