МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 25 VIII вида»
Разработка открытого урока
Тема: «Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы».
(8 класс)
автор — составитель:
заместитель директора по
воспитательной работе,
учитель географии
Кривощекова Наталия
Александровна,
Осинники 2011
Цель: Дать знания о поверхности и природных условиях Европы,
полезных ископаемых.
Задачи: 1.Познакомить учащихся с:
— формами поверхности Европы;
— природными условиями Европы;
— полезными ископаемыми Европы.
2.Развивать зрительное восприятие.
3.Формировать полную фразовую речь при ответах на вопросы
и беседе.
4.Корректировать память и мышление.
Оборудование: физическая карта мира,
физическая карта Европы,
словарные слова,
учебники, тетради,
атласы, контурные карты,
карточки для повторения.
Ход урока:
I. Организационный момент.
— Здравствуйте. Садитесь.
II. Повторение раннее изученного материала.
Детям раздаются карточки для повторения, остальные отвечают устно.
Вопросы для повторения:
1.Расскажите о географическом положении Евразии?
2.На каком материке мы живем?
Из каких частей света состоит материк?
Какая из них занимает большую площадь?
3.Покажите условную границу между Европой и Азией?
4.Какой материк омывается всеми океанами?
5.Назовите и покажите моря Северного Ледовитого и Атлантического
океанов, омывающих берега Евразии?
6.Назовите острова и полуострова Евразии?
После ответов на вопросы собираю карточки, учащиеся поясняют, что написали в ответах.
III. Изучение нового материала.
Рассказ учителя сопровождается показом на карте изучаемых объектов.
Рельеф Евразии разнообразен. В Европе больше равнин, а в Азии – гор и плоскогорий.
Европа – западная часть материка Евразии. По характеру поверхности Европу можно разделить на две части – западную и восточную. Поверхность западной части более возвышенная, чем восточная. В восточной части расположены равнины и низменности, а в западной преобладают плоскогорья.
Равнина занимает основную часть Европы от Северного моря до Уральских гор. Южная часть равнины наклонена к Черному и Каспийскому морям. Большинство гор находится в южной части Европы: Альпы, Пиренеи, Апеннины, Карпаты, Кавказ.
Самые высокие горы Европы – Альпы. Название гор произошло от слова «альп», что значит «высокий». Альпы протянулись дугой к северу от Апеннинского полуострова. Вершины гор покрыты вечными снегами. В горах берут начало многочисленные реки, наиболее полноводные они летом (почему? Как вы думаете?), летом в горах тает снег и питает эти реки.
В Альпах много долин и лугов с сочными, разнообразными травами. У подножия гор лежат горные озера. Самые красивые Цюрихское и Женевское. В горах построены автомобильные и железные дороги, проложены туннели. Самая высокая гора в Альпах – Монблан. В Альпийских горах построены горнолыжные курорты, где люди круглый год отдыхают и катаются на лыжах. Работают подъемники.
На юго-западе Европы лежат Пиренеи. На языке местных жителей слово «пирен» значит «гора». Они протянулись с запада на восток и отделяют Пиренейский полуостров от остальной Европы. Горы высокие и труднопроходимые. Некоторые их вершины покрыты снегом. К Средиземному морю они понижаются. Здесь через Пиренеи проложены дороги.
Через весь Апеннинский полуостров протянулись горы Апеннины. Название гор произошло от слова «пен» — вершина. Эти горы невысокие, с округлыми вершинами и пологими склонами. В Апеннинских горах нет вечных снегов. На востоке, отделяя Европу от Азии, лежат (какие горы?) Уральские горы, а на юге – Кавказ.
На территории Европы имеется множество месторождений полезных ископаемых. Там добывают каменный уголь, торф, известняк, поваренную соль, песок, глину, нефть, руды цветных и черных металлов.
IV. Физкультминутка.
Сели прямо, закрыли глаза, послушали тишину.
Открыли глаза. Посмотрели вверх, посмотрели вниз.
Посмотрели направо, посмотрели налево.
Закрыли глаза, открыли глаза.
— Отдохнули. Молодцы. А теперь приступаем к практической части урока.
V. Практическая часть урока.
С помощью карты на странице 166 учебника, вы заполняете контурную карту.
Отмечаете:
Моря: Норвежское, Баренцево, Балтийское, Белое, Каспийское,
Азовское, Черное, Адриатическое, Средиземное, Северное.
Океаны: Северный Ледовитый, Атлантический.
Острова: Исландия, Ирландия, Великобритания, Корсика,
Сардиния, Сицилия, Крит, Кипр.
Полуострова: Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский,
Балканский, Кольский.
Горы: Скандинавские, Пиренеи, Альпы,
Апеннины, Карпаты, Уральские горы, Крымские горы, Хибины.
Среднерусскую возвышенность,
Прикаспийскую низменность.
Восточно-Европейскую равнину.
Отметить полезные ископаемые.
На контурной карте, для вас есть подсказки некоторых географический объектов. Приступаем.
VI. Заключительная часть.
Итог урока.
— Отложили контурные карты, на край стола, сели прямо.
1.Расскажите, что мы с вами изучили сегодня на уроке?
— Правильно, поверхность, природные условия Европы и полезные ископаемые.
2.Какая самая большая равнина Европы?
3.Какими полезными ископаемыми богата Европа?
4.Какой рельеф в центре и на большей части Европы, а какой на юге и юго-западе?
5.Какие горы делят Евразию на две части света?
6.Какие океаны омывают Европу? Какой на севере, а какой на западе?
— Молодцы.
— А теперь закрываем учебники и тетради.
Открыли дневники и записываем домашнее задание:
страница 173-175, читать, отвечать на вопросы.
— Оценки за урок. Ставим в дневник, я пройду и распишусь.
— Урок закончен, спасибо за внимание.
Приложение
Карточка № 3.
Заполни схему. Какие океаны, омывают берега Европы?
С
ЕВРОПА З
|
Карточка № 5.
Используя страницу 166 учебника, впиши в кроссворд названия полуостровов Европы.
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Залив на юге Евразии между полуостровами Индостан и Индокитай.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.Пролив между Евразией и Северной Америкой.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.По восточному склону этих гор проходит граница между Европой и Азией.
|
|
|
|
|
|
|
|
| _ |
|
|
|
|
Карточка № 9.
Используя карту в учебнике на страницах 166-167, заполни таблицу.
Моря и заливы Атлантического океана | |
_________________________________ _________________________________ Белое море _______________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________
|
____________________________море ____________________________залив ____________________________море ____________________________море ____________________________море _________________________________ |
Название полезного ископаемого | |
|
|
| Каменный уголь |
| Медные руды |
|
|
|
|
|
|
| Природный газ |
|
|
| Алюминиевые руды |
| Полиметаллические руды |
|
|
Литература
1. География материков и океанов 8 класс
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина
Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
Москва «Просвещение» 2004
2. География материков и океанов. Государства Евразии 9 класс
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина
Учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
Москва «Просвещение» 2006
3. Приложение к учебнику «География материков и океанов»
Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина
Москва «Просвещение» 2004
4. Рабочая тетрадь по
Географии материков и океанов 8 класс
Т.М. Лифанова
Учебное пособие для 8 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
Москва «Просвещение» 2005
5. Знаешь ли ты географию?
Т.М. Лифанова, Н.Б. Пшеничная
Программированные задания для проверки знаний
по начальному курсу физической географии
учащихся 6 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида
Москва «Просвещение» 2002
6. Т.И. Пороцкая
«Обучение географии во вспомогательной школе»
М. «Просвещение» 1977
7. Основные направления, общие принципы и дидактические
условия организации работы с учебной книгой
ж. Дефектология №2-1990
8. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках
ж. Дефектология №3-1990
9. Коррекция памяти, речи, мышления
ж. Дефектология №1-2-1990
10. В.А. Липа
Картографическая наглядность в коррекционном обучении
учащихся вспомогательной школы
ж. Дефектология 1997