ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Географические карты
Горохова Татьяна Леонидовна |
| |
| Предмет: география |
|
| Класс: 5 |
|
| Тема и номер урока в теме: « Географические карты» 8 урок в разделе «Изображения земной поверхности и их использование»
|
|
| Базовый учебник: А.А. Лобжанидзе География. Планета Земля 5 – 6 класс
|
|
-
Цель урока: Изучение особенностей географических карт с помощью информационных технологий.
9.Задачи:
формирование знаний о картографическом способе изображения земной поверхности;
знакомство с историей создания карт;
Формировать понятие географическая карта, показать многообразие карт по масштабу, содержанию и охвату территории;
Начать формировать умения работы с географической картой и глобусом;
Развивать пространственное мышление обучающихся;
Раскрыть роль карты в жизни людей;
Воспитание осознания необходимости понимания чтения карты.
формирование навыков индивидуальной, самостоятельной работы,
формирование навыков использования информационных технологий
-
Тип урока: Изучение нового материала
-
Формы работы учащихся: Работа с текстом и рисунками, комментированное чтение, использование электронного приложения к учебнику, работа с картами атласа.
12.Необходимое техническое оборудование: Мультимедиопроектор, компьютер, электронное приложение к учебнику, карты атласа.
Используемые ресурсы:
Карта — http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d5be83cb-32bc-37fe-2478-f8e8c1ea1dbd/?from=c6bd8391-5353-9687-0cb7-3bee2d59520b&interface=pupil&class=48&subject=28
-
Структура и ход урока
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | |
1. | Организационный момент. Приветствие обучающихся.
| Приветствие учителя. настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке
| Формирование норм и правил поведения в социуме |
|
|
2.
| Актуализация знаний. (задает вопросы) 1.Какие виды изображения земной поверхности вы знаете? 2. Вспомните, что такое: условные знаки? план местности? масштаб? | Учащиеся отвечают (план местности, глобус, карта, фотография, аэроснимок…)
Записывают тему урока.
| Умение осознанно использовать знания, полученные в начальной школе | Формирование географических знаний о карте, глобусе, необходимость знаний для решения практических задач | Развитие мотивации и интересов своей познавательной деятельности. |
3.
| Новая тема. (в ходе беседы для формирования нового понятия «географическая карта», «глобус) Работа с атласом на стр. 4 – 5.
Попробуйте ответить на вопрос: Что такое карта?
3.Сравните определение понятия карты в учебнике с вашим. |
Ученики разглядывают разные изображения земной поверхности и пробуют сформулировать понятие карты.
3.Записывают определение географической карты в тетрадь. |
Формирование коммуникативной компетенции в общении и умении слушать
|
Формулируют определение карты. Формируются первичные навыки использования территориально- го подхода как основы географического мышления.
|
Умение определять понятия, находить необходимую информацию
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи |
| 1.Изучить различные способы изображения земной поверхности: глобус, план местности, географическая карта. 2. выделить их достоинства и недостатки.
| 1.Изучают карту в атласе стр.3 (работа в парах) 2.Заполняют сравнительную таблицу Где отражаются способы изображения, достоинства, недостатки
|
|
| Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи |
4 | физкультминутка | Выполняют упражнения |
|
|
|
| Практическая деятельность: Работа с атласом (ст. 3,4,5).
|
1.В ходе сравнения приходят к выводу о разных способах изображения объектов на плане и карте.
2.Самостоятельно составляют схему в тетради. |
Формирование ответственного отношения к учению |
Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения
Овладение элементарными умениями для определения качественных характеристик картографической информации
|
Умение классифицировать материал, самостоятельно решать поставленную задачу
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи |
| Глобус. Используется электронное приложение к учебнику, глобусы разных масштабов | Анализируют представленное и формулируют определение глобуса. Определение ( глобус- модель Земли) записывают в тетрадь. |
| Умение формулировать определение глобуса | Умение определять понятие, умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей |
5. | Исследовательская работа. На стр. 47 учебника прочитайте и выполните задания «Мои географические исследования».
С помощью ресурсов электронного учебника знакомит: с картографическими проекциями. С изображением карт, выполненных в разных проекциях.
| Выполняют работу в парах под руководством учителя. Приходят к выводу, что на географических картах возникают искажения отдельных частей её поверхности. Обучающиеся знакомятся с новой информацией.
Записывают в тетради виды картографических проекций. (азимутальная, коническая, цилиндрическая) | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками с учителем в процессе образовательной деятельности
| Овладение основами картографической грамотности | Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. |
6. | Исследовательская работа. Задает вопрос. 1.Используя стр.47 учебника или электронное приложение, где возникают на карте самые большие искажения?
| Рассматривают изображение острова Гренландия, подходят к выводу о самых больших искажениях в изображении | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками с учителем в процессе образовательной деятельности
| Овладение основами картографической грамотности | Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований |
7. | Закрепление: Электронный учебник | Выполняют тест-тренажёр. |
| Формирование умений и навыков использования географических знаний | Умения самостоятельно делать выводы, применять полученные знания |
8. |
Домашнее задание
3.Для удовольствия 1вариант: Кем был Эратосфен? В чем особенность его жизни? Что значимого он сделал для географии 2 вариант: Кем являлся Меркатор Герард, как сложилась его жизнь, что он сделал? |
Записывают домашнее задание в дневниках. Выбрать из предложенных |
Формирование ответственного отношения к учению |
|
|
9 | Рефлексия. Подведение итогов. Выставление оценок за урок с комментариями. | дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения — обмениваются мнениями | понимание значимости знаний о географических картах для практической жизни людей; — осознание необходимости понимать и читать карту — стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий | Умение выполнять учебные действия в соответствие с заданием; самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой
| Умение правильно оценивать выполнение учебных задач, соотносить полученный результат с поставленной целью; оценивать результат своей деятельности
|