МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 25 VIII вида»

Разработка открытого урока

Тема: «Поверхность, природные условия и полезные ископаемые Европы».

(8 класс)

автор — составитель:

заместитель директора по

воспитательной работе,

учитель географии

Кривощекова Наталия

Александровна,

Осинники 2011

Цель: Дать знания о поверхности и природных условиях Европы,

полезных ископаемых.

Задачи: 1.Познакомить учащихся с:

— формами поверхности Европы;

— природными условиями Европы;

— полезными ископаемыми Европы.

2.Развивать зрительное восприятие.

3.Формировать полную фразовую речь при ответах на вопросы

и беседе.

4.Корректировать память и мышление.

Оборудование: физическая карта мира,

физическая карта Европы,

словарные слова,

учебники, тетради,

атласы, контурные карты,

карточки для повторения.

Ход урока:

I. Организационный момент.

— Здравствуйте. Садитесь.

II. Повторение раннее изученного материала.

Детям раздаются карточки для повторения, остальные отвечают устно.

Вопросы для повторения:

1.Расскажите о географическом положении Евразии?

2.На каком материке мы живем?

Из каких частей света состоит материк?

Какая из них занимает большую площадь?

3.Покажите условную границу между Европой и Азией?

4.Какой материк омывается всеми океанами?

5.Назовите и покажите моря Северного Ледовитого и Атлантического

океанов, омывающих берега Евразии?

6.Назовите острова и полуострова Евразии?

После ответов на вопросы собираю карточки, учащиеся поясняют, что написали в ответах.

III. Изучение нового материала.

Рассказ учителя сопровождается показом на карте изучаемых объектов.

Рельеф Евразии разнообразен. В Европе больше равнин, а в Азии – гор и плоскогорий.

Европа – западная часть материка Евразии. По характеру поверхности Европу можно разделить на две части – западную и восточную. Поверхность западной части более возвышенная, чем восточная. В восточной части расположены равнины и низменности, а в западной преобладают плоскогорья.

Равнина занимает основную часть Европы от Северного моря до Уральских гор. Южная часть равнины наклонена к Черному и Каспийскому морям. Большинство гор находится в южной части Европы: Альпы, Пиренеи, Апеннины, Карпаты, Кавказ.

Самые высокие горы Европы – Альпы. Название гор произошло от слова «альп», что значит «высокий». Альпы протянулись дугой к северу от Апеннинского полуострова. Вершины гор покрыты вечными снегами. В горах берут начало многочисленные реки, наиболее полноводные они летом (почему? Как вы думаете?), летом в горах тает снег и питает эти реки.

В Альпах много долин и лугов с сочными, разнообразными травами. У подножия гор лежат горные озера. Самые красивые Цюрихское и Женевское. В горах построены автомобильные и железные дороги, проложены туннели. Самая высокая гора в Альпах – Монблан. В Альпийских горах построены горнолыжные курорты, где люди круглый год отдыхают и катаются на лыжах. Работают подъемники.

На юго-западе Европы лежат Пиренеи. На языке местных жителей слово «пирен» значит «гора». Они протянулись с запада на восток и отделяют Пиренейский полуостров от остальной Европы. Горы высокие и труднопроходимые. Некоторые их вершины покрыты снегом. К Средиземному морю они понижаются. Здесь через Пиренеи проложены дороги.

Через весь Апеннинский полуостров протянулись горы Апеннины. Название гор произошло от слова «пен» — вершина. Эти горы невысокие, с округлыми вершинами и пологими склонами. В Апеннинских горах нет вечных снегов. На востоке, отделяя Европу от Азии, лежат (какие горы?) Уральские горы, а на юге – Кавказ.

На территории Европы имеется множество месторождений полезных ископаемых. Там добывают каменный уголь, торф, известняк, поваренную соль, песок, глину, нефть, руды цветных и черных металлов.

IV. Физкультминутка.

Сели прямо, закрыли глаза, послушали тишину.

Открыли глаза. Посмотрели вверх, посмотрели вниз.

Посмотрели направо, посмотрели налево.

Закрыли глаза, открыли глаза.

— Отдохнули. Молодцы. А теперь приступаем к практической части урока.

V. Практическая часть урока.

С помощью карты на странице 166 учебника, вы заполняете контурную карту.

Отмечаете:

Моря: Норвежское, Баренцево, Балтийское, Белое, Каспийское,

Азовское, Черное, Адриатическое, Средиземное, Северное.

Океаны: Северный Ледовитый, Атлантический.

Острова: Исландия, Ирландия, Великобритания, Корсика,

Сардиния, Сицилия, Крит, Кипр.

Полуострова: Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский,

Балканский, Кольский.

Горы: Скандинавские, Пиренеи, Альпы,

Апеннины, Карпаты, Уральские горы, Крымские горы, Хибины.

Среднерусскую возвышенность,

Прикаспийскую низменность.

Восточно-Европейскую равнину.

Отметить полезные ископаемые.

На контурной карте, для вас есть подсказки некоторых географический объектов. Приступаем.

VI. Заключительная часть.

Итог урока.

— Отложили контурные карты, на край стола, сели прямо.

1.Расскажите, что мы с вами изучили сегодня на уроке?

— Правильно, поверхность, природные условия Европы и полезные ископаемые.

2.Какая самая большая равнина Европы?

3.Какими полезными ископаемыми богата Европа?

4.Какой рельеф в центре и на большей части Европы, а какой на юге и юго-западе?

5.Какие горы делят Евразию на две части света?

6.Какие океаны омывают Европу? Какой на севере, а какой на западе?

— Молодцы.

— А теперь закрываем учебники и тетради.

Открыли дневники и записываем домашнее задание:

страница 173-175, читать, отвечать на вопросы.

— Оценки за урок. Ставим в дневник, я пройду и распишусь.

— Урок закончен, спасибо за внимание.

Приложение

Карточка № 1.

Заполни схему. Какие океаны, омывают берега Евразии?

С

З В

ЕВРАЗИЯ

Ю

Карточка № 2.

Заполни схему. Какие горы, и на какие две части света, делят Евразию?

ЕВРАЗИЯ

Карточка № 3.

Заполни схему. Какие океаны, омывают берега Европы?

С

ЕВРОПА

З

Карточка № 4.

Заполни схему. Какие океаны, омывают берега Азии?

С

АЗИЯ

В

Ю

Карточка № 5.

Используя страницу 166 учебника, впиши в кроссворд названия полуостровов Европы.

1

СКИЙ

2

3

4

5

Карточка № 6.

Используя страницы 166-167 учебника, определи о каких географических объектах говорится. Впиши их названия в клеточки.

1.Полуостров между Беринговым и Охотским морями.

2.Залив на юге Евразии между полуостровами Индостан и Индокитай.

3.Пролив между Евразией и Северной Америкой.

Карточка № 7.

Используя страницы 166-167 учебника, определи о каких географических объектах говорится. Впиши их названия в клеточки.

1.Очертания этого полуострова, находящегося в Средиземном море, напоминают сапог.

2.По восточному склону этих гор проходит граница между Европой и Азией.

Карточка № 8.

Расставь материки в порядке убывания (от большого к меньшему). В клеточки впиши буквы, обозначающие названия материков, и прочитай название пролива между Европой и островом Великобритания.

Африка – А, Северная Америка – М, Южная Америка – А, Евразия – Л, Австралия – Ш, Антарктида – Н.

1 2 3 4 5 6

_

Карточка № 9.

Используя карту в учебнике на страницах 166-167, заполни таблицу.

Моря Северного Ледовитого

океана

Моря и заливы Атлантического

океана

_________________________________

_________________________________

Белое море _______________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

____________________________море

____________________________залив

____________________________море

____________________________море

____________________________море

_________________________________

Карточка № 10.

Используя страницу учебника 166, заполни таблицу. Впиши отсутствующие значки и названия полезных ископаемых Европы.

Знак

Название полезного ископаемого

Каменный уголь

Медные руды

Природный газ

Алюминиевые руды

Полиметаллические руды

Литература

1. География материков и океанов 8 класс

Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина

Учебник для специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида

Москва «Просвещение» 2004

2. География материков и океанов. Государства Евразии 9 класс

Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина

Учебник для специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида

Москва «Просвещение» 2006

3. Приложение к учебнику «География материков и океанов»

Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина

Москва «Просвещение» 2004

4. Рабочая тетрадь по

Географии материков и океанов 8 класс

Т.М. Лифанова

Учебное пособие для 8 класса специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида

Москва «Просвещение» 2005

5. Знаешь ли ты географию?

Т.М. Лифанова, Н.Б. Пшеничная

Программированные задания для проверки знаний

по начальному курсу физической географии

учащихся 6 класса специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида

Москва «Просвещение» 2002

6. Т.И. Пороцкая

«Обучение географии во вспомогательной школе»

М. «Просвещение» 1977

7. Основные направления, общие принципы и дидактические

условия организации работы с учебной книгой

ж. Дефектология №2-1990

8. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

ж. Дефектология №3-1990

9. Коррекция памяти, речи, мышления

ж. Дефектология №1-2-1990

10. В.А. Липа

Картографическая наглядность в коррекционном обучении

учащихся вспомогательной школы

ж. Дефектология 1997

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here