Урок географии в 8а классе.
Тема урока: Определение по картам и статистическим материалам особенностей литания, режима, годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного использования
Форма урока: Урок-практикум.
Задачи: Формирование умений, навыков работы с географическими источниками; составление ФГХ природных объектов.
Категорийный аппарат урока: Формирование понятий:
-
падение реки,
-
уклон реки,
-
годовой сток реки.
Учебно-наглядный комплекс:
-
Физическая карта России;
-
Атлас России, 8 класс;
-
Инструктивные карточки;
-
Кроссворд;
-
Литература о реках России;
Содержание и ход урока:
1. Мотивационно-целевой блок: Определите тему урока, решив кроссворд.
-
Наиболее высокий уровень воды в реке, ежегодно повторяющийся в одни
-
сроки.
-
Кратковременный подъем уровня воды в реке.
-
Изменение состояния реки во времени.
-
Количество воды, протекающее в реке за год.
-
Превышение истока реки над устьем, выраженное в метрах.
-
Отношение величины падения реки к её длине.
-
Источники поступления воды в реку.
-
Наиболее низкий уровень воды в реке.
На какие вопросы мы должны найти ответы при описании реки?
2. Содержательно-процессуальный блок:
В классе работают 6 разноуровневых учебных центров:
-
1 группа – «Путешественники»
-
2 группа – «Гидрологи»
-
3 группа – «Я – река_____»
-
4 группа – «МЧС»
-
5 группа – «Экологи»
-
6 группа – «Фотокорреспонденты»
Задание 1 группе – «Путешественники» — составление лоции реки: (совместная работа под руководством учителя, 15 минут)
Здравствуйте, дети
Урок сегодня о важном на свете:
О воде, урок-путешествие по реке.
Вас сегодня отвечать
Буду к доске приглашать!
И прошу вас без подсказки!
Выйдя к карте – вот указка.
Итак, в путешествие вас приглашаю
Всем удачи я желаю.
Атласы прошу открыть
С помощью карт будем плыть!
Вас к вниманью призываю
Маршрут по теме называю
Ваша задача угадать
И эту реку на карте отыскать,
По плану лоцию реки написать.
«Семь тысяч рек, ни в чем не равных,
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих в даль – семь тысяч рек.
Она со всех концов собрала –
Больших и малых – до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздила шар земной»
(А.Твардовский «За далью даль»)
(1. Название реки: Волга.)
По Волге плывем
Что такое «река» назовем?
Чтоб Волгу лучше узнать,
Поплывем исток открывать.
(2. Исток – Валдайская возвышенность.)
Полный вперед!
От истока к устью плывем,
Куда впадает река? Узнаем.
(3. Устье – Каспийское море-озеро.)
Плывем опять!
И что видим за бортом?
Направление и крупные притоки
Непременно назовем.
(4. Направление течения – с севера на юг. 5. Притоки: Ока и Кама.)
Вот вам русская поговорка:
Река Ока – Волги правая рука,
Кама – левая рука.
Сливаются здесь Волга и Ока
И вдаль стремятся, как одна река.
И знают стены древнего Кремля,
Чтопородилаиходназемля.
Барашки волн бегут за рядом ряд –
О чем они неспешно говорят?
Родная Волга, русская река!
Ты многое видала за века.
Хотим мы плавать, загорать,
В речном круизе отдыхать,
Чтобы на мель не сесть
На карты посмотрите
Режим и питание назовите,
И станет ясно
Когда поездка будет не напрасна.
(6. Питание: смешанное. 7. Режим: половодье весной, Ледостав в декабре, ледоход в марте.)
Таблицу на доске посмотрите
Падение и уклон реки определите.
Формулы хорошо надо знать,
Чтобы ошибок не допускать!
(8. Падение реки: 256-(-28) = 284м 9. Уклон реки: 284м : 3531км = 0,08м/км = 8см/км)
Как движется вода?
Ответить вы сейчас должны.
Волга – равнинная или горная река?
(10. Характер течения: медленный, спокойный, река равнинная.)
Сейчас карты открываем
Годовой сток и использование реки называем.
( 11. Годовой сток: 400куб.км. 12. Хозяйственное использование: … .)
Плывут по Волге пароходы
Стучат волною о берега…
Ты мне дороже год от года,
Родная, милая река.
Задание 2 группе – «Гидрологи»:
(Самостоятельная работа с источниками, 15 минут)
По фрагменту контурной карты определите реку и составьте лоцию
-
Название реки:
-
Исток:
-
Устье:
-
Направление течения:
-
Крупные притоки:
-
Питание реки:
-
Режим реки: половодье — ледостав —
-
Падение реки:
-
Уклон реки:
-
Характер течения:
-
Годовой сток:
-
Хозяйственное использование реки человеком:
Задание 3 группе – «Я – река_______» (самостоятельная работа с источниками, 15 минут)
Представьте себя рекой и расскажите о себе:
«Я – река ______________________ »
Действие обучающегося | |
1. Какая вы река? | Определите название реки по фрагменту контурной карты |
2. Где вы берете начало? | Определите исток реки по физической карте |
3. Куда вы впадаете? | Определите устье реки по физической карте |
4. В каком направлении вы |
|
|
течете?Определите по физической карте стороны горизонта, откуда и куда течет река5. По какой форме рельефа
вы протекаете?Найдите название формы рельефа на физической карте6. Какое ваше падение?Определите падение реки с помощью данных таблицы и формулы (падение реки= высота истока – высота устья)7. Какой ваш уклон?Определите уклон с помощью данных таблицы и формулы (уклон = падение реки: длину реки)8. Каковы скорость и
характер течения?Медленное или быстрое течение?
Равнинная или горная река?9. Какое у вас питание?Дождевое? Ледниковое? Снеговое? Грунтовое? Смешанное?10. Каков ваш режим?По картам определите, когда половодье? Ледостав? Ледоход?11. Как вы взаимодействуете
с человеком?Сделайте вывод о использовании реки человеком
Задание 4 группе – «МЧС» (самостоятельная работа, 15 минут)
В мае вас вызвали в поселок Озерный Коплпашевского района Томской области. Что вы обнаружили, что вы увидели, приехав на место? Чем вызвана чрезвычайная ситуация в поселке? Ваши действия?
Подготовьте рассказ.
Задание 5 группе – «Экологи» (самостоятельная работа с источниками, 15 минут)
Используя материал §14 учебника:
-
Заполните схему: Что влияет на качество воды
-
Убедите себя и своих товарищей, что нельзя загрязнять реки, а необходимо их охранять!
Задание 6 группе – «Фотокорреспонденты» (самостоятельная работа, 15 минут)
Нарисуйте горную и равнинную реки, используя все полученные знания и эрудицию.
3. Итоговый блок.
Предоставление результатов работы 2-6 групп (3-4 минуты)
4. Домашнее задание:
-
Творческое задание: Составьте и оформите кроссворд «Реки России» на букву вашего имени или вашей фамилии.
-
Если что-то не понятно (к огорчению учителя), прочитайте § 23учебника.