Урок географии 8 класс

Тема Климат Казахстана

Цели:

  1. Обобщение и углубление знаний по теме «Климат Казахстана»

  2. Развитие внимания, мышления, памяти.

  3. Воспитание интереса к предмету, чувства коллективизма, ответствен-ности.

Тип урока: Урок обобщения

Форма урока: Урок – игра «Счастливый случай»

Оборудование: Физическая карта Казахстана, названия геймов, сундучок, условные знаки

листы бумаги, фломастеры, заготовки для гейма «Разминка» на листах формата А4 (вывешиваются на доске)

заготовки для гейма «Заморочки из сундучочка»

Ход урока.

1. Оргмомент. Приветствие детей. Настрой на работу. Пожелание успехов в течение всего урока.

Посмотрите на доску. Вы видите условные знаки. Какие погодные явления обозначаются этими знаками?

Как связаны климат и погода?

Сегодня эти условные знаки будут играть другую роль. Внимательно следите за своей работой, знаниями, настроением на уроке. В конце урока каждый должен будет определить, что он чувствует. Эти знаки на уроке будут отражать ваши знания и ваше настроение.

У нас сегодня урок необычный – игра «Счастливый случай». Победит та команда, которая лучше знает материал, умеет работать в группе.

Для работы на уроке вы разделились на 2 команды. Придумайте своим командам названия, связанные с изученной темой.

1 команда — ….

2 команда — …..

Запишите в тетрадях названия своих команд и запишите все ассоциации, связанные с этим словом. (Групповая работа.)

Проверка. Каждое слово — 1 балл.

Начинаем нашу игру. 1 гейм «Разминка»

Каждой команде задано 10 вопросов. (отпечатаны на компьютере и вывешены на доске ) на обсуждение 5 минут. Каждый игрок должен ответить хотя бы на 1 вопрос.(капитаны команд фиксируют результаты работы каждого игрока)

Вопросы 1 команде.

  1. В каком климатическом поясе расположен Казахстан?

  2. Как называется многолетний режим погоды в данной местности?

  3. Каково влияние океанов на климат Казахстана?

  4. От чего зависит продолжительность дня в разное время года?

  5. Где больше солнечная радиация – на севере или на юге?

  6. В каком слое атмосферы возникают воздушные течения: в стратосфере или в тропосфере?

  7. Какие ВМ влияют на климат Казахстана?

  8. Какие ВМ, наступающие на территорию республики, характеризуются низкими температурами и зимой и летом, сухостью и прозрачностью воздуха?

  9. Какие ВМ на территории Республики называются иранскими?

  10. Что называется термической депрессией?

Вопросы 2 команде.

  1. К какому типу климата относится климат Казахстана?

  2. Как называется состояние атмосферы в данное время в данной местности ?

  3. Какие климатообразующие факторы Казахстана вы знаете?

  4. Что называется солнечной радиацией?

  5. От чего зависит распределение солнечной радиации на Земле?

  6. Под влиянием чего происходит циркуляция атмосферы на территории Казахстана?

  7. Какие ВМ приносят влагу на территорию нашей страны?

  8. Почему ВМ с Индийского океана не поступают на территорию республики?

  9. Какая область давления формируется на территории страны летом?

  10. Что называется осью Воейкова?

Проверка. Если нужно – при ответе использовать карту.

Нарисовать в тетради условный знак.

2 гейм «Заморочки из сундучочка»

В сундучке 6 карточек с вопросами. Выбрать не глядя, 2 карточки. Обсудить в группе. Проверка.

Содержание карточек.

  1. Излучение солнцем тепла и света называется солнечной радиацией. Часть солнечной радиации поглощается и рассеивается водяными парами, кристаллами льда, частицами пыли, облаками в атмосфере. В этих условиях поверхности Земли достигает … радиация. О какой радиации идет речь?

  2. Зимой в связи с небольшим углом падения солнечных лучей, краткостью дня, способностью снежного покрова величина солнечной радиации … Что с ней происходит?

  3. Эти ВМ формируются в средних широтах материка. Пройдя огромные расстояния, они теряют много влаги и попадают на территорию республики уже значительно иссушенными. Тем не менее, они приносят с запада основную часть осадков, выпадающих в Республике. О каких ВМ идет речь?

  4. Зимой охлажденные нижние слои воздуха в предгорных равнинах, в горных ущельях, замкнутых межгорных котловинах, долинах имеют более низкую температуру, чем в горах. А склоны окружающих их хребтов – более высокую температуру. Как называется явление повышения температуры с высотой?

  5. Назовите минимум зимней температуры в Казахстане и покажите на карте место, где она была зарегистрирована.

  6. Суточные колебания температуры воздуха в Казахстане значительны. Летом на севере амплитуда равна 130, на юге 190. Назовите районы, где амплитуда равна 300.

Проверка. Оценивание. Условный знак.

3 гейм. «Ты – мне, я – тебе»

Придумать команде соперников по 2 вопроса.

Проверка. Вопрос – ответ. Оценивание. Условный знак.

4 гейм «Тёмная лошадка» Самостоятельная работа.

Выберите только климатообразующие факторы Казахстана(На доске)

Уровень солнечной радиации.

Географическая широта местности

Движение воздушных масс

Выветривание

Рельеф

Состав горных пород

Близость океанов

Высота местности над уровнем моря.

Проверка. Условный знак.

5 гейм «Третий – лишний»

Найти лишнее слово. Командам поочередно демонстрируются таблички со словами. Объяснить рассуждение.

Костанай, Кокшетау, Алматы

Приаральская низменность, озеро Балхаш, Алтай

Рассеянная радиация, прямая радиация,отраженная радиация

Арктические ВМ, Индийские ВМ, Иранские ВМ

Снег, град, «сухие дожди»

Засуха, гололед, дождь

Пшеница, картофель, хлопчатник

6 гейм «Гонка за лидером»

Составить графики t0 и осадков в городе Алматы по приведенным таблицам

Проверка. Подсчет баллов. Рефлексия.

Какие условные знаки преобладают? Почему?

Оценивание работы групп, отдельных учащихся. Подведение итогов урока.

Д/з повторить все параграфы по теме «Климат», ответить на вопросы с 100.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here