География 5 класс
Тема «Атмосфера»
Урок №3 «Человек и атмосфера»
Учебник: А.А. Летягин География Начальный курс 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.
Тип учебного занятия: Урок отработки умений и рефлексии.
Формы работы учащихся: индивидуальная работа, в парах
Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь
Цель урока: формирование системы геоэкологических взглядов, отношений учащихся к окружающему миру.
Задачи:
1. Выявить источники загрязнения атмосферы
2. Познакомиться с опасными и редкими явлениями в атмосфере.
Личностные результаты:
1. Осознание единства человека и атмосферы.
Предметные результаты:
1. Сформированность представлений о влиянии атмосферы на человека.
2. Сформированность представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению экологических проблем в атмосфере.
3. Владение умениями и навыками соблюдения мер безопасности во время опасных явлений в атмосфере.
Метапредметные результаты:
1. Работа с текстом и видеофрагментом: формулирование вывода, составление правил поведения во время грозы.
2. Структурировать информацию: составление описания явления в атмосфере.
3. Владеть способом самоконтроля.
План – конспект урока «Человек и атмосфера»
Деятельностный компонент урока | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока | |||||||||||||||||
Смысловые блоки содержания | Познавательные задачи для учащихся | ||||||||||||||||||
1. Организационно мотивационный этап урока | |||||||||||||||||||
Определение темы урока | Мы уже начали знакомиться со свойствами атмосферного воздуха. Поэтому воспользуемся тем багажом знаний, который у нас есть и составим графическое описание погоды на сегодня.
Задание «Значение атмосферы» на интерактивной доске выполняет учащийся. Установить соответствие: «рисунок» — «название». Ответить на вопрос. – Какова роль атмосферы в жизни Земли.
Фронтальная беседа с учащимися. — Что называют погодой? — Какие сведения о погоде вы отмечали в своем календаре погоды? — Какие явления природы вы наблюдали в своей жизни? — При какой погоде вы больше всего времени проводите на улице? — Какой газ, входящий в состав атмосферного воздуха, является жизненно необходимым для человека? Проверка задания на интерактивной доске. — Какие виды хозяйственной деятельности человека неблагоприятно влияют на состав атмосферного воздуха? — Выскажите предположение, чему будет посвящен наш урок? — Сформулируйте цель нашего урока
| Графически изображают погоду дня.
— 50 С
Отвечают на вопросы
Задание на интерактивной доске
Формулируют тему урока и цель. «Атмосфера и человек» — Доказать, что человек зависит от состояния воздушной оболочки Земли.
|
Самодельные метеорологические приборы
|
| |||||||||||||||
Формулирование задач урока | Перечислите действия, с помощью которых мы достигнем поставленной цели. | Перечисляют задачи: 1.Выяснить, какое влияние атмосфера оказывает на человека. Как человек влияет на атмосферу. 2. Изучить, что такое парниковый эффект. Спрогнозировать его последствия. 3. Познакомиться с явлениями в атмосфере. 4. Сформулировать правила поведения во время грозы. |
|
| |||||||||||||||
Создание мотивационной установки | Посмотрите на фото разных людей. — Чем отличаются люди изображенные на фотографиях? — Влияют ли атмосферные условия на внешний облик людей? Задание на интерактивной доске
Установить соответствие: «люди» — «пояс освещенности»
| Задание на интерактивной доске
|
|
| |||||||||||||||
2. Процессуально — содержательный этап урока | |||||||||||||||||||
Влияние атмосферы на человека
| — Как вы думаете, при какой температуре и влажности воздуха человек, живущий в умеренном поясе, чувствует себя комфортно? Найти в тексте параграфа стр. 77 подтверждение правильности своих рассуждений.
| Рассуждение учащихся. Работа с текстом учебника. Проверяют правильность своих рассуждений при помощи текста параграфа стр. 77. |
|
| |||||||||||||||
Влияние человека на атмосферу
| В атмосферу постоянно попадают вещества, образующиеся в результате природных процессов (извержений вулканов, пыльных бурь, лесных пожаров) и хозяйственной деятельности человека (транспорт, промышленность, тепловые электростанции).
Проанализировать статистические данные таблицы. Сделать вывод. — К каким последствиям приводит загрязнение атмосферы, вызванное деятельностью человека?
| Учащиеся работают в парах. Работа с текстом параграфа (стр.77) Составить схему «Загрязнение атмосферы» Природное Антропогенное Загрязнение атмосферы
Делают вывод о парниковом эффекте и его последствиях (таяние ледников, затопление суши) |
|
| |||||||||||||||
Опасные явления в атмосфере | Что такое гроза? Откуда берется молния? Просмотр фрагментов видеоролика «Почемучка. Гроза» (начало просмотра ролика с 3:42 до 4:35) http://video.mail.ru/mail/sverdlovsk52/_myvideo/2433.html — Почему гремит гром? (начало просмотра с 7:30 до 8:15) — Как определить на каком расстоянии происходит гроза? Сформулируйте правила поведения во время грозы (видео 9:53 – 10:45 ) — Как защитить себя от грозы? | Составляют правила поведения во время грозы. Правила поведения во время грозы Нельзя: 1. Оставаться на открытом месте. 2. Прятаться под одиноко стоящим деревом. 3. Купаться в воде. Меры предосторожности: 1) Укрыться в здании, где есть громоотвод. 2) Переждать грозу в салоне автомобиля.
| Знать как вести себя во время грозы.
|
| |||||||||||||||
Редкие явления в атмосфере | Солнечный свет, проходя атмосферу, при определенных условиях может создавать удивительные оптические эффекты. — Какие оптические эффекты вы наблюдали в природе, или вы о них уже читали? — Почему радуга разноцветная? Видеоролик «Почемучка. Что такое радуга» (начало просмотра с 9:02 до 11:12). http://video.mail.ru/mail/matvejeva1961/2020/11032.html — Почему закат и восход солнца красный? Опишите оптическое явление в атмосфере. Просмотр видеоролика «Мираж в пустыне Сахара» http://www.youtube.com/watch?v=OgrBSbexsM4 — Можно ли в нашей местности наблюдать это оптические явление? | Отвечают на вопросы. Описывают оптические явления в атмосфере.
|
|
| |||||||||||||||
3 Этап закрепление | |||||||||||||||||||
Закрепление | Кроссворд «Атмосфера» 1. Оптический эффект после дождя. 2. Наука о воздушной оболочке Земли. 3. Оптический эффект в жаркий день. 4. Состояние атмосферы в данный момент на местности. 5. Основной источник загрязнения воздуха. 6. Нижний слой атмосферы 7. Прибор для измерения атмосферного давления. 8. Опасное атмосферное явление. 9. Ветер, разрушающий дома, обрывающий линии связи. — Приведите примеры доказывающие, что жизнь и здоровье людей зависят от атмосферных условий. | Отвечают на вопросы. Находят ошибки и исправляют их. |
|
| |||||||||||||||
4. Рефлексивный этап урока. | |||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности | Продолжи предложение «Чтобы доказать, что человек зависит от состояния воздушной оболочки Земли, мы …» | Изучили влияние атмосферы на человека, влияние человека на воздушную оболочку Земли. Познакомились с опасными и редкими явлениями в атмосфере. Узнали, как защитить себя от грозы. (обобщение проведенных действий) | Анализ своей деятельности на уроке |
| |||||||||||||||
Рефлексия эмоционального состояния | Прием «Шкала успеха» | Оценить по 10-бальной шкале работу на уроке с позиции: «Я» 0________10 «Мы» 0________10 «Дело» 0________10 | Анализ своего эмоционального состояния |
| |||||||||||||||
5. Объяснение домашнего задания. | |||||||||||||||||||
Обязательное домашнее задание
| Д/з § 14. Познакомься с предложенным материалом в школе географа-следопыта стр.80-82 Вариант 1 выполняет задание 1 и 3 Вариант 2 выполняет задание 2 и 3. |
| Оформление творческой работы |