Государственное бюджетное образовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа

(Образовательный Центр)

с. Челно-Вершины Самарской области

Методическая разработка поисковой работы по краеведению через социальное проектирование по теме:

«Наши земляки –

участники локальных войн»

7-8 класс

Подготовила:

учитель истории и обществознания

Трофимова Татьяна Викторовна

Челно-Вершины, 2014 год

Пояснительная записка

Время выбрало нас,

Закружило в Чеченской метели,

Нас позвали, друзья,

в грозный час,

Мы военную форму надели.

И в огне горных трудных дорог

Своей кровью кропили походы.

Не заметили в вихре тревог,

Как минуты прессуются в годы.

2013-й стал 85 годом со дня образования Челно-Вершинского района Самарской области. Это событие стало значимым в истории родного района. Каждый уважающий себя челно-вершинец, принял участие в праздновании этого юбилея. Создание проекта, приуроченное к 85летию родного района, является важным, так как привлекает внимание общества к истории малой Родины. Изучение истории малой Родины – это то, с чего начинается формирование чувства гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Гражданин, знающий и помнящий свою историю, достоин уважения, так как он может поделиться информацией, найденной в результате поисковой работы посредством социального проектирования, с окружающими его людьми. Можно прожить в родном селе всю жизнь, но так и не узнать историю своей малой Родины. Подрастающему поколению необходимо осознать важность и актуальность выбранной темы. Поисковая работа тем более важна и актуальна, так как в местных СМИ в год истории не так часто встретишь статьи об истории родного села, о памятниках расположенных на его территории.

  • Граждане должны знать историю родного села, проводить поисковую работу по мере необходимости и помнить о людях, которые ее творили, потому что, не зная прошлого родного края, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее.

  • Изучение истории малой Родины через изучение участников локальных войн представляется крайне важным и актуальным. Люди должны получать знания и поставить их на службу будущему. Ценности прошлого должны стать активными участниками жизни настоящего, нашими боевыми соратниками. Не это ли и является воспитанием чувства патриотизма и гражданственности.

Поэтому принято решение: внести собственный вклад в дело привлечения внимания общественности, в первую очередь в лице учащихся нашей школы, а так всех тех, кто заинтересуется нашей работой.

Цель: Формирование патриотических чувств и сознания учащихся, развитие у них высокой социальной активности, гражданской ответственности через изучение материала об участниках локальных войн и создание брошюры «Наши земляки-участники локальных войн»

Задачи:

  • Утверждение в сознании и чувствах учащихся социально-значимых патриотических ценностей, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной и военной службы;

  • создание возможностей для более активного вовлечения учащихся в решение социальных, культурных проблем;

  • воспитание учащихся в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни;

  • привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания к защитникам Отечества.

Область применения:

  • Социальное проектирование поисковой работы.

  • Исследовательская  деятельность.                                

  • Взаимодействие с общественными организациями.
                     

Формы и методы реализации:

Социальное проектирование поисковой работы:

  1. организация поисковой работы краеведческого кружка.

  2. метод социально-образовательного проектирования.

Исследовательская деятельность:
1. проведение социологического опроса учащихся;
2. Диагностика уровня развития познавательного интереса школьников к истории участия земляков в локальных войнах.

3.Изучение публикаций СМИ по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Взаимодействие с общественными организациями:
1. Проведение мероприятий гражданско — патриотической направленности  совместно с районным домом культуры,  Домом молодежных организаций библиотекой, районным историко-краеведческим музеем; районным архивом.
2. Участие в конкурсах гражданско-патриотической направленности.

3. Встречи с людьми, владеющими информацией по теме.

Участники реализации проекта:

  • Классные коллективы 7-8 классов

  • Члены кружка «Юный краевед»

Нормативно – правовая база

  • Конституция РФ Статья 29 п.1 «Каждому гарантируется свобода мысли и слова»

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
  4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
  5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

  • Проект ФЗ РФ: «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации»

      Настоящий Закон направлен на определение целей, принципов и основных направлений патриотического воспитания граждан как важного элемента государственной политики, устанавливает правовые и организационные основы формирования государственной системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

Глава VII. Статья 40. О сохранении объекта культурного наследия.

Статья 44. Приспособление объекта культурного наследия для современного использования.

Приспособление объекта культурного наследия для современного использования — научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.

Дата первой официальной публикации: 29 июня 2002 г.

Принят Государственной Думой 24 мая 2002 года

Одобрен Советом Федерации 14 июня 2002 года

  • Закон Самарской области от 08.12.2008 №142

Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Самарской области.

Принят Самарской Губернской Думой

Статья 3, 4 «О полномочиях Самарской Губернской Думы и правительства Самарской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия»

К полномочиям в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

принятие законов Самарской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

25 ноября 2008 года

 Ожидаемые результаты

1. Выпуск брошюры «Наши земляки – участники локальных войн» и вручение классным руководителям, музею, библиотеке, учителям – предметникам (истории, ОПД).
2. Вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности, посредством классных часов, внеклассных часов, уроков обществознания, истории и краеведения, заседания кружка «Юный краевед», родительских собраний, экскурсий.
3
Выпуск статьи о результатах работы над проектом в областном альманахе «Моя малая Родина».

4. Размещение электронной версии брошюры на сайтах школ района, администрации района, ресурсного центра для большего охвата желающих воспользоваться материалами брошюры, для привлечения собранного материала к поднятию уровня гражданственности и патриотизма обучающихся.

Полученные результаты:

  1. Издание и распространение брошюры.

  2. Размещение на сайте школы.

  3. Участие в конкурсе социальных проектов «Гражданин»

  4. Проведение автобусных экскурсий к памятнику.

Содержательная часть

Методическая разработка поисковой работы через социальное проектирование по теме:

«Наши земляки – участники локальных войн»

Выявление проблемы

Перед началом работы выявление проблемы — повышение статуса патриотического воспитания в образовательных учреждениях, обновления содержания.

Актуальность проблемы

В нашем государстве, в последнее время очень большое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Мы с этим согласны, так как в современных условиях стали забывать о таких понятиях, как патриотизм, защита Отечества, долг. Мы обязаны помнить и чтить память о тех, кто невзирая ни на что защищал интересы своего государства, свою большую Родину, выполнял свой воинский долг. Эти люди должны стать для нас примером для подражания. Кто – то может сказать: мы их туда не посылали. Это политика государства, преследующая свои корыстные интересы. Какое мы имеем к этому отношение? Но так может рассуждать только обыватель, а не гражданин.

Гражданин, знающий и помнящий свою историю, достоин уважения. Можно прожить в родном селе всю жизнь, но так и не узнать о людях, которые защищали интересы государства. Нам, подрастающему поколению, необходимо осознать важность выбранной темы. Создание этого проекта тем более важно и актуально, так как в местных СМИ не так часто встретишь статьи об участниках локальных войн, разве что в преддверии праздников, посвященных нашим защитникам.

Исследование проблемы

Группа учащихся участвующих в социальном проектировании делятся на подгруппы для удобства работы. Подгруппы имеют свой функционал: социологи, проводят социологический опрос с целью выявления проблемы и анализируют его, правоведы изучают нормативную базу, поисковики ищут необходимую информацию в СМИ, библиотеках, архиве, музее, фотографы работают на подготовку обоснованности продукта и презентацию проекта.

Социологический опрос

Необходимость работы над данной темой выявил социологический опрос, который показал актуальность выбранной темы. Подрастающему поколению, заинтересованному изучением истории своего родного села, в том числе и истории культурного наследия села важно развивать чувство патриотизма и гражданственности, что педагоги, вместе с учащимися должны выполнить в процессе поисковой работы через социальное проектирование для увековечивания памяти погибших защитников в войнах на Северном Кавказе.

Социологические данные помогли сориентироваться в направлении наших поисков информации для брошюры, которую ученики запланировали выпустить.

Сбор и анализ информации

Нормативно-правовая база

На первом этапе работы: сбора и анализа информации, участники социального проектирования изучают нормативную базу, которая позволила найти законы разных уровней от региональных до федеральных. Примерами таких законов стали:

  • Конституция РФ Статья 29 п.1 «Каждому гарантируется свобода мысли и слова»

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
       2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
       3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
       4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
       5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

  • Федеральный закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

Глава VII. Статья 40. О сохранении объекта культурного наследия.

Статья 44. Приспособление объекта культурного наследия для современного использования

Приспособление объекта культурного наследия для современного использования — научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.

Дата первой официальной публикации: 29 июня 2002 г.

Принят Государственной Думой 24 мая 2002 года

Одобрен Советом Федерации 14 июня 2002 года

  • Закон Самарской области от 08.12.2008 №142

Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Самарской области

Принят Самарской Губернской Думой Статья 3, 4 «О полномочиях Самарской Губернской Думы и правительства Самарской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия». К полномочиям в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: принятие законов Самарской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

25 ноября 2008 года

Знание закона позволило учащимся более грамотно отнестись к работе по проектированию.

Анализ СМИ и литературы

В ходе работы над проектом мы проработали материал из средств массовой информации. Статьи, посвященные строительству нового памятника, посвященного жителям Челно-Вершинского района, принимавшим активное участие в боевых действиях в локальных войнах на Северном Кавказе. Эти статьи подтолкнули нас к поиску информации о ребятах, которые сложили головы на этой войне. Районная газета «Авангард» освещала и эти трагические события.

Но она разрозненная, необходимо провести работу по сортировке полученного материала, чтобы в дальнейшем использовать при создании продукта нашего проекта.

Программа действий

В программе действий:

  1. Посещение библиотеки.

  2. Посещение строящегося памятника, посвященного жителям Челно-Вершинского района — участникам локальных войн.

  3. Посещение отдела военного комиссариата Самарской области по Челно-Вершинскому и Шенталинскому районам.

  4. Посещение Челно-Вершинского отделения ВООВ «Боевое братство», встреча с председателем организации Шакуто А.Ю.

  5. Формирование списка участников локальных войн по Челно-Вершинскому району.

  6. Встреча с участниками боевых действий и родственниками, погибших героев.

  7. Посещение историко-краеведческого музея и встреча с директором Кузьменковой В.П.

  8. Посещение редакции районной газеты «Авангард», встреча с главным редактором Мининой А.В.

  9. Посещение МАУ ДМО и встреча с директором организации Бодровой М.А.

  10. Посещение митинга, посвященного открытию мемориала памяти ветеранов северного Кавказа.

  11. Поиск информации

    • работа с литературой и СМИ

    • работа с музейным материалом

    • работа над подбором материалов

    • разработка дизайна брошюры

    • оформлением брошюры

    • выпуск брошюры

  12. Вручение брошюр главному редактору газеты «Авангард», историко-краеведческому музею, директору МАУ ДМО Бодровой М.А., председателю Челно-Вершинскому отделению ВООВ «Боевое братство» Шакуто А.Ю., классным руководителям 7-х классов, заместителю директора по воспитательной работе Хорошиловой Т.Н.

Социальная переписка

При работе над проектом обучающиеся сотрудничали с различными общественными организациями. С властными органами учащиеся использовали социальную переписку, в ходе которой был получен материал об интересующих нас материалах: участниках локальных войн на Северном Кавказе, уроженцев Челно-Вершинского района, об их дальнейшей судьбе, о памятнике, построенном в честь воинов – участников локальных войн, об инициаторе строительства этого памятника. А также учащиеся вступали в непосредственный контакт с участниками этих войн, для установления непосредственного контакта и получения информации из первых рук.

Экономическое обоснование

Неотъемлемой частью социального проектирования является экономическое обоснование и реалистичность действий, которые сложились положительно и реализация нашего проекта прошла без затрат, благодаря умению учащихся работать с социальными партнерами, которые оценили усилия обучающихся по продвижению патриотической линии нашей работы.

Результаты

1.Запланированный тираж брошюры, как конечный аккорд в поисковой работе через социальное проектирование, вручили учителям – предметникам, классным руководителям, подарили районному историко — краеведческому музею, школьной и районной библиотеке, редактору районной газеты «Авангард».

2. Электронный вариант брошюры размещен на школьном сайте.

3. Победа в конкурсе социальных проектов «Гражданин».

Планируется:

  1. Дополнительный выпуск брошюры;

  2. Распространение на сайтах школ района, администрации Челно-Вершинского района Самарской области;

  3. Статья о работе над социальным проектом, посвященной увековечиванию памяти погибших воинов в локальных войнах на Северном Кавказе.

Список использованной литературы

  1. Материалы Дома молодежных организаций.

  2. Материалы военкомата.

  3. Материалы ВООВ «Боевое братство».

4.Статьи из районной газеты «Авангард» разных лет:

  • 24 от 3 апреля 2013 года;

  • 4 от 18 января 2000 года;

  • 35 от 14 мая 2002 года;

  • 12 от 15 февраля 2000 года;

5. Документальные материалы районного краеведческого музея.

6. Ресурсы интернета.

7. Книга памяти жителей Самарской области, погибших в военных локальных конфликтах. Том.2 Самара 2005 год.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here