Гилина Марина Дмитриевна
учитель географии МБОУ
«Каменская основная
общеобразовательная школа»
Ильинского района Пермского края
Тема урока «Земля – планета Солнечной системы»
Цели:
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.
Предметные: выделение отличительных признаков планеты Земля от других планет.
Метапредметные: совершенствование умений выделять проблему, формулировать вопросы, развивать смысловое чтение, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, делать выводы, свертывать информацию.
Задачи:
Личностные: организовать общение обучающихся в парах в процессе заполнения таблицы.
Предметные: определить отличительные признаки планеты Земля путем заполнения сравнительной таблицы
Метапредметные: найти в тексте учебника признаки планет, сравнить заполненную таблицу с эталоном, представить в виде схемы классификацию планет.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||
Познавательная | Регулятивная | Коммуникативная | |||||
Осуществляе мые действия | Осуществляемые действия | Формируемые УУД | Осуществляемые действия | Формируемые УУД | Осуществляемые действия | Формируемые УУД | |
1.Мотивация к знаниям. | Демонстрация слайдов. | Просмотр слайдов, ответы на вопросы | Установление причинно- следственных связей | Принятие учебной задачи | Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью | Нахождение общего решения в совместной деятельности | Формулирование своего мнения. |
2.Актуализация знаний. | Организация групповой работы | Ответы на вопросы | Анализ, сравнение, установление причинно- следственных связей | Принятие учебной задачи | Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью | Нахождение общего решения в совместной деятельности | Формулирование ответа на поставленный вопрос |
3. Введение в тему. Постановка цели и задач урока. Формулирование проблемы. | Организация беседы для выявления отличительных признаков планеты Земля, создание проблемной ситуации.
| Слушание, выдвижение предположений, формулировка вопросов и ответов на них | Умение сформулировать тему урока, умение формулировать проблему, цель | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. | Принятие и сохранение учебной цели и задачи. | Беседа .Выдвижение различных предположений с использованием речевых средств. | Понимание возможности различных позиций других людей и умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии |
4. Решение проблемы в малых группах. Обмен полученной информацией. Создание способов решения проблемы | Организация работы групп, разработка формы схемы, таблицы, коррекция результатов работы. | Поиск решения проблемы с помощью учебника, Классификация планет по группам. Составление схемы «Планеты», заполнение таблицы «Сравнительная характеристика планет» по изученному материалу с выделением особенностей объектов изучения. Выделение отличительных признаков планеты Земля. | Умение находить в тексте сведения и факты, данные в явном виде, выделять главное, осуществлять анализ, сравнение, классификацию, формулировать выводы | Обмен информацией в группе | Осуществление итогового и пошагового контроля по результату. | Контролирование правильности и полноты проведённого анализа содержания учебного материала в ходе заслушивания ответов членов группы. | Осознанное построение речевого высказывания. Владение элементами коммуникативной рефлексии. |
5.Сравнение полученного результата с эталоном (контроль) | Составление эталона | Сравнение выделенных отличительных признаков планеты Земля с эталоном, предложенным учителем | Выделение главного. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | Внесение необходимых корректив в полученный результат | Самостоятельное оценивание правильности выполненной работы |
|
|
6. Включение полученных знаний в систему знаний | Познавательные вопросы различной сложности | Выбор задания посильной трудности. Ответы на вопросы. | Анализ, сравнение, установление причинно – следственных связей | Выполнение заданий | Различение способа и результата действия | Ответы на предложенные вопросы | Построение монологического высказывания |
7. Рефлексия. | Учитель консультирует, помогает | Самостоятельное оценивание результатов своего труда |
|
|
|
|
|
8. Домашнее задание | Предлагает несколько заданий на выбор |
|
| Выбирают задания из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей | Адекватно оценивать свои возможности |
|
|
Приложение 1
Вопросы для актуализации знаний учащихся
-
Назовите небесные тела, входящие в состав Солнечной системы?
-
Какое небесное тело находится в центре Солнечной системы?
-
Сколько планет входит в состав Солнечной системы?
-
Самая ближняя к Солнцу планета?
-
Самая удаленная планета от Солнца?
-
Соседи планеты Земля?
-
Самая большая планета?
-
Самая маленькая планета?
-
Чем планета Земля отличается от других планет?
-
К какой группе планет относится Земля?
-
Почему температура на Венере выше, чем на Меркурии?
Приложение №2
Вопросы для закрепления (включение в систему знаний)
-
На какие две группы делят планеты?
-
Какие планеты относят к планетам земной группы?
-
Какие планеты относят к планетам – гигантам?
-
Какая планета самая большая в Солнечной системе?
-
Какой газ составляет основу атмосферы планет – гигантов?
-
На каком расстоянии от Солнца находится планета Земля?
-
Какими газами образована атмосфера Земли?
-
Почему вода на Марсе находится только в твердом состоянии?
-
Почему астрономы древности не знали о существование огромных планет Урана и Нептуна, хотя гораздо более маленькие планеты Меркурий и Марс были им хорошо известны?
-
За какое время солнечный луч достигнет Земли, если скорость света 300 000 км в секунду? Ответ выразите в минутах.
-
За какое время достигнет Солнца искусственный спутник, если его скорость 8 км в секунду?
-
Во сколько раз диаметр каждой из планет – гигантов больше диаметра Земля.
Приложение №3
Предлагаемые варианты домашних заданий:
-
Составить 2 «тонких» и 1 «толстый» вопрос по изученному материалу.
-
Решить задачу.
Ю.А.Гагарин совершил свой первый полет в космос на корабле «Восток». Сравните скорость корабля «Восток» со скоростью современных космических кораблей, если он совершил один виток вокруг Земли (длина траектории полета 41 000 км) за 1 час 48 минут.
-
Составить синквейн «Земля».
-
Спланируйте последовательность действий при выполнении задания.
Современные космические корабли достигают лунной поверхности за 15 суток. Какова скорость современного космического корабля?