Уксукбаева Нургуль Дейсенгалиевна
МОАУ «СОШ №4 г.ОРСКА»
Учитель географии
Дата: 7.02.2013
Класс: 8
Урок в системе/разделе: 34/3
Тип урока: изучение нового материала
Технологии: кейс-метод
Методы: частично-поисковые, репродуктивные, проблемные.
Формы: индивидуальная, фронтальная, парная.
Цели урока:
А) Общеобразовательные: формирование учебно-познавательных компетенций через усвоение учащимися знаний о географическом положении, особенностях природы Северного Кавказа;
Б) Воспитательные: формирование компетенций личностного самосовершенствования через освоение способов интеллектуального саморазвития, способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе;
В) Развивающие: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоритические знания на практике, умение работать с картографическим материалом и учебником.
Ход урока:
Деятельность учащихся | УУД | |
Оргмомент | Готовятся к уроку. | Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу. |
— Здравствуйте, ребята! Вы заметили, что у нас сегодня на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их. Присаживайтесь. | ||
Актуализация знаний | Отвечают на вопросы. Смотрят слайды, выдвигают тему и задачи урока. | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях. |
— Итак, в начале нашего урока, я прошу вас вспомнить какой раздел нашего учебника мы с вами проходим? — Какой природный район мы свами уже рассмотрели? — Мне сегодня преставился случай познакомить вас с самым южным районом нашей Родины – России. — Прослушайте, пожалуйста, стихотворение, просмотрите слайды и назовите тему нашего сегодняшнего урока. (Презентация 1) Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орёл, с отдалённой поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье. Здесь тучи смиренно идут подо мной; Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады; Под ними утёсов нагие громады… А. С. Пушкин
| ||
Изучение нового материала | Отвечают на вопросы, работают в группе, работаю с атласом | Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез, проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях. |
Тема нашего сегодняшнего урока: «Кавказ». (Презентация 2, Слайд 1)
— Давайте с вами вспомним, по какому плану мы рассматриваем природные комплексы? 1. Географическое положение 2. Рельеф и геологическое строение 3. Полезные ископаемые 4. Климат 5. Реки 6. Природные зоны — В соответствии с планом описания, поставьте задачи нашего урока. — Природа Кавказа разнообразна и чрезвычайно живописна. Стихи о Кавказе писали М.Ю. Лермонтов и В.А.Жуковский.
— Я предлагаю вам работу в паре:
— Давайте поработаем с атласами на странице 39, и определим географическое положение Кавказа. Горы расположены к югу от Русской равнины. От неё отделяются условно Кумо-Манычской впадиной. Кавказские горы протянулись с север0-запада на юго-восток через перешеек, отделяющий Азовское и Чёрное моря от Каспийского моря. На западе от Таманского полуострова до Апшеронского полуострова на востоке. — Кавказские горы – самые высокие горы России. По физической карте определите высоту вершины Кавказа и России. (Гора Эльбрус, 5642 м). — Это не простая гора, как утверждают учёные. Это – потухший вулкан. — А что может подтвердить это? — Найдите другие вершины Кавказа? (Казбек – 5033 м., Дыхтау – 5203м., г.Шхара – 5068 м) — Послушайте отрывок из поэмы Лермонтова «Исмаил Бей» (слайд 2): Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой: Они меня в младенчестве носили И к небесам пустыни приучили. И долго мне мечталось с этих пор. Все небо юга да утёсы гор. Прекрасен ты, суровый край свободы, И вы престолы вечные природы. — Почему Лермонтов называет Кавказ – седым? — Докажите, что Кавказские горы молодые. Учащиеся перечисляют доказательства:
— Вершины Кавказа пикообразны, гребни острые, склоны крутые. Вершины покрыты вечными снегами. (Слайд 3).
— Дальнейшая наша работа продолжится с географической схемой на странице 171 учебника, рисунок 92 и физической картой России.
Для этой работы я предлагаю вам меняться парами, по моему сигналу поменяйтесь парами. (хлопок) — Найдите, на какие 3 части делят территорию Кавказа? (слайд 4), (хлопок) — Найдите ту территорию, которая расположена на территории России? (слайд 5), (хлопок) — С какими странами Россия граничит через Большой Кавказ? — Спасибо, я прошу всех принять свои места. — Посмотрите, какой следующий пункт нашего плана?
Полезные ископаемые.
— Для рассмотрения этого вопроса, поделитесь, пожалуйста, на 3 группы. На ваших столах лежит информация о строении и географическом положении Кавказа. (Приложение 1) Ваша задача: ознакомиться с данной информацией и сделать выводы, есть ли на территории Кавказа полезные ископаемые? Если есть, то, какие полезные ископаемые могут находиться на этой территории? Свой ответ изобразите в виде схемы на листах А3. — Итак, время закончилось, предлагаю каждой группе высказать свою точку зрения. От группы выступает представитель. — Кто-нибудь из группы хочет что-нибудь добавить? — А теперь обратимся и сверим ваши данные с достоверной информацией по данному вопросу. Для этого обратим внимание на слайд. (Слайд 7) — Подводя итог нашей работе в группах, можно сделать вывод, что даже если мы обладаем достаточным багажом знаний, это не означает, что мы можем дать однозначный ответ на поставленный вопрос. — Я прошу всех занять свои места. | ||
Закрепление | Работа в контурных картах | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры, действия, планировать свои действия. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы. |
— В качестве закрепления знаний, полученных на уроке, мы свами выполним практическую работу в контурных картах. На странице 9, задание 1-2. (Слайд 8) | ||
Итог урока | Высказывают своё мнение | Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях. |
— Подводя итог нашего урока, я попрошу вас продолжить предложения на экране. (Слайд 9) | ||
Домашнее задание | Записывают домашнее задание | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры, действия, планировать свои действия. |
Параграф 31, вопросы после параграфа или сообщение «Высотная поясность в горах Кавказа». (Слайд 10) |
Список литературы
-
География России. Природа. Баринова И.И. Учебник, издательство «Дрофа», 2011
-
Атлас. 8 класс, издательство «Дрофа», 2011
Приложение 1
Географическое положение Северного Кавказа.
Северный Кавказ-это самая южная часть российской территории. Горы расположены к югу от Русской равнины. От Русской равнины Кавказские горы отделены Кумо-Манычской впадиной. Кавказ занимает обширное пространство между Черным и Каспийским морями. На западе горы протянулись от Таманского полуострова (бывшая Тмутаракань) до Апшеронского полуострова на востоке. Кавказ состоит из Предкавказья, Большого Кавказа и Закавказья. К России относится лишь Предкавказье и Северные склоны Большого Кавказа. По гребням Главного, или Водораздельного хребта проходит граница Российской Федерации со странами Закавказья. Кавказ – самые высокие горы России. Высшая точка – гора Эльбрус (5642 метра).
Здесь имеются вулканы, правда, они считаются потухшими – г. Эльбрус, Казбек. Здесь есть горы – не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма. Это горы – лакколиты: Машук, Бештау. Сложены горы разнообразными горными породами – известняками и мергелями, песчаниками, а в центре Главного хребта на поверхность выходят древние кристаллические породы – граниты, габбро, пегматиты. Северные склоны Кавказа представлены Скалистым, Пастбищным хребтами и Лесистым. Они имеют ассиметричные склоны. Южные их склоны крутые, а северные полого понижаются к Предкавказью. Эти хребты являются куэстами. Образовались куэсты из пластов сложенных разными по твёрдости породами.
В основании Предкавказья лежит молодая плита. Осадочный чехол ее состоит из молодых отложений – лёссовых и лёссовидных суглинков.