План открытого урока по географии в 10 классе по теме: Соединённые Штаты Америки. Экономико-географическое положение. Население.
Тема: США. ЭГП. Население.
.
Цели: 1) сформировать представление о ЭГП США;
2) определить благоприятные и неблагоприятные черты ЭГП;
3) сформировать представление об общих особенностях населения
США, этапах формирования американской нации;
4) продолжить развитие умений делать выводы по итогам работы.
Тип урока: урок-семинар с элементами практикума.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Постановка вопросов семинара (вопросы напечатаны на листочках).
-
Как вы считаете, действительно ли ЭГП США является выгодным?
-
Что означают звёзды на государственном флаге США?
-
Почему США называют «страной иммиграции»?
-
Какую роль сыграла массовая иммиграция в формировании национального состава населения?
-
Действительно ли США – типичная страна городских агломераций?
-
Ход семинара:
-
Как вы считаете, действительно ли ЭГП США является выгодным?
а) Территория США (работа учащихся с «визитной карточкой» учебника – определение площади гос-ва, политической картой мира – определение состава территории, контурной картой – обозначение территории страны).
б) Границы (обозначение морских и сухопутных границ на контурной карте).
в) Вывод: ЭГП США весьма выгодное, на всех этапах оно благоприятствовало развитию страны. Это объясняется, прежде всего наличием широкого фронта морских границ (12 тыс. км), прекрасных естественных гаваней и особенно положением основной территории между двумя океанами. Сухопутные границы с Канадой и Мексикой проходят по условным линиям, рекам и озёрам, способствуя развитию торгово-экономических связей.
-
Что означают звёзды на государственном флаге США?
а) Государственный строй и форма административно-территориального устройства США, штатов. (работа с «визитной карточкой», с картами атласа).
б) История формирования территории США (рассказ учителя, использование материалов диска из рубрики «Колонизация материка», краткая запись этапов в тетрадь).
в) Государственная символика США, штатов (сообщение – «Государственные символы США, доп. текст №3).
г) Вывод
-
Почему США называют «страной иммиграции»?
а) Какова численность населения США? Какое место страна занимает по численности населения? Каков естественный прирост населения? За счёт чего обеспечивается примерно 30% прироста населения? (пример учебника).
б) Сообщение уч-ся «Волны миграции»
в) Вывод
-
Какую роль сыграла массовая иммиграция в формировании национального состава населения?
а) Слово учителя: массовая иммиграция сыграла решающую роль в формировании национального состава населения США. Современная американская нация – это, прежде всего результат этнического смешения и слияния переселенцев из разных частей света, и в особенности из Европы и Африки. Во второй половине 20 в. иммиграция из Европы заметно уменьшилась, но зато увеличилось число иммигрантов из Азии и особенно из Латинской Америки. Среди них преобладают мексиканцы. Миллионы их, чтобы заработать на жизнь, ежегодно переходят границу легально и нелегально. Их называют «брасерос» (буквально: люди, предлагающие свои руки).
Хотя ныне в США живут представители более ста этносов, учёные-этнографы объединяют их в 5 главных этнических групп.
б) Сообщение уч-ся «Этнический состав населения США»
в) Заполнение таблицы:
Место в этническом составе населения(%) | Занимаемая территория | |
|
|
|
г) С национальным составом населения связан и его религиозный состав (доп. текст 5).
д) Вывод
-
Действительно ли США – типичная страна городских агломераций?
а) Плотность населения (пример учебника, диск – работа с рубрикой «Население»).
б) Что представляет собой североамериканский тип города? (чтение описания в учебнике, рис. 81, 82).
в) Процесс субурбанизации
г) Формирование мегалополисов. Их 3: (Северо-Восточный — протягивается от Бостона до Вашингтона – «Босваш», второй — Приозёрный – между Чикаго и Питтсбургом – «Чипитс», третий – Калифорнийский (Сан-Франциско – Сан-Диего – «Сан-Сан»).
д) Обозначение границ мегалополисов на контурной карте.
е) сообщение уч-ся о Нью-Йорке.
ё) Условия жизни сельских жителей.
ж) Вывод
IY. Общий вывод
Y. Итоги урока. Д/З: конспект урока в тетради, творческое задание на выбор: 1. подготовить сообщение об одном из городов или штатов.
2. составить кроссворд «Штаты и города США»