МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Осташкова Тверской области
Предмет: география
Ермакова Надежда Ниловна,
учитель географии
Данный урок является вторым уроком в теме изучения материка Антарктида. До этого урока учащиеся рассмотрели географическое положение и историю открытия материка.
ТЕМА УРОКА : « Природа Антарктиды».
Цели урока:
-
образовательная: формирование представлений о своеобразии, уникальности природы и органического мира Антарктиды;
-
развивающая: формирование умений выявлять причинно-следственные связи, подтверждать географические закономерности конкретными примерами, анализировать, обобщать и делать выводы;
-
воспитывающая: воспитание чувства ответственности за судьбу планеты, формирование умений вести диалог, слушать одноклассников, высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Задачи:
Познакомить с особенностями ледникового покрова Антарктиды.
Показать особенности рельефа Антарктиды и его зависимость от тектонического строения.
Выявить особенности климата и обуславливающие их причины.
Выявить черты приспособленности органического мира к суровым условиям Антарктиды.
Совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации.
Показать практическую значимость изучения природы Антарктиды
Оборудование: физическая карта Антарктиды, климатическая карта, карта «Строение земной коры», атласы.
Техническое обеспечение урока: компьютер, интерактивная доска, слайды с изображением Антарктиды.
Тип урока: изучение нового материала ( урок – исследование).
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
План урока.
-
Подготовительный этап.
Учитель предлагает ученикам занять место за столом с той табличкой, которая соответствует тому исследованию, которое учащийся хочет осуществить: «Гляциологи», «Геоморфологи», «Климатологи», «Биологи».
-
Организационный момент.
Учитель объявляет тему, цели и задачи урока.
-
Фронтальная работа.
Учащиеся с помощью карты и атласа рассказывают о географическом положении Антарктиды, истории её исследования.
-
Изучение нового материала. Организация исследовательской работы. Работа в группах.(Каждая группа получает задание).
-
«Гляциологи»
Проблемный вопрос. Почему в Антарктиде такая толщина льда?
Что лежит в основании материка Антарктиды?
Какова наибольшая абсолютная толщина льда?
В каких районах самая большая толщина ледникового щита?
Почему в районе станции Мирный ледниковый покров незначительный?
-
«Геоморфологи»
Проблемный вопрос. Почему на самом холодном материке есть действующие вулканы?
Работа с атласом по карте «Строение земной коры».
Какую роль играет рельеф в движении льда по континенту?
Часто ли бывают землетрясения на материке?
Какие полезные ископаемые есть на материке?
Объясните наличие именно этих полезных ископаемых.
Показать основные хребты Антарктиды.
-
«Климатологи»
Проблемный вопрос: Почему Антарктиду называют холодильником Земли?
Назвать климатообразующие факторы. Какие из них играют главную роль?
По картам атласа и климатограмме ( стр.198) дать характеристику климата.
Объяснить появление ветров большой силы.
-
«Биологи»
Проблемный вопрос : Как животные Антарктиды приспособились к условиям жизни?
Почему образовалась Антарктическая пустыня?
Описать антарктический оазис.
Рассказать о животных Антарктиды.
-
Отчёт о полученных исследованиях.
-
Подведение итогов урока.
Мы завершили увлекательное путешествие в удивительный затерянный мир Антарктиды, где вслед за первооткрывателями и знаменитыми путешественниками ступили на её ледяные просторы. Что же вам запомнилось из нашего путешествия?
Чтобы проверить можете ли вы считаться полярниками и знатоками Антарктиды, составим книгу рекордов по Антарктиде, начиная со слова самый….
-
Рефлексия урока.
Что больше всего запомнилось на уроке. Что понравилось. Выскажите своё мнение.
-
Домашнее задание.
П.49 составить кроссворд по Антарктиде ( по желанию).