Урок по географии 7 класс.
Тема: Урок обобщающего повторения по изученным материкам северного полушария (Евразия и Северная Америка).
Цель: обобщить знания о содержании изученного материала, развивать умение работать с картой.
Задачи:
-
образовательная – обобщить у учащихся представлений о значении знаний о природе материков, омывающих океанов, наличии крупных природных объектах;
-
воспитательная – умение действовать самостоятельно с применением полученных знаний;
-
развивающая – делать выводы: развитие умений работать с картой, текстом учебника.
Вид урока: актуализация ранее усвоенных знаний об изученных материках.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: словесный, контроля и самоконтроля
Способ обучения: индивидуально-групповой.
Прием: составление обобщающей таблицы по изученному материалу.
Оборудование:
-
учебник: Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География. Материки, океаны, народы и страны. 7кл./под. ред. Дронова В.А.-М.: Дрофа, 2013;
-
настенная карта полушарий;
-
атлас по географии — 7 класс.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Закрепление нового материала.
-
Подведение итогов.
1. Организационный момент.
2. Закрепление изученного материала.
Используя приведенные ниже вопросы, учитель устанавливает уровень знаний учащихся, проверяет и закрепляет пройденный ранее материал.
Примерные вопросы.
-
Сравните географическое положение Евразии и Северной Америки.
-
Вспомните, что общего в происхождении данных континентов.
-
Определите по карте крайние токи.
-
Укажите самую высокую и самую низкую отметку континентов.
-
Вспомните, какие наиболее значимые природные объекты расположены на территории Евразии и Северной Америки (самая низкая и самая высокая отметка суши, самое глубокое озеро, самое крупное по величине озеро, самые высокие горы в мире, самый крупный остров у берегов и т.п.).
-
Объясните, в чем заключаются особенности каждого из материков.
Дополнительные вопросы задают сами учащиеся.
В результате коллективной работы учащихся и учителя составляется обобщающая таблица:
1 колонка таблицы – название материка, площадь (с островами и без островов), средняя высота континента.
2 колонка таблицы – крайние точки материка
3 колонка таблицы – самая высокая и самая низкая отметка суши континента
4 колонка таблицы – самое, самое на материке (в мире)…
5 колонка таблицы – особенности материка.
3. Подведение итогов урока, выставление отметок.
Общие сведения о материках северного полушария (Евразия и Северная Америка).
Крайние точки | Самая высокая и самая низкая отметка суши | Самое, самое на материке…… в мире | Особенности материка | |
Евразия
56,1 млн км
(54,9 — без островов)
Европа – 10,5 млн км Азия – 44,4 млн Км
ср.высота- 840 м | с — м.Челюскина (островная — м. Флигели о.Рудольфа, арх. Земля Франца-Йосифа) ю — м.Пиай з — м.Рока в — м. Дежнева (островная — о.Ратманова) | Джомолунгма (Эверест) 8848м Мертвое море 402м
| На материке: 1. Эверест 2. Мертвое море 3. Гималаи — самые высокие (все 14 восьмитысячника) 4. Байкал — 1640 — самое глубокое озеро в мире 5. Каспий — самое крупное озеро (море-озеро) 6. Пустыня Руб-эль-Хали — самые крупные в мире накопления песка 7. Долина Черапунджи (Индия) — 12000 мм осадков в год (максимум на планете) 8. Жан-Бернар, Альпы — самая глубокая карстовая пещера в мире — 1535м 9.Аравийский полуостров — самый крупный в мире 10. Великая Китайская стена – самая крупная постройка в мире, созданная человеком. 11. Горы Аляски – самое снежное место в мире – 15 м в год. У берегов: 1. Красное море — самое теплое и соленое (42 %о), единственный водоем на планете, где температура с глубиной возрастает. 2. Бенгальский залив — самый крупный по площади в мире. 3. Филиппинское море — самое крупное по площади в мире. 4. Мраморное море — самое малое по площади в мире.
| 1. Самый большой по площади и единственный омывается всеми океанами. 2. Расположен во всех климатических поясах и природных зонах. 3. Наибольшую площадь по сравнению с другими материками занимают горы (более 50%), максимальны колебания высот, встречаются все основные типы рельефа. 4. На крупных равнинах (Русская, Западно-Сибирская) наиболее ярко выражена горизонтальная зональность. 5. Отличается наиболее обширным материковым шельфом с максимальной изрезанностью береговой линии. 6. Размеры материка в значительной степени определяют максимальную выраженность в его пределах континентальности климата и муссонной циркуляции. 7. Максимальную площадь, по сравнению с другими материками, занимает вечная мерзлота, бессточные области и области внутреннего стока. 8. В отличии от других материков, главный горный пояс вытянут с запада на восток, что затрудняет меридиональную циркуляцию воздушных масс. 9. На его территории самое крупное государство по численности (Китай), по площади (Россия), самое многонациональное (Индия). 10. Оймякон (Россия) — полюс холода северного полушария. |
Северная Америка
24,2 млн км2
19,5 млн км2 (без островов) средняя высота — 720 м
| с — м. Мерчисон ю – м.Марьято з – м. Принца Уэльского в — Сент-Чарльз | г. Мак-Кинли (6194 м )
долина Смерти (-86) | На материке 1. Горный ледник Хабборт на Аляске — самый длинный (145м). 2. Флинт-Мамонтова — самая крупная карстовая пещера в мире (протяженностью 500 км). 3. Великие Американские озера — самая крупная в мире система озер. 4. Верхнее — самое крупное пресноводное озеро в мире. 5.Река Св.Лаврентия — самый крупный эстуарий. У берегов 1. Гренландия — крупнейший остров планеты (2 млн.км2). 2. Гольфстрим — самое мощное теплое течение в океане. 3. Саргассово море — единственное море без берегов. Функции берегов выполняют окружающие море течения. 4. У берегов залива Фанди самая высокая приливная волна — 18 м. 5. Остров Ньюфаундленд – самые продолжительные туманы (до 120 дней в году) | 1. Свыше половины территории занимают формы рельефа, возникшие в результате деятельности древних ледников и их талых вод. 2. Своеобразно выражена горизонтальная зональность — ряд зон вытянут почти в меридиональном направлении. |
3. Подведение итогов урока, выставление отметок.