Урок русского языка в 6 классе
«Этимология как раздел языкознания»
Тип урока: комбинированный.
УМК: Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).
Цели:
1.Познавательные:
-Сформировать представление о способах пополнения словарного запаса языка.
-Дать понятие об этимологии.
— Ознакомить учащихся с этимологическими словарями.
2.Практические:
— Научить определять происхождение слов.
3.Общепредметные:
— Воспитывать любовь к слову.
— Обогащать лексикон учеников заимствованной лексикой.
Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного».
Регулятивные: соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.
Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель:
| 1.Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
| Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
| Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель:
| 2. Работа с таблицей. На доске чертится таблица. Учитель даёт задание – заполнить пропуски, где это возможно (там, где слово образовать нельзя, ставится прочерк).
3. Мозговой штурм. — Что изучает морфемика, а что – словообразование? — Что называется морфемой? — Какие морфемы вы знаете? — В какой части слова заключено его лексическое значение? — Какая морфема служит для связи слов в предложении? — С помощью каких морфем образуются новые слова? — Какие чередования согласных в корне вы знаете? — Назовите корни с чередованием е//и. Приведите примеры. — Назовите корни с чередованием о//а. Все ли эти корни подчиняются одному правилу? — Какие ещё гласные могут чередоваться в корне? — Расскажите о правописании корней –твар-//-твор-, -плав-//-плов-, -равн-//-ровн-, -мак-//-мок-. — Какие способы образования слов вы знаете? — Чем различаются непроизводная, производная, производящая (исходная) основы? — Как могут быть образованы сложные слова? — Когда сложные имена существительные и прилагательные пишутся слитно? — Когда сложные имена существительные и прилагательные пишутся через дефис? — Как образуются сложносокращённые слова?
| Выполняют работу у доски
Отвечают на вопросы.
Основа, от которой образовано новое слово, — производящая. Та основа, которая образована, — производная. Если основа слова состоит только из одного корня (как у существительных, прилагательных и глаголов) , или из корня и суффикса (как у глаголов), то такая основа непроизводная. | Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)
Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. | Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы.
4. Изучение нового материала. Учащиеся читают теоретический материал § 25, затем обсуждают прочитанное с учителем. — Что такое этимология? — Какие сведения приводятся в словарной статье этимологического словаря? Давайте запишем их в тетрадь: 1)исконно русское слово или заимствованное; если оно заимствованное, то указывается язык – источник; 2)от какого слова или словосочетания и с помощью какого способа словопроизводства оно было образовано; 3)какие родственные слова существуют у этого слова в настоящее время; 4)какие звуковые и смысловые изменения в слове произошли; 5)родственные слова и сопоставительный материал из других языков.
|
Работают с теорией учебника в парах.
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают основные положения теории в словарики. | Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. | Для хорошей работы головного мозга (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо – 5–10 раз)
| Выполняют упражнения. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель:
выполнения заданий | Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания
5.Закрепление изученного материала.
Упр. 200, 201, 202.
Чтение рубрики «Знаете ли вы, что…»
Чтение отрывка из книги «Секреты орфографии» и выполнение заданий к упр. 203
Выполнение заданий рубрики «Проверяем себя».
|
Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке оценивают себя.
| Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7.Рефлексия. (5 мин.) Цель:
| Рефлексия — Каким способом? — Какие получили результаты? — Что нужно сделать ещё? — Где можно применить новые знания? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса
Оценки получают ученики, отвечавшие домашнее задание, работавшие у доски и активно дополнявшие с места.
Домашнее задание: § 25, словарный диктант. |
Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Каким сегодня был урок?
| Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)
|