МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Тамбовки»

Харабалинского района, Астраханской области.

Классный час по теме:

« Имя России – Татищев»

форма – «круглый стол».

Исполнитель: Классный руководитель

Владимирова Людмила Алексеевна

библиотекарь МОУ «СОШ с. Тамбовки»

Королева Мария Мефодиевна

2010 – 2011 уч. год.

Классный час по теме: «Имя России – Татищев», для 8 класса.

Авторы: Владимирова Людмила Алексеевна, учитель английского языка

Королёва Мария Мефодиевна, библиотекарь

Название ОУ: МОУ «СОШ с. Тамбовки», Харабалинского района, Астраханской области.

Классный час по теме «Имя России – Татищев», для 8 класса.

Форма — «круглый стол»

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством великого русского учёного, историка, гражданина Василия Никитича Татищева.

Задачи:

— развитие у учащихся творческой активности, воображения и фантазии;

— воспитание познавательного интереса и бережного отношения к истории родного края, жизни и творчеству замечательного человека и гражданина Василия Никитича Татищева;

— воспитание у учащихся чувства гражданственности, патриотизма, ответственности за судьбу своей Родины.

Оборудование: выставка книг о В.Н.Татищеве, музыкальное оформление,

диск о В.Н.Татищеве, плакаты, бюллетени для голосования.

Ход классного часа:

1 Вступление

Ученик: Василий Никитич Татищев – человек, всесторонних знаний, оставил заметный вклад в экономическом и духовном развитии России не только в 18 веке, но и в последующие столетия.

Дипломат, выдающийся администратор, педагог, естествоиспытатель, математик, горный инженер, историк, археолог, юрист и выдающийся политик.

Татищев по своему уму и многосторонней деятельности может быть поставлен в число первых зодчих русской науки. И мы по праву и вполне заслужено, называем имя России – Татищев (1686 – 1750).

2 Ход мероприятия

Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит описать эту всестороннюю личность, этого замечательного человека, тайного советника и Астраханского губернатора с 1741 -1745г.

Представить имя России – Татищев мы доверили … (учитель представляет ученика)

Ученик: Я начну с самого главного его вклада в развитие отечественной культуры – это его бесценный авторский труд « История Российская с древнейших времён» в 6-ти томах. Для написания «Истории Российской» Татищев собрал и обобщил 300 исторических источников, большинство из которых являются древними источниками. Книгу «История Российская с древнейших времён» Василий Никитич Татищев писал 30 лет. Он первый описал подробно историю скифов, сарматов, печенегов, половцев, варягов. Их традиции, обычаи, язык и суеверия. Историю Российского государства Татищев изложил подробно по годам с древнейших времён по 1613 год, а вот весь 17 век и 18 век по 1730 год собрал только летописные источники без комментариев. Татищев указал причины установления крепостного права, причины кризиса государственной власти с 1598 по 1612 год, когда был, воздвигнут на престол первый из династии Романовых – Михаил Романов.

О том, что Татищев явился первым творцом русской истории, свидетельствует его работа по истории географии и картографии. Он создал первый в России энциклопедический словарь «Лексикон российской, исторической, географической и гражданской. В основе русской истории у Татищева лежит идея – самодержавия или (монархия). Он считал, что монархия необходима для обширных земель России с открытыми границами, где народ не просвещён и сдерживается страхом « нежели от собственного благонравия». Нам учащимся более понятна и интересна следующая его книга, которая называется « Разговор двух приятелей о пользе наук и

училищ». Эта книга написана в форме вопросов и ответов. В основе лежит спор Татищева с бывшим приятелем Сергеем Долгоруким и профессорами из Академии Наук. Впрочем, послушайте сами, о чём идёт речь в этой книге.

3.Театролизованная постановка, отрывок из книги В.Н.Татищева «Разговор двух приятелей о пользе наук».

Сцена 1.

Татищев: (в напудренном парике, сидит за столом, облокотившись локтями, что-то пишет гусиным пером, входит юноша в костюме 18 века, протягивает письмо Татищеву)

Юноша: Василий Никитич, здравие Вам! Вашему Превосходительству велено передать из Академии конверт.

Татищев: (открывает конверт, читает и возмущённо восклицает)

Опять замечание, и всё критические реплики, и все от иноземных учёных. Просят даже новое заглавие придумать. Ах, каверзники, смутьяны!

Юноша: А вы всё пишите? Да это превеликое дело, если « Историю» от начала и до конца опишите. Ведь Европейские хроники много клеветы измышляют о государстве Российском.

Татищев: Да я же для пользы государевой радею. Интересы Отечества ставлю превыше всего. Как же этого не понять?

Юноша: Похвально. Василий Никитич, скажите, какие науки нам сейчас нужны?

Татищев: Как человек из двух разных свойств состоит, то есть души и тела, так и науки по свойствам разделяются: нужные, полезные, увеселяющие, тщетные и бесполезны. В числе « нужных» на первом месте стоят « телесные науки». Поскольку природа требует от человека поддержания собственного существования, необходимы соответствующие знания, сие именуется домоводство, а по-гречески сие « экономия» (читает чётко по слогам) эко-номия. Той же цели служит и ме-ди-ци-на. А вот к полезным наукам мы относим:

1) Письмо – есть первое, через которое мы прошедшее знаем и в памяти храним.

2) Знание иностранных языков сие полезно, тогда токмо, когда правильно употребляемо. « Примешивание» же иностранных слов в свой язык – вредительно.

3) Далее … людям полезна « мафематика», включая и арифметику, и земледелие (геометрию) и строительство (архитектура)

4) Государственным чинам высших рангов важно учить « деяние и летописи» или историю и хронографию, землеописание (географию) и знать надобно « нравы людей», проживавших в той или иной земле.

5) В числе полезных наук надобно знать « естествоиспытание» (физику, химию)

Татищев: Да, надобно знать, что из чего состоит и что из чего происходит и приключается, дабы уберечь себя от вреда.

Юноша: А какие науки Вы относите к « тщетным»?

Татищев: К любопытным или тщетным я отношу науки, которые ни настоящей, ни настоящей, ни будущей пользы в себе не имеют. Это астрология – звёздопровещание. Это хиромантия – рукознание. « Ни физического, ни мафематического основания оны не имеют, но у суеверных людей, паче у людей меланхоличных они находят благоприятную почву»

Юноша: Какие училища и где Вы полезнейше учредить, разумеете?

Татищев: Училища государственные! Государственные средства следует «неимущим» оставлять. Рядом со «знатными» неимущие научаться «обхождению» и приобретут «смелость». Книг и инструментов надобно иметь с довольством в училищах.

4.Учитель: …. представила нам Василия Никитича Татищева, как первого историка России. Вы послушали отрывок из его книги «Разговор двух приятелей о пользе наук». Итак, приступим к обсуждению личности учёного, дипломата и политика Татищева. Заслуживает ли присвоить имя России – Татищев?

нам сказала, что Татищев был первым историком, он был первым в составлении атласов, карт и книг,… не так ли, уважаемые эксперты?

( учитель обращается к учащимся)

5.Выступление экспертов

Эксперт 1: Татищев не только писал историю России, но и сам участвовал в важнейших исторических событиях. В молодости был участником Полтавской битвы со шведами вместе с Петром I. В одном из боёв был ранен, ранение заметил Петр I. Об этом случае Татищев рассказывал старшинам, будучи губернатором Астраханского края. «Счастлив был для меня тот день, когда на поле Полтавском я ранен был подле государя, который сам всё распоряжал под ядрами и пулями, а когда он поцеловал меня в лоб, поздравляя с ранением за Отечество. Счастлив был я безмерно». Татищев всегда добросовестно выполнял все поручения царя и его сенаторов. Так Петр I велел Татищеву провести землемерие Российской географии. 400 геодезистов были даны в помощь Татищеву. Он составлял карты озёр, рек. Татищев описал карты озёр Баскунчак, Эльтон, великой реки Волги в нашем крае.

Эксперт 2: Чем только не занимался Василий Никитич Татищев! То он едет на Урал осваивать рудники, строит фабрики, заводы по производству местных руд, то его посылают в Швецию для изучения опыта ведения экономики, то его оставляют в Москве работать в монетной палате, чтобы поправить финансово- экономические дела в государстве после смерти

Петра I. Создаётся впечатление, что всюду, где трудно, где накапливаются неразрешимые проблемы – посылают Татищева, как будто других лиц в государстве не было?

Эксперт 3: При правлении Петра I, да и позже « ещё не было серьёзной специализации и разделения труда. Поэтому одни и те же лица перебрасывались с одного объекта на другой и выполняли порой совершенно не знакомое дело, но поражает биографов Татищева, с какой лёгкостью он переходил с одного дела на другое, часто тоже не знакомое и выполняет всё хорошо и основательно.

Эксперт 4: Если Татищев все поручения выполнял хорошо, тогда за что его часто преследовали, понижали в должности, не доплачивали? В нашем Астраханском крае Татищев оказался не по своей воле, и как часто он вспоминал, послали его туда в ссылку.

Эксперт 5: Татищев был честным человеком и своим поведением и делами подавал пример честности и чистоты, что порой злило людей не порядочных, поэтому они писали доносы и чинили клевету на него. Честным людям очень трудно удержаться на службе, всегда находятся недоброжелатели, близкие к власти, их клевета во взятках и доходила до цели, поэтому Татищева понижали либо в жаловании, либо не доплачивали, а он часто недоумевал «За что?». В наш Астраханский край он прибыл в составе калмыцкой делегации.

Эксперт 6: До калмыцкой комиссии Татищев был назначен главой «Оренбургской экспедиции», задачей которого входило освоение новых земель, строительство заводов и военных крепостей. Татищева считают основателем городов – Оренбурга, Тольятти, нашего Астраханского городка – Енотаевка. Строительство заводов, городков приводило в волнение местное население Поволжья – башкиров под Оренбургом, калмыков в Астрахани.

Татищеву приходилось усмирять волнения разными путями: вести переговоры и задаривать старшин подарками в целях государственной безопасности. А недруги его обвиняли во взятках и других злоупотреблениях.

Учитель: Татищев 5 лет служил губернатором Астраханского края, вспомните, чем он занимался в нашем крае конкретно, что сделал полезного для города и губернии?

6.Театролизованная постановка «Беседа В.Н.Татищева с военным»

Ученик: Татищев был прислан в Астрахань не на губернаторскую должность, а как всегда разрешить какие-то трудно решаемые вопросы, а в Астраханском крае – это были калмыцкие распри, междоусобные раздоры. Вот как это было:

Военный: По степи мечемся, мечемся неделями, мундир не меняешь, о белье не заботишься, только орудие и бережёшь. Неспокойно в Низовом крае. Только что сгорел Чёрный Яр. Форпосты, расставленные на Волге, слабы.

Татищев: Надо построить между Царицыным и Астраханью укрепленные городки.

Военный: А где людей взять?

Татищев: Переселить с Дона и Малороссии. В волжских местах немалый казённый рыбный промысел.

Учитель: Следует заметить, что вследствие переселения народов из Малороссии в настоящее время в Ахтубинском районе проживают хохлы, украинцы и другие народы.

Военный: С поспешаньем надо решать, что делать со степными князьками…

Уж больно за верховную власть лютуют, особливо ханша Дисина свирепа и хитра!

Татищев: А где она сейчас?

Военный: Кочует со своей сворой где-то в песках…

Татищев: Надо разделить её сообщников разными обещаниями, задарить их, только в случае сопротивления действовать силой. Завтра думаю ехать в Селитренный городок, только не на чём. Карета моя совсем развалилась.

Военный: Повозка найдётся…

7.Ведущий ученик: Да, Астрахань в то время была окраиной, куда ссылали преступников. Узкие улицы Астрахани были непроходимы в дождливую погоду, а в жаркое время воздух стоял тяжёлый, вредный, примешивался запах рыбы. Губернатор Татищев стремился улучшить жизнь кочевых народов, приобщить их к земле, к осёдлой жизни. Татищев возобновил солепромыслы на озёрах Баскунчак, Эльтон. По его проекту на берегу озера Баскунчак был построен военный объект, который до сих пор называется «укрепление кордон». Татищев заложил крепость Енотаевск.

Ученик: Да, личность Татищева всесторонне богатая, он всю свою жизнь трудился на благо России.

Библиотекарь: Ребята, вы назвали самые значительные труды Татищева по истории России, по географии, но есть у него замечательная книга, которая называется «краткие экономические записки». В ней Татищев даёт конкретные советы по ведению хозяйства. Крестьянам он советует, как следует сеять, обрабатывать землю, выращивать урожай. Татищев считал, что крестьяне живут плохо от своей лености. Он писал, что «крестьяне от лености в великую нищету приходят, а после приносят на судьбу жалобу». Татищев не терпит даже минутного безделья не у себя, не у своих подчинённых. Труд для него – самое большое состояние, ценимое выше всего. Петр 1 – один из немногих государственных деятелей с интересом прислушивался к его советам, но не всегда спешил их осуществлять. Другие государственные мужи, дворяне видели в его « новшествах» угрозу их привилегиям, поэтому чинили Татищеву различные «козни». В России интерес к заветам Татищева возрос только в настоящее время, и это спустя 300 лет! Его заслуги перед Отечеством высоко отмечены.

( выступление ученика)

8. Подведение итога (подсчитываются голоса)

Учитель: Мы сказали о Татищеве если не всё, то очень многое. Надеюсь, что Вы поняли: насколько деятельным учёным и практиком был Татищев. И для нас удивительно, почему выбирая имя России, население назвало много достойных умов, при этом не упомянуло имя — Василия Никитича Татищева?

Мы исправим это, и в рамках нашей школы сейчас проголосуем: каждому я выдам бюллетень, в котором следует указать Имя России – Татищев!

Используемая литература:

1.Марков А. Тайный советник. Исторические повести. Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во.1986г.

2.Прошлое Астраханского края (С древнейших времён до конца 19 века)/Сост. А.А.Курбатов.- Астрахань: 2008г.

3. Чернобаев В.Отец русской историографии.//Волга 21декабря2001г. №188-с.4

4.ТатищевВ.Н.(1686-1750) Разговор о пользе наук и училищ//Этническая педагогика: Книга для чтения./Сост.: Пятин В.А., Трещев А.М., Алексеева Г.В. и др. – Астрахань: Изд-во Астраханского Пед. ин-та.1995.,с 71- 74.

5. Татищев В.Н.// Школьная энциклопедия. История России.18-19в.- М.:ОЛМА — Пресс образование. 2003г.- с.608-609.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here