Методическая разработка занятия по курсу « Литература Вятского края» в 6 классе в рамках часов регионального компонента

Касимова Жанна Георгиевна

учитель русского языка и литературы

МОАУ «Гимназия имени А.Грина» г.Кирова.

Данное занятие было проведено в 6 классе с учетом возрастных особенностей развития учащихся в рамках регионального компонента учебного плана. В анализируемом рассказе А.Грина ярко показано трудная победа человека над самим собой. Мультимедийная презентация, видео фрагмент и музыкальное сопровождение делает занятие познавательно интересным и увлекательным.

Занятие по курсу «Литература Вятского края»

в 6 классе по рассказам А.С. Грина « Победитель».

Тема занятия: «Очень просто быть слабым. Очень трудно быть сильным» (по рассказу А.Грина «Победитель»)

Тип занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации; создать условия для развития общеучебных познавательных действий (анализа, синтеза и оценки), а также информационных УУД.

Задачи:

  1. создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции;

  2. совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;

  3. воспитание чувства ответственности за свои поступки, развитие творческих способностей.

Обоснование и особенности используемых приёмов и методов обучения, педагогических технологий: на данном уроке была использована технология развития критического мышления. Исходя из этого, урок организуется по следующей схеме: вызов (пробуждение: имеющихся знаний интереса к получе­нию новой инфор­мации), осмысление (получение новой информации) и рефлексия (осмысление). В рамках технологии использовались следующие методы и приёмы: приём кластер (данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить  значимые именно для него понятия), таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов (развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст), приём «Чтение с остановками» (прием эффективен при работе над чтением текста проблемного содержания, помогает прорабатывать материал детально). Кроме того, учащиеся имеют возможность оценить  факт или событие критически, высказать свое мнение; прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста

Планируемые результаты: Личностные: проявлять личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; правильно (в соответствии с нормами поведения в обществе) оценивать слова и поступки героя произведения. формировать уважение к личности и её достоинству; осуществлять рефлексию.

Метапредметные УУД: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывать и обосновывать свою точку зрения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; строить рассуждения;

Предметные УУД: уметь характеризовать героев; видеть в тексте средства создания характера героя; уметь выявлять заложенные в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; уметь пересказывать прозаическое произведение с использованием цитат из текста и образных средств русского языка; уметь понимать ключевые проблемы произведения; отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Перечень оборудования:

  1. Портрет А. Грина

  2. Видеофрагмент заранее записанного интервью со сверстниками.

  3. Мультимедийная презентация

  4. Песня в исполнении Галины Золотухиной «Каждый выбирает для себя»

Структура урока:

  1. Оргмомент.

  2. Целеполагание и мотивация.

  3. Актуализация

  4. Первичное осмысление материала.

  5. Осознание и осмысление материала.

  6. Рефлексия.

Этапы урока

Предметные УУД

Формируемые УДД

(Р – регулятивные;П – познавательные;

К – коммуникативные;Л – личностные)

  1. Целеполагание и мотивация. Стадия вызова.

Р- обучение целеполаганию

П- строить рассуждения;

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения

  1. Актуализация.

Р- адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

П — обобщать понятия; давать определения понятиям

К — формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

Л — формировать уважение к личности и её достоинству;

  1. Первичное усвоение материала. Аналитическая работа с произведением.

-уметь характеризовать героев

-видеть в тексте средства создания характера героя;

уметь анализировать литературное произведение;

— отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

— уметь сопоставлять героев

— знать изученные теоретико-литературные понятия.

Р- адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии

П- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; строить рассуждения; излагать содержание прочитанного текста выборочно; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

К- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

Л- формировать уважение к личности и её достоинству.

  1. Осознание и осмысление учебной информации.

знать биографические сведения о писателе;

овладение процедурами смыслового анализа; формирование умений воспринимать и анализировать прочитанное.

Р- адекватно самостоятельно оценивать свои суждения и вносить необходимые коррективы в ходе дискуссии.

П- умение делать выводы, понимать авторскую позицию; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
К- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

  1. Рефлексия

формирование потребности в чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

К — обмен мнениями о новой информации

Л- осуществлять рефлексию.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Повернитесь к ним и поприветствуйте их. Посмотрите на меня. Мысленно пожелайте себе удачи. Вы успешны и у вас все получится.

  1. Целеполагание и мотивация. Вызов.

Звучит интервью, взятое у сверстников.

Какую тему затрагивают ребята в своём рассказе? Приходилось ли вам в жизни стоять перед выбором? Трудно ли это? Были ли у вас особые ситуации, когда от принятого вами решения зависела чья-то жизнь или, по крайней мере, очень многое? Что вы чувствовали в этот момент?

Перед вами весы. Это символ — знак выбора. Две чаши: какая перевесит, победит, перетянет на свою сторону? Как сделать правильный ВЫБОР? Как вы считаете, важно ли для человека найти ответы на эти вопросы?

  1. Актуализация.

Трудность выбора, ответственность за принятое решение – это одна из « вечных тем» литературы. Именно этой теме — трудности выбора посвящен наш сегодняшний урок, а поднята эта тема в рассказе А. Грина «Победитель».

Составление кластера.

Рассказ, который мы будем сегодня обсуждать, называется «Победитель». А кто же такой победитель? (составляется кластер)

Работа с толковым словарём С.И.Ожегова.

  1. Победитель. Тот, кто победил, одержал победу.

  2. Победа. 1. Успех в битве, войне, полное поражение противника. 2. Успех в борьбе за что-н., осуществление, достижение чего-н. в результате борьбы, преодоления чего-н.

  3. Пиррова победа (книжн.) — победа, стоившая таких жертв, что равносильна поражению (по имени эпирского царя Пирра).

Работа с таблицей «Толстых» и «Тонких» вопросов

       Тонкие   вопросы

Толстые    вопросы

  Было ли…?

  Что…?

Кто…?

 

Объясните, почему…?

Почему, вы думаете…?

Согласны ли вы …?

— Были ли вы когда-нибудь в роли победителей?

-Что это были за победы? Что вы делали, чтобы победить?

-Почему всегда так сложно победить?

— Почему, вы думаете, что победа всегда так важна для человека?

— Согласны ли вы с тем, что «Очень просто быть слабым. Очень трудно быть сильным»?

  1. Первичное усвоение материала. Аналитическая работа с произведением.

-А кого же побеждает главный герой рассказа Грина? (самого себя) А чтобы убедиться в этом давайте обратимся непосредственно к тексту произведения.

Работа по 1 главе (используется приём «Чтение с остановками»)

-Кто такой Геннисон? (Это талантливый скульптор, самоуверенный)

-Что вы можете сказать о семье Геннисона( небогатая, нуждающаяся в деньгах) Докажите это цитатами.( « Наконец-то фортуна пересекает нашу дорогу…, голодный жест человека…, не бывает денег…»)

Геннисон принёс в дом прекрасную новость, он рассказал о конкурсе, объявленном архитектурной комиссией, строящей университет, главный портал которого должен был украшен бронзовой статуей. Зная о том, что талантлив, на победу в конкурсе возлагает большие надежды. 3000 франков – это спасение

-Какую статую он представил на конкурс? Зачитайте её описание («Женщина, ведущая младенца к горной Вершине Знания»)

-Как эта скульптура связана с наукой? Какой смысл вкладывает Стерс в эту скульптуру? ( Женщина – символ науки, младенец – человечество, горная вершина – знания). Если Геннисон талантлив, самоуверен, то, что его тогда беспокоит? (Был более талантливый, гениальный скульптор «от бога»).

Зачитайте отрывок, когда Геннисон впервые говорит о Ледане.( прочтение отрывка от слов «Верно – нет, иначе Стерс должен был говорить о нём……..до слов « ледан талантлевее меня…»

-Если победа Геннисона предопределена, то что его гонит в школу Ваяния и Живописи? Зависть к сопернику? Страх поражения?

Прокомментируйте слова жены Геннисона ( «Ох, я боюсь всего потрясающего») Что это значит? (не везёт)

Какие слова доказывают непреодолимое желание Геннисона увидеть работу Ледана? («Против воли Геннисона беспокоила мысль, в которой он не мог признаться даже себе… джен,я схожу. Ты понимаешь – это не беспокойство, не зависть – нет…»)

-Что это могла быть за мысль? О чём мог размышлять, что мог задумать главный герой? ( Ледан – гениальный скульптор. Геннисон это понимал. Любят его или нет, он всё равно гениален. Но он обречён, у него нет шансов победить.)

-Почему у Ледана нет шансов победить? (Его не любят за крайнее самомнение, стиль его не в фаворе у людей положительных»)

Итак, Геннисон отправляется в Школу Ваяния и Живописи.

Работа над 2 главой

-Что происходит далее? (Геннисон появляется в здании Школы Ваяния и Живописи. Там его встретил Нурс – сторож, который получил распоряжение никого не пропускать.)

-Что делает Геннисон, чтобы проникнуть в Школу? (Отдаёт последнюю золотую монету – таково было непреодолимое желание увидеть работу Ледана)

-Автор пишет, что «Нурс привёл его к «темнице надежд» Как вы понимаете эти слова?Надежда… Ваши ассоциации? (что-то светлое…) А темница? (загадочное, таинственное).

И вот эта темница открылась… Что увидели два человека в ней?

Зачитайте цитату из рассказа « Нурс видел кукол, в то время как боль и душевное смятение вновь ожили в Геннисоне.) Два человека смотрели на это помещение… Один – глазами обывателя, Другой – глазами талантливого скульптора

Сравните восприятие двух скульптур глазами Геннисона. (Скульптура Ледана живёт, дышит, размышляет: «Это всё равно, что поймать луч». У своей скульптуры Геннисон обнаружил натянутость позы, наивные недочёты, плохо скрытые старания).

-Что мог пережить за эти минуты Генниксон? (Читается отрывок « За несколько минут Генниксон прожил вторую жизнь, после чего вывод и решение могли принять только одну, свойственную ему форму,…»)

-Вы ожидали такого финала?

-Почему Геннисон разрушил свою работу? Трудно ли было ему принять такое решение?

И всё-таки решение было принято! Во имя чего?(Во имя высшей справедливости, во имя искусства, «…истина дороже»)

Повторение теории литературы.

Обратимся к эпиграфу. Что такое эпиграф? Как вы его понимаете? Толкование эпиграфа.(Геннисон обратил свою работу, своё детище в глину: «Не создавай бездарное!»«Талантливым людям надо помогать»)

Давайте предположим на минутку, что бы произошло, если бы Геннисон не разрушил свою работу?

-Что же в конечном итоге повлияло на выбор, сделанный Геннисоном? (Чувство справедливости, совесть, объективность, уважение к гениальности, высшая справедливость, бесспорное признание права более талантливого скульптора делать из мрамора…)

  1. Осознание и осмысление учебной информации.

Герой рассказа Грина так и не стал победителем конкурса, почему же автор назвал своё произведение «Победитель»?

-Каким человеком надо быть, чтобы принести себя, своё творчество в жертву во имя высшей справедливости? (Сильным)

-Как вы относитесь к выражению «Победить любой ценой»?

Прежде чем услышать ваши впечатления об тех уроках, которые преподал сегодня Грин, я хочу задать ещё один вопрос:

-Случайно ли в творчестве писателя появился такой рассказ с таким сюжетом и с таким названием? (Название рассказа символично, если иметь тернистый путь, который прошёл писатель, преодолевая трудности и невзгоды, оставаясь честным перед собой и в конечном итоге стал Победителем)

  1. Рефлексия. Закончите фразы: Сегодня на уроке я понял… Сегодня на уроке я задумался о том,…

Список информационных источников:

  1. Анализ современного урока. – М, 2001.

  2. Ким О. «Пирамидная история», или Как вызвать интерес к письму//Стратегия и тактика учителя. Сборник. – М.: ЦГЛ, 2005

  3. Александр Степанович Грин (Гриневский) // Энциклопедия земли Вятской: В 10 т.– Киров 1995. – Т. 2: Литература / сост. В. А. Поздеев; ред. М. П. Чебышева. – Киров, 1995.

  4. Александр Грин: судьба и творчество / Сост. А.А. Ненада. – Феодосия; М.: Издательский дом «Коктебель», 2008.

  5. С.И. Ожегов. “Словарь русского языка”. – М., 2003, 24-е изд.

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here