План-конспект урока
«Жизнь в тропическом поясе».
1. ФИО: Кузахметова Гульфия Шявкятовна.
2. Место работы: МОУ Татарско-Шмалакская СОШ
3. Должность: учитель
4. Предмет: география
5. Класс: 5 класс
6. Тема урока: «Жизнь в тропическом поясе».
7. Базовый учебник: «География» 5 класс. Автор А.А.Летягин.»Вентана-Граф» 2012
8. Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о природе зон тропических поясов.
Планированные образовательные результаты:
Предметные: способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой, устанавливать взаимосвязи: природные условия – особенности растительного и животного мира.
Метапредметные: создать условия для осознания школьниками процесса обучения,
-способствовать развитию наблюдательности учащихся, умения анализировать, делать выводы;
— развивать способность применять имеющиеся у детей умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач;
-формировать практические навыки, умения в работе с дополнительной литературой, картой и другими источниками информации;
-создать условия для формирования коммуникативных умений и навыков в групповой работе.
Личностные: развивать в себе чувство ответственности за судьбу живой природы, формировать уважительное отношения к России, родному краю.
Задачи: Формировать УУД:- ЛичностныеУУД: формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно выполненное задание от неверного и др.
Коммуникативные УУД: формировать умения: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; выделять главное.
Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации, раздаточным материалом.
Ожидаемые результаты:
Предметные: Знать особенности распространения животных и растений в тропическом поясе.
Уметь аргументировано доказывать связь между климатическими особенностями и распространением животных и растений.
Тип урока: «исследовательское путешествие»: вовлечение детей в самостоятельную исследовательскую деятельность.
Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта растительности и животного мира, кейсы с заданиями для групп.
Образовательные ресурсы: учебник «География» 5 класс. Автор А.А.Летягин. «Вентана-Граф» 2012,карта природных зон, энциклопедии, атласы.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:
СЛАЙД 1. Здравствуйте!
Этап 1. Мотивация к учебной деятельности(10 мин.)
Цели: создать рабочую обстановку, направить мыслительную деятельность учащихся в нужное русло
Учитель: Все готовы
— Все готовы
Все в порядке
— Все в порядке
И учебники
— И учебники
И тетрадки
— И тетрадки.
. Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Думаю, что наша совместная работа будет интересной и полезной.
Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Но, чтобы отправиться в путешествие самое главное мы должны взять с собой? (багаж знаний).
Поэтому, мы не можем отправиться в новую экспедицию, не закрепив знания, которыми обогатились на предыдущем уроке.
Актуализация опорных знаний.
1.Кто составляет живое вещество нашей планеты?
2.Какие живые организмы наиболее разнообразны по видовому составу?
3.Где расположена верхняя и нижняя границы биосферы?
Представление проектной деятельности.
Этап 2. Формирование темы цель урока.
По оглавлению посмотрите тему сегодняшнего урока.
(Параграф 21. Жизнь в тропическом поясе.)
Как вы думаете, что же мы будем изучать в этом параграфе?
(Разнообразие животных, растений этого климатического пояса; особенности климата)
Все правильно.
Итак, сегодня мы будем исследовать тропический пояс.
Мы попытаемся:
выяснить: — каков растительный и животный мир тропического пояса;
научиться: устанавливать взаимосвязь растений и животных с местом проживания.
Организация и самопознание учащихся для дальнейшего усвоения материала.
Изучение нового материала мы будем проводить в форме исследования. Групповая работа.
Свои экспедиционные исследования мы проведем по группам. Каждая группа получает кейс с заданиями, маршрутом путешествия, а также «карточку-помогайку». Работа с учебником, энциклопедиями, катрами.Выполняют работу в течение 7 мин. Группа должна предоставить отчет о своих исследованиях (в форме проекта, кластера или другой форме). Золотое правило работы в группе — работать всем.
I группа Влажные экваториальные леса.
II группа Саванны
III группа Тропические пустыни
Задания.
1. Найдите на карте природную зону, в которой вы оказались.
2. Какие факторы, влияющие на развитие жизни в данной природной зоне, являются основными?
3. Назовите основных представителей флоры и фауны данной природной зоны.
4. Как приспособились организмы для жизни в этой природной зоне?
5. От чего зависит распространение и многообразие животного и растительного мира разных природных зон?
Ребята в каждой группе:
1. Анализируют текст и иллюстрации учебника, энциклопедий
2. Работают с картой.
3. Обобщают полученную в группе информацию.
4. Обсуждают.
5. Объясняют.
6. Оформляют ввиде отчета.
Отчеты групп.
Во время отчета группы другими учениками заполняется таблица.
Растения | Животные | Приспособленность к жизни в данной природной зоне | |
|
|
|
|
I Группа. Отчет группы по теме «Влажные экваториальные леса»:
Просмотр видеоролика « Дикая Африка. Джунгли»
Физкультминутка- 1 мин.
II группа. Отчет группы по теме «Саванны»:
Видеоролик “Дикая Африка. Саванны»
III группа. Отчет группы по теме «Тропические пустыни»
Просмотр видеоролика «Дикая Африка. Пустыня».
IV. Закрепление нового материала
Проверка заполнения таблицы
Соотнести: живой организм – природная зона-приспособленность.
Задание 1.. Найдите соответствие:
а) экваториальный лес; 1)баобаб, эвкалипты, жирафы;
б) саванны: 2);верблюжья колючка, саксаул, шакалы;
г) тропическая пустыня; 4)лианы, многоярусные леса,гориллы.
Задание 2.Правильны ли утверждения?
1.в экваториальном лесу лето жаркое, а зима холодная.
2. в саванне 2 времени года.
3. животных в саванне очень мало.
4. в пустынях часто дуют ветры
5. экваториальные леса труднопроходимы
6.пустыни занимают особенно засушливые районы Земли
7. тропический лес-самое бедное видами природное сообщество.
Домашнее задание.
Изучить параграф 21. Ответить на вопросы.
Выполнить задания по школе географа-следопыта.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).
— Ребята, что нового вы сегодня узнали?
-Выполнили мы поставленные цели?
— Что вам понравилось больше всего?
— О чем расскажете дома?
Выставление оценок.
— Вы все очень хорошо работали и справились со всеми заданиями.
Спасибо за проделанную работу. Выразите свое настроение.
Автор и источник заимствования неизвестен