Уксукбаева Нургуль Дейсенгалиевна

МОАУ «СОШ №4 г.ОРСКА»

Учитель географии

Дата: 7.02.2013

Класс: 8

Урок в системе/разделе: 34/3

Тип урока: изучение нового материала

Технологии: кейс-метод

Методы: частично-поисковые, репродуктивные, проблемные.

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Цели урока:

А) Общеобразовательные: формирование учебно-познавательных компетенций через усвоение учащимися знаний о географическом положении, особенностях природы Северного Кавказа;

Б) Воспитательные: формирование компетенций личностного самосовершенствования через освоение способов интеллектуального саморазвития, способствовать воспитанию патриотизма, чувства гордости за свою страну, нравственно-эстетического и эмоционально-ценностного отношения к природе;

В) Развивающие: способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоритические знания на практике, умение работать с картографическим материалом и учебником.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учащихся

УУД

Оргмомент

Готовятся к уроку.

Личностные: сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.

— Здравствуйте, ребята! Вы заметили, что у нас сегодня на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их.

Присаживайтесь.

Актуализация знаний

Отвечают на вопросы.

Смотрят слайды, выдвигают тему и задачи урока.

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях.

— Итак, в начале нашего урока, я прошу вас вспомнить какой раздел нашего учебника мы с вами проходим?

— Какой природный район мы свами уже рассмотрели?

— Мне сегодня преставился случай познакомить вас с самым южным районом нашей Родины – России.

— Прослушайте, пожалуйста, стихотворение, просмотрите слайды и назовите тему нашего сегодняшнего урока. (Презентация 1)

Кавказ подо мною. Один в вышине

Стою над снегами у края стремнины;

Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,

Парит неподвижно со мной наравне.

Отселе я вижу потоков рожденье

И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;

Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;

Под ними утёсов нагие громады…

А. С. Пушкин

Изучение нового материала

Отвечают на вопросы, работают в группе, работаю с атласом

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез, проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Кавказ». (Презентация 2, Слайд 1)

— Давайте с вами вспомним, по какому плану мы рассматриваем природные комплексы?

1. Географическое положение

2. Рельеф и геологическое строение

3. Полезные ископаемые

4. Климат

5. Реки

6. Природные зоны

— В соответствии с планом описания, поставьте задачи нашего урока.

— Природа Кавказа разнообразна и чрезвычайно живописна. Стихи о Кавказе писали М.Ю. Лермонтов и В.А.Жуковский.

— Я предлагаю вам работу в паре:

— Давайте поработаем с атласами на странице 39, и определим географическое положение Кавказа.

Горы расположены к югу от Русской равнины. От неё отделяются условно Кумо-Манычской впадиной. Кавказские горы протянулись с север0-запада на юго-восток через перешеек, отделяющий Азовское и Чёрное моря от Каспийского моря. На западе от Таманского полуострова до Апшеронского полуострова на востоке.

— Кавказские горы – самые высокие горы России. По физической карте определите высоту вершины Кавказа и России. (Гора Эльбрус, 5642 м).

— Это не простая гора, как утверждают учёные. Это – потухший вулкан.

— А что может подтвердить это?

— Найдите другие вершины Кавказа? (Казбек – 5033 м., Дыхтау – 5203м., г.Шхара – 5068 м)

— Послушайте отрывок из поэмы Лермонтова «Исмаил Бей» (слайд 2):

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой:

Они меня в младенчестве носили

И к небесам пустыни приучили.

И долго мне мечталось с этих пор.

Все небо юга да утёсы гор.

Прекрасен ты, суровый край свободы,

И вы престолы вечные природы.

— Почему Лермонтов называет Кавказ – седым?

— Докажите, что Кавказские горы молодые.

Учащиеся перечисляют доказательства:

  1. Остроконечные вершины;

  2. Глубокие ущелья;

  3. Большая высота;

  4. Частые землетрясения.

— Вершины Кавказа пикообразны, гребни острые, склоны крутые. Вершины покрыты вечными снегами. (Слайд 3).

— Дальнейшая наша работа продолжится с географической схемой на странице 171 учебника, рисунок 92 и физической картой России.

Для этой работы я предлагаю вам меняться парами, по моему сигналу поменяйтесь парами. (хлопок)

— Найдите, на какие 3 части делят территорию Кавказа? (слайд 4), (хлопок)

— Найдите ту территорию, которая расположена на территории России? (слайд 5), (хлопок)

— С какими странами Россия граничит через Большой Кавказ?

— Спасибо, я прошу всех принять свои места.

— Посмотрите, какой следующий пункт нашего плана?

Полезные ископаемые.

— Для рассмотрения этого вопроса, поделитесь, пожалуйста, на 3 группы.

На ваших столах лежит информация о строении и географическом положении Кавказа. (Приложение 1)

Ваша задача: ознакомиться с данной информацией и сделать выводы, есть ли на территории Кавказа полезные ископаемые? Если есть, то, какие полезные ископаемые могут находиться на этой территории? Свой ответ изобразите в виде схемы на листах А3.

— Итак, время закончилось, предлагаю каждой группе высказать свою точку зрения. От группы выступает представитель.

— Кто-нибудь из группы хочет что-нибудь добавить?

— А теперь обратимся и сверим ваши данные с достоверной информацией по данному вопросу. Для этого обратим внимание на слайд. (Слайд 7)

— Подводя итог нашей работе в группах, можно сделать вывод, что даже если мы обладаем достаточным багажом знаний, это не означает, что мы можем дать однозначный ответ на поставленный вопрос.

— Я прошу всех занять свои места.

Закрепление

Работа в контурных картах

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры, действия, планировать свои действия.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы.

— В качестве закрепления знаний, полученных на уроке, мы свами выполним практическую работу в контурных картах. На странице 9, задание 1-2. (Слайд 8)

Итог урока

Высказывают своё мнение

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях.

— Подводя итог нашего урока, я попрошу вас продолжить предложения на экране. (Слайд 9)

Домашнее задание

Записывают домашнее задание

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры, действия, планировать свои действия.

Параграф 31, вопросы после параграфа или сообщение «Высотная поясность в горах Кавказа». (Слайд 10)

Список литературы

  1. География России. Природа. Баринова И.И. Учебник, издательство «Дрофа», 2011

  2. Атлас. 8 класс, издательство «Дрофа», 2011

Приложение 1

Географическое положение Северного Кавказа.

Северный Кавказ-это самая южная часть российской территории. Горы расположены к югу от Русской равнины. От Русской равнины Кавказские горы отделены Кумо-Манычской впадиной. Кавказ занимает обширное пространство между Черным и Каспийским морями. На западе горы протянулись от Таманского полуострова (бывшая Тмутаракань) до Апшеронского полуострова на востоке. Кавказ состоит из Предкавказья, Большого Кавказа и Закавказья. К России относится лишь Предкавказье и Северные склоны Большого Кавказа. По гребням Главного, или Водораздельного хребта проходит граница Российской Федерации со странами Закавказья. Кавказ – самые высокие горы России. Высшая точка – гора Эльбрус (5642 метра).

Здесь имеются вулканы, правда, они считаются потухшими – г. Эльбрус, Казбек. Здесь есть горы – не состоявшиеся вулканы. На вершинах этих гор нет кратеров, но внутри находится застывшая магма. Это горы – лакколиты: Машук, Бештау. Сложены горы разнообразными горными породами – известняками и мергелями, песчаниками, а в центре Главного хребта на поверхность выходят древние кристаллические породы – граниты, габбро, пегматиты. Северные склоны Кавказа представлены Скалистым, Пастбищным хребтами и Лесистым. Они имеют ассиметричные склоны. Южные их склоны крутые, а северные полого понижаются к Предкавказью. Эти хребты являются куэстами. Образовались куэсты из пластов сложенных разными по твёрдости породами.

В основании Предкавказья лежит молодая плита. Осадочный чехол ее состоит из молодых отложений – лёссовых и лёссовидных суглинков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here