Конспект урока для 5 класса «Человек и атмосфера»Конспект урока для 5 класса «Человек и атмосфера»Конспект урока для 5 класса «Человек и атмосфера»Конспект урока для 5 класса «Человек и атмосфера»Конспект урока для 5 класса «Человек и атмосфера»Конспект урока для 5 класса «Человек и атмосфера»Конспект урока для 5 класса «Человек и атмосфера»Конспект урока для 5 класса «Человек и атмосфера»Конспект урока для 5 класса «Человек и атмосфера»Конспект урока для 5 класса «Человек и атмосфера»Конспект урока для 5 класса «Человек и атмосфера»Конспект урока для 5 класса «Человек и атмосфера»Урок в рамках ФГОС

География 5 класс

Тема «Атмосфера»

Урок №3 «Человек и атмосфера»

Учебник: А.А. Летягин География Начальный курс 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.

Тип учебного занятия: Урок отработки умений и рефлексии.

Формы работы учащихся: индивидуальная работа, в парах

Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь

Цель урока: формирование системы геоэкологических взглядов, отношений учащихся к окружающему миру.

Задачи:

1. Выявить источники загрязнения атмосферы

2. Познакомиться с опасными и редкими явлениями в атмосфере.

Личностные результаты:

1. Осознание единства человека и атмосферы.

Предметные результаты:

1. Сформированность представлений о влиянии атмосферы на человека.

2. Сформированность представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению экологических проблем в атмосфере.

3. Владение умениями и навыками соблюдения мер безопасности во время опасных явлений в атмосфере.

Метапредметные результаты:

1. Работа с текстом и видеофрагментом: формулирование вывода, составление правил поведения во время грозы.

2. Структурировать информацию: составление описания явления в атмосфере.

3. Владеть способом самоконтроля.

План – конспект урока «Человек и атмосфера»

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1. Организационно мотивационный этап урока

Определение темы урока

Мы уже начали знакомиться со свойствами атмосферного воздуха. Поэтому воспользуемся тем багажом знаний, который у нас есть и составим графическое описание погоды на сегодня.

Задание «Значение атмосферы»

на интерактивной доске выполняет учащийся.

Установить соответствие: «рисунок» — «название». Ответить на вопрос. – Какова роль атмосферы в жизни Земли.

Фронтальная беседа с учащимися.

— Что называют погодой?

— Какие сведения о погоде вы отмечали в своем календаре погоды?

— Какие явления природы вы наблюдали в своей жизни?

— При какой погоде вы больше всего времени проводите на улице?

— Какой газ, входящий в состав атмосферного воздуха, является жизненно необходимым для человека?

Проверка задания на интерактивной доске.

— Какие виды хозяйственной деятельности человека неблагоприятно влияют на состав атмосферного воздуха?

— Выскажите предположение, чему будет посвящен

наш урок?

Сформулируйте цель нашего урока

Графически изображают погоду дня.

— 50 С

Отвечают на вопросы

Задание на интерактивной доске

Формулируют тему урока и цель.

«Атмосфера и человек»

— Доказать, что человек зависит от состояния воздушной оболочки Земли.

Самодельные метеорологические приборы

Формулирование задач урока

Перечислите действия, с помощью которых мы достигнем поставленной цели.

Перечисляют задачи:

1.Выяснить, какое влияние атмосфера оказывает на человека. Как человек влияет на атмосферу.

2. Изучить, что такое парниковый эффект. Спрогнозировать его последствия.

3. Познакомиться с явлениями в атмосфере.

4. Сформулировать правила поведения во время грозы.

Создание мотивационной установки

Посмотрите на фото разных людей.

— Чем отличаются люди изображенные на фотографиях?

— Влияют ли атмосферные условия на внешний облик людей?

Задание на интерактивной доске

Установить соответствие: «люди» — «пояс освещенности»

Задание на

интерактивной

доске

2. Процессуально — содержательный этап урока

Влияние атмосферы на человека

— Как вы думаете, при какой температуре и влажности воздуха человек, живущий в умеренном поясе, чувствует себя комфортно?

Найти в тексте параграфа стр. 77 подтверждение правильности своих рассуждений.

Рассуждение учащихся.

Работа с текстом учебника.

Проверяют правильность своих рассуждений при помощи текста параграфа стр. 77.

Влияние человека на атмосферу

В атмосферу постоянно попадают вещества, образующиеся в результате природных процессов (извержений вулканов, пыльных бурь, лесных пожаров) и хозяйственной деятельности человека (транспорт, промышленность, тепловые электростанции).

Проанализировать статистические данные таблицы. Сделать вывод.

— К каким последствиям приводит загрязнение атмосферы, вызванное деятельностью человека?

Учащиеся работают в парах.

Работа с текстом параграфа (стр.77)

Составить схему «Загрязнение атмосферы»

Природное

Антропогенное

Загрязнение атмосферы

Содержание оксида углерода, выбрасываемого в атмосферу (%)

Источники загрязнения

Оксид углерода (%)

Транспорт

63

Промышленность

21

Электростанции

5

Прочие источники загрязнения

11

Делают вывод о парниковом эффекте и его последствиях (таяние ледников, затопление суши)

Опасные явления в атмосфере

Что такое гроза? Откуда берется молния?

Просмотр фрагментов видеоролика «Почемучка. Гроза» (начало просмотра ролика с 3:42 до 4:35)

http://video.mail.ru/mail/sverdlovsk52/_myvideo/2433.html

— Почему гремит гром? (начало просмотра с 7:30 до 8:15)

— Как определить на каком расстоянии происходит гроза?

Сформулируйте правила поведения во время грозы (видео 9:53 – 10:45 )

— Как защитить себя от грозы?

Составляют правила поведения во время грозы.

Правила поведения во время грозы

Нельзя:

1. Оставаться на открытом месте.

2. Прятаться под одиноко стоящим деревом.

3. Купаться в воде.

Меры предосторожности:

1) Укрыться в здании, где есть громоотвод.

2) Переждать грозу в салоне автомобиля.

Знать как вести себя во время грозы.

Редкие явления в атмосфере

Солнечный свет, проходя атмосферу, при определенных условиях может создавать удивительные оптические эффекты.

— Какие оптические эффекты вы наблюдали в природе, или вы о них уже читали?

— Почему радуга разноцветная?

Видеоролик «Почемучка. Что такое радуга» (начало просмотра с 9:02 до 11:12).

http://video.mail.ru/mail/matvejeva1961/2020/11032.html

— Почему закат и восход солнца красный?

Опишите оптическое явление в атмосфере. Просмотр

видеоролика «Мираж в пустыне Сахара» http://www.youtube.com/watch?v=OgrBSbexsM4

— Можно ли в нашей местности наблюдать это оптические явление?

Отвечают на вопросы.

Описывают оптические явления в атмосфере.

3 Этап закрепление

Закрепление

Кроссворд «Атмосфера»

1. Оптический эффект после дождя.

2. Наука о воздушной оболочке Земли.

3. Оптический эффект в жаркий день.

4. Состояние атмосферы в данный момент на местности.

5. Основной источник загрязнения воздуха.

6. Нижний слой атмосферы

7. Прибор для измерения атмосферного давления.

8. Опасное атмосферное явление.

9. Ветер, разрушающий дома, обрывающий линии связи.

— Приведите примеры доказывающие, что жизнь и здоровье людей зависят от атмосферных условий.

Отвечают на вопросы.

Находят ошибки и исправляют их.

4. Рефлексивный этап урока.

Рефлексия деятельности

Продолжи предложение

«Чтобы доказать, что человек зависит от состояния воздушной оболочки Земли, мы …»

Изучили влияние атмосферы на человека, влияние человека на воздушную оболочку Земли. Познакомились с опасными и редкими явлениями в атмосфере. Узнали, как защитить себя от грозы.

(обобщение проведенных действий)

Анализ своей деятельности на уроке

Рефлексия эмоционального состояния

Прием «Шкала успеха»

Оценить по 10-бальной шкале работу на уроке с позиции:

«Я» 0________10

«Мы» 0________10

«Дело» 0________10

Анализ своего эмоционального состояния

5. Объяснение домашнего задания.

Обязательное домашнее задание

Д/з § 14.

Познакомься с предложенным материалом в школе географа-следопыта стр.80-82

Вариант 1 выполняет задание 1 и 3

Вариант 2 выполняет задание 2 и 3.

Оформление

творческой

работы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here